К делу № 2- 1155/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 01 марта 2022 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Власенко В.А.,
при секретаре судебного заседания Росляковой К.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г.Сочи гражданское дело по исковому заявлению Ковалевской Н. И. к ГБУЗ «Городская больница № 5 г. Сочи» о защите трудовых прав,
УСТАНОВИЛ:
Ковалевская Н.И. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с ГБУЗ «Городская больница №5 г.Сочи» разницу в заработке за время выполнения ниже оплачиваемой работы в размере 114 430,38 рублей; обязать ГБУЗ «Городская больница № 5 г.Сочи» произвести перерасчет выплат за период отпуска, нахождения на больничном за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из подлежащего выплате среднего заработка; взыскать с ГБУЗ «Городская больница № 5 г. Сочи» проценты за задержку выплаты заработной платы и других выплат в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты задолженности; взыскать с ГБУЗ «Городская больница № 5 г. Сочи» в пользу Ковалевской Н.И. компенсацию морального вреда в сумме 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
Исковые требования Ковалевская Н.И. мотивировала следующим.
Между Ковалевской Н. И. (далее – Истец, Работник) и ГБУЗ «Городская больница № 5 г. Сочи» (далее – Ответчик, Работодатель) ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор № (далее – Трудовой договор), согласно которому Работодатель предоставляет работнику работу по должности младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Работодателем ДД.ММ.ГГГГ вынесен приказ №-п «О применении дисциплинарного взыскания» в виде увольнения в отношении Истца в связи с совершением дисциплинарного проступка (прогул). ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ «Городская больница № 5 г. Сочи» также издан приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении). Указанные приказы решением Центрального районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ (мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ) признаны незаконными, Ковалевская Н.И. восстановлена на работе в отделение паллиативной помощи в должности медицинская сестра по уходу за больными на 1 ставку.
Однако работодатель в нарушение решения суда приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ восстановил Ковалевскую Н.И. на одну ставку в паллиативном отделении, несмотря на то, что в августе 2020 года Ковалевская Н.И. была переведена в инфекционное отделение на 1,5 ставки, что подтверждается выпиской из приказа №-лс от ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным решением от ДД.ММ.ГГГГ судьи Центрального районного суда города Сочи ФИО Ковалевская Н.И. восстановлена в инфекционном отделении в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными на 1,5 ставки, взыскана с ГБУЗ «Городская больница № 5 г. Сочи» выплата за время вынужденного прогула (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 144868,14 рублей.
Только ДД.ММ.ГГГГ на основании дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ работодатель подписал с Ковалевской Н.И. дополнительное соглашение, согласно которому работник переведен в инфекционное отделение на должность младшей медицинской сестры на 1,0 ставку, а также на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Ковалевская Н.И. трудоустроена на 0,5 ставки в инфекционное отделение в должности младшей медицинской сестры.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ковалевская Н.И. была лишена возможности трудиться в должности, отделении и на условиях, изначально согласованных приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ; ее заработная плата не соответствовала заработной плате, установленной до незаконного увольнения.
В судебном заседании истец Ковалевская Н. И. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что работодатель с ДД.ММ.ГГГГ не выплачивает мне заработную плату в положенном размере, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ я была лишена возможности трудиться в должности в отделении и на условиях, изначально согласованных приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, моя заработная плата не соответствовала заработной плате, установленной до незаконного увольнения.
Представители ответчика ГБУЗ «Городская больница №5 г.Сочи» министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Безина И. П. против удовлетворения заявленных исковых требований возражала в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменном тексте возражений относительно заявленных исковых требований, с расчетом представленным стороной истца не согласна, считая его неверным, у истца отсутствуют правовые основания для взыскания денежных выплат, перевод на низкооплачиваемую должность, о котором говорит истец, по факту не было, истец была восстановлена на работе по решению суда с прежним окладом и в прежней должности - младшей медицинской сестры по уходу за больными отделения паллиативной медицинской помощи, что не является переводом. Доводы истца о том, что если бы она продолжила работать в инфекционном отделении и не была бы уволена работодателем, то получила бы заработную плату в большем объеме, не состоятельны, поскольку срок временного перевод в инфекционное отделение истек бы 30.09.2020г.
Суд, заслушав мнение сторон, исследовав все материалы дела, приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению. Данный вывод суда основан на следующих доказательствах.
В соответствии с частями 3, 4 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты груда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
В соответствии со ст.46 (часть 1) Конституции РФ каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод. Данной норме корреспондируют положения международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, установившие, что государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
В соответствии со ст.2 Трудового Кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
С учетом изложенных норм, нарушенные трудовые права работника подлежат защите, в том числе и судебной.
В соответствии со ст.3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Согласно ст.4 ТК РФ принудительный труд запрещен. К принудительному труду также относится, в том числе, выполнение работы с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере.
В соответствии со ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии настоящим Кодексом.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
На основании ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ст.136 ТК РФ).
В силу ст.129 ТК РФ заработной платой является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы и др.
В силу ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. В силу ст.140 ТК РФ при увольнении работника работодатель обязан произвести с ним полный расчет в день увольнения.
