<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2024 года г. Байконур
26 гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе: председательствующего – судьи Щербинина Б.Ю., при помощнике судьи Сагитовой О.Г, в отсутствие истца ФИО1 и представителя ответчика Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат <адрес>», рассмотрев в помещении военного суда гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о взыскании заработной платы с учетом районного коэффициента 1,4,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат <адрес>» (далее – Военный комиссариат), согласно которому просила суд обязать Военный комиссариат выплатить ей доплату к реально выплаченной заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента 1,4 в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований истец указала на нарушение ответчиком её трудовых прав на получение заработной платы с учетом районного коэффициента 1,4, установленного Распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года
№ 1644рс «Об установлении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в г. Ленинске и поселках Тюратаме и Акае Кзыл-Ординской области Казахской ССР» (далее по тексту – Распоряжение № 1644).
Истец и законный представитель ответчика, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, своих представителей не направили и об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
При этом законный представитель ответчика – ФИО2 в адресованном суду письменном обращении требования иска признала в полном объеме. В данном письменном обращении содержатся сведения о том, что ей разъяснены и понятны последствия признания иска, предусмотренные статьей 173 ГПК РФ.
В соответствии с положениями частей 3, 5 статьи 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся истца и представителя ответчика.
Исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, истец по настоящее время работает по трудовому договору в Военном комиссариате <адрес> и выплата заработной платы ей в оспариваемый период производилась без учёта районного коэффициента 1,4, предусмотренного Распоряжением 1644рс.
Ответчик Военный комиссариат <адрес> является юридическим лицом, может выступать истцом и ответчиком в суде, отвечает по своим обязательствам и несет ответственность за деятельность своих филиалов.
Данные обстоятельства, помимо содержания искового заявления
подтверждаются выпиской из кадрового приказа, копиями трудового договора и дополнительных соглашений к нему, выпиской из ЕГРЮЛ,
а также иными исследованными документами.
Согласно статье 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и работающих на комплексе «Байконур», от 12 октября 1998 г. социальные гарантии граждан Российской Федерации, проживающих и работающих на комплексе «Байконур», обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Соглашением.
В соответствии со статьей 10.1 Договора аренды комплекса «Байконур», заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан 10 декабря 1994 г., предусмотрено, что за гражданами Российской Федерации, проживающими на комплексе «Байконур», сохраняются их конституционные права.
Статьей 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» установлено, что на территории РСФСР до принятия
соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР
применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и названному Соглашению.
Согласно пункту 2 Заключительных и переходных положений Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г., законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.
Статья 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу положений статьи 349 ТК РФ, на работников, заключивших трудовой договор о работе в организациях Вооруженных Сил РФ, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Частью 1 статьи 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 ТК РФ).
В соответствии со статьями 146, 148 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно положениям статей 315, 316, ТК РФ при расчете заработной платы должны применяться районный коэффициент, установленный к заработной плате в районе или местности по месту выполнения работы.
Таким образом, выплата районного коэффициента к заработной плате относится к гарантиям оплаты труда и является элементом заработной платы.
По смыслу части первой статьи 423 ТК РФ, до принятия соответствующего нормативного правового акта к заработной плате работников продолжают применяться районные коэффициенты в размерах, установленных правовыми актами бывшего Союза ССР.
Как следует из пунктов 4 и 6 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 года № 1609, военные комиссариаты являются юридическими лицами - территориальными органами Министерства обороны РФ, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством РФ.
Оплата труда гражданского персонала организаций вооруженных сил РФ
в настоящее время регулируется Приказом Министра обороны РФ от 18 сентября
2019 года № 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ" (далее – Приказ № 545).
В силу пункта 11 приложения № 2 к Приказу № 545 к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, дислоцированных
в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, установленные законодательными
и иными нормативными актами бывшего СССР, действующими на территории РФ, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству РФ (приложение № 1 к настоящему приложению).
Таким образом, действующая система оплаты труда гражданского персонала организаций Вооруженных сил РФ прямо предусматривает возможность применения к заработной плате гражданского персонала организаций вооруженных сил районных коэффициентов, установленных актами государственных органов Союза ССР.
Более того, исходя из буквального содержания абзаца 2 пункта 11 приложения
№ 2 к Приказу № 545, действующий нормативный акт Союза ССР, установивший районный коэффициент, не требует обязательного подтверждения актом государственного органа Российской Федерации.
Как следует из Приложения № 1 к Приложению № 2 к Приказу № 545,
им регулируются размеры районных и других коэффициентов исключительно только для районов, расположенных на территории Российской Федерации,
а также районов плавания судов, к каковым комплекс «Байконур» (Республика Казахстан), явно не относится.
Специальных же указаний относительно выплаты именно районного коэффициента гражданскому персоналу организаций вооруженных сил РФ Федерации за пределами территории РФ и конкретно на комплексе «Байконур», какие-либо законы, правовые акты Правительства и Президента РФ, а также Приказы Министра обороны РФ, не содержат.
Местность (комплекс «Байконур»), в которой работают сотрудники Военного комиссариата города Байконур, относится к районам с неблагоприятными климатическими (постановление Совета Министров СССР 1988 года № 445) и экологическими (постановление Правительства РФ 1994 года № 1122) условиями.
Распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. № 1644рс
установлен районный коэффициент 1,4 к заработной плате рабочих и служащих
предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных
в г. Ленинске (ныне - г. Байконур).
Как усматривается из пункта 10 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2467 и пункта 826 утвержденного данным постановлением Перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (В редакции Постановления Правительства РФ от 27 мая 2022 года № 957), Распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. № 1644рс действовало в оспариваемый в иске период и продолжает действовать до 01 сентября 2025 г.
Отсутствие в Приказе № 545 соответствующего районного коэффициента для
г. Байконур не означает, что действующее Распоряжение Совета Министров СССР
от 20 июля 1987 г. № 1644рс ему противоречит, поскольку указанным приказом не установлены районные коэффициенты за пределами Российской Федерации.
То обстоятельство, что данный нормативный правовой акт
установил районный коэффициент не на территории РФ, не свидетельствует о невозможности его применения к гражданам РФ, которые в силу международных соглашений исполняют трудовые (служебные) обязанности на территории комплекса «Байконур».
Выплаты же, установленные пунктом 11 приложения № 2 к Приказу № 545, имеют иную правовую природу относительно районного коэффициента и не могут заменять его.
При таких полученных данных суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение районного коэффициента 1,4 к заработной плате.
Представленный суду расчет суммы районного коэффициента выполнен уполномоченными лицами ответчика, соответствует заявленным исковым требованиям и признается судом законным и обоснованным.
В связи с изложенным, признание иска представителем ответчика, суд полагает не противоречащим закону и принимает его, а иск удовлетворяет в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, военный суд,
решил:
Исковое заявление ФИО1 к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о взыскании заработной платы с учетом районного коэффициента 1,4, - удовлетворить.
Обязать Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат <адрес>», ИНН №, произвести ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в пос. им. <адрес>, паспорт серии №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, перерасчет и выплатить доплату к реально выплаченной заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента «1,4» в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
во 2-й Западный окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд
в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий по делу Б.Ю. Щербинин
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> |
|
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |