УИД 24RS0056-01-2020-006948-98
Дело № 2а-1583/2021 (2а-6733/2020;) ~ М-5166/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2021 года г. Красноярск
Судья Центрального районного суда г. Красноярска Бобылева Е.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску ИФНС России по Советскому району г. Красноярска к Казаковой Наталье Александровне о взыскании налога, пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Советскому району г. Красноярска обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что административный ответчик является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, однако в нарушение требований налогового законодательства уклоняется от исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц. На основании данных представленных регистрирующим органом Инспекцией должнику исчислен налог на имущество физических лиц. В установленном порядке налоговым органом было направлено требование об уплате налога и пени, которое ответчиком исполнено не было. На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 в размере 21 028 руб., пени в размере 76,76 руб.
Административное дело, согласно ч. 7 ст. 150, ст. 291 КАС РФ, рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (п. 1 ст. 23 НК РФ).
Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу. При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (ст. 57 НК РФ).
Согласно п. п. 1, 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с абз. 2,3 п. 2, п. 3 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 НК РФ.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, лично под расписку, по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 5, 6 ст. 69 НК РФ).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам (п. 8 ст. 69 НК РФ).
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абз. 3, 4 п. 1 указанной статьи).
Положениями п. 2 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4).
Из совокупности вышеизложенных норм налогового законодательства следует, что административное исковое заявление налогового органа о взыскании с физического лица сумм налоговой недоимки и пени может быть удовлетворено судом только в случае соблюдения налоговым органом установленного законом срока для взыскания обязательных платежей в судебном порядке, а если данный срок пропущен - в случае его восстановления судом при наличии уважительных причин, препятствующих подаче заявления в суд, в установленный законом срок.
По смыслу норм статьи 48 НК РФ, статьи 138 Кодекса административного судопроизводства пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании с физического лица задолженности по налогам и пени. Соответственно, факт соблюдения либо несоблюдения указанного в статье 48 НК РФ срока для обращения в суд является обстоятельством, подлежащим выяснению по каждому делу о взыскании обязательных платежей.
Как указано в п. 1 ст. 399 НК РФ Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что Казакова Н.А. является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
- иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу <адрес>;
- квартиры, расположенной по адресу <адрес>;
- квартиры, расположенной по адресу <адрес>;
- квартиры, расположенной по адресу <адрес>;
- квартиры, расположенной по адресу <адрес>;
- иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу <адрес>;
- иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу <адрес>.
В связи с этим, она в соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
27.06.2019 в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № 1061665, путем размещения уведомления в личном кабинете налогоплательщика, что подтверждается выпиской из АИС Налог-3. Ответчику установлен срок уплаты налога 02.12.2019.
По истечении установленного для уплаты налога срока, в порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ, налогоплательщику направлено требование об уплате налога № 88924 от 20.12.2019 с установленным сроком до 21.01.2020, путем размещения информации в личном кабинете налогоплательщика, о чем свидетельствует скриншот с сайта www.nalog.ru. В соответствии с указанным требованием сумма недоимки составляет 21 028 руб., сумма пени – 76,75 руб.
Поскольку требование административного истца об уплате налога на имущество физических лиц административным ответчиком в установленный срок не исполнено, 22.05.2020 ИФНС по Советскому району г. Красноярска обратилась к мировому судье судебного участка № 90 в Центральном районе г. Красноярска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Казаковой Н.А. задолженности по налогам и пени всего в размере 21 104,75 руб., а также государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 416,57 руб. Данный судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка № 90 в Центральном районе г. Красноярска от 05.06.2020.
Согласно представленному административным истцом расчету, сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год составила 21 028 руб. Расчет проверен судом и признан арифметически правильным.
11.11.2020 налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Возражая против заявленных требований, административный ответчик указывает, что она является индивидуальным предпринимателем и находится на налоговом режиме упрощенной системы налогообложения. Имеет в собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое используется ею в предпринимательской деятельности, а именно сдается в аренду. Указывает на то, что все расчеты по договорам аренды ведутся через расчетный счет ИП, а также на то, что налоговые декларации за указанный период (2018, 2019 год) предоставлялись ею в ИФНС по Советскому району г. Красноярска. Полагает, что поскольку она является индивидуальным предпринимателем, находящимся на упрощенной системе налогообложения и использующим нежилое помещение в предпринимательской деятельности, освобождена от уплаты налога на имущество физических лиц.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика в силу нижеследующего.
Согласно ч. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Данной нормой налогового законодательства индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставлено преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками в виде освобождения от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц.
В соответствии со статьей 56 Налогового кодекса льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (пункт 1). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 3).
Таким образом, предусмотренное пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации преимущество в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц относится к налоговым льготам, устанавливаемым Налоговым кодексом Российской Федерации по налогу на имущество физических лиц.
Порядок предоставления всех налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц установлен пунктами 6 и 7 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 6 названной статьи (в редакции, применимой к налоговому периоду 2018 года), физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.
Как указано в п. 7 ст. 407 НК РФ уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота (абз. 1).
Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном объекте налогообложения, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, представлять уточненное уведомление с изменением объекта налогообложения, в отношении которого в указанном налоговом периоде предоставляется налоговая льгота (абз. 2).
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога (абз. 3).
Поскольку полномочия по определению суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиками, в том числе с учетом налоговых льгот, рассмотрение заявлений о предоставлении налоговых льгот и проверка фактического наличия обстоятельств, которыми обусловлено их предоставление, осуществляют налоговые органы (статьи 30, 31 Налогового кодекса Российской Федерации), вопросы предоставления налоговых льгот, о применении которых налогоплательщик не заявлял в установленном законом порядке, не могут разрешаться судом, как органом, осуществляющим правосудие в качестве своей исключительной функции.
По делу установлено, что Казакова Н.А. в установленном законом порядке в налоговый орган с заявлением и документами, подтверждающими право на налоговую льготу, не обращалась. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком обязанность по уплате налога и пени до настоящего времени не исполнена, налоговым органом соблюдена процедура и сроки их взыскания, с Казаковой Н.А. подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 21 028 руб., пени в размере 76,75 руб.
Также с ответчика, в порядке ст. 114 КАС РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 833 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ИФНС России по Советскому району г. Красноярска удовлетворить.
Взыскать с Казаковой Натальи Александровны в пользу государства задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 21 028 руб., пени в размере 76,75 руб.
Взыскать с Казаковой Натальи Александровны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 833 руб.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.
Судья Бобылева Е.В.
Копия верна. Подписано судьей.