Судом установлено, что истец принята на работу в ГБУЗ «Городская больница № 5 г.Сочи» по должности младшая медицинская сестра по уходу за больными, с должностным окладом в размере 12000 рублей в месяц (трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-лс истец уволена на основании пн. а, п. 6, ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ приказы №-П от ДД.ММ.ГГГГ и №-лс от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными, и требование в части восстановления Ковалевской Н.И. на работе в прежней должности до расторжения трудового договора подлежало немедленному исполнению.
Ответчиком указанные требования были выполнены.
До увольнения Ковалевская Н.И. работала на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № (основное место работы 1,0 ст.), заключенного на неопределенный срок, и срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №/В (внутреннее совместительство на 0,5 ст.), заключенного сроком на один год. В период работы Ковалевской Н.И. в паллиативном отделении для замещения отсутствующего работника и на основании личного заявления Ковалевской Н.И. был осуществлен временный перевод (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) истца в другое отделение (инфекционное) на ту же должность (младшая медицинская сестра по уходу за больными), что подтверждается приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано начало и окончание временного перевода (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Прекращение трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ (основное место работы 1,0 ст.) и срочного трудового договора №/В от ДД.ММ.ГГГГ (внутреннее совместительство на 0,5 ст.) с работником было осуществлено на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, который впоследствии по решению Центрального районного суда признан недействительным.
Указанные трудовые договоры вступили в действие, что подтверждается материалами дела. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на дату решения Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ действие срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №/В (внутреннее совместительство на 0,5 ст.) истекло, единственной прежней основной должностью Ковалевской Н.И. являлась должность младшей медицинской сестры по уходу за больными отделения паллиативной медицинской помощи: 1,0 ст. (трудовой договор №), на которую решением суда истец была восстановлена незамедлительно ДД.ММ.ГГГГ Также, на основании решения суда ДД.ММ.ГГГГ работодателем произведена выплата среднего заработка за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом города Сочи было вынесено дополнительное решение, которым изменены требования и в связи с этим требовалось восстановить Ковалевскую Н.И. в должности младшая медицинская сестра по уходу за больными инфекционного отделения на 1,5 ст. и выплатить средний заработок за время вынужденного прогула в размере 144 868,14 рублей.
Дополнительным решением Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, приказом №-П от ДД.ММ.ГГГГ Ковалевская Н.И. восстановлена в должности (работе) младшей медицинской сестры по уходу за больными инфекционного отделения ГБУЗ «Городская больница № 5 г. Сочи» М3 КК с ДД.ММ.ГГГГ на 1,5 ставки.
Довод Истца о лишении ее возможности трудиться в должности, отделении и на условиях, изначально согласованных приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что заработная плата истца не соответствовала заработной плате, установленной до увольнения, а также денежные требования истца о взыскании разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о перерасчете выплат за периоды отпуска и временной нетрудоспособности, о взыскании процентов за задержку выплаты заработной агаты и других выплат, не обоснованы по следующим основаниям.
Приказ №-лс от ДД.ММ.ГГГГ является приказом о временном переводе в инфекционное отделение с основного места работы (отделение паллиативной медицинской помощи) и не может являться основанием для продолжения работы после окончания срока его действия ДД.ММ.ГГГГ
Утверждения Истца о разнице между заработной платой, полученной до увольнения и недополученной после восстановления не имеют оснований. Т.к. указанные суммы 1621,62 рубля и 748,11 рублей, взятые за основу расчетов, подтверждающих перевод на «нижеоплачиваемую должность» исчислена Истцом за период работы в одном и том же отделении паллиативной медицинской помощи на той же должности с тем же окладом (12000 рублей).
Судом установлено, что Ковалевская Н.И. была восстановлена по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ с прежним окладом (12000 рублей) в прежней должности младшая медицинская сестра по уходу за больными отделения паллиативной медицинской помощи.
Доводы Истца о том, что если бы она продолжила работать в инфекционном отделении и не была бы уволена работодателем, то получила заработную плату в большем объеме не состоятельны, т.к. срок временного перевода в инфекционное отделение истек ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В связи с этим заработная плата Ковалевской Н.И. состоит из должностного оклада (фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей, определенных трудовым договором за календарный месяц), выплат компенсационного и стимулирующего характера и социальных выплат. Заработная плата и иные причитающиеся работнику выплаты выплачивалась Ковалевской Н.И. своевременно, без нарушения сроков, что подтверждается материалами дела.
Таким образом, материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы согласно ст. 236 ТК РФ отсутствует.
Закрепленные ст.2 ТК РФ принципы правового регулирования трудовых отношений работодателем по обеспечение(ю) права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда Работодателем не нарушались.
В силу положений ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу требований ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Со стороны истца надлежащих доказательств о нарушении ответчиком ее трудовых прав суду не представлено.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ответчика нарушений норм трудового законодательства в отношении Ковалевской Н.И.
В связи с чем, исковые требования Ковалевской Н.И. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 5 ░. ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░
░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░
«░░░░░░░░░░░»