УИД: 72RS0010-01-2021-002594-58
№ 2-1182/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Ишим Тюменской области 15 сентября 2022 года
Ишимский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Клюка М.А.,
с участием:
истца Шепелева И. И. и его представителя – адвоката Рачевой Е. В.,
представителя ответчика – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области – Федюковой Т. А.,
при секретаре Бочковской С. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1182/2022 по иску Шепелева И. И. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области об оспаривании уведомления и решения о назначении досрочной страховой пенсии по старости в части даты назначения пенсии, о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня первоначального обращения,
УСТАНОВИЛ:
Шепелев И.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области (межрайонному) об оспаривании уведомления и решения о назначении досрочной страховой пенсии по старости в части даты назначения пенсии, о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня первоначального обращения. Свои исковые требования мотивировал тем, что 19 октября 2020 года он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области (межрайонное) по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи особыми условиями труда по льготной профессии, предусмотренной Списком № 2 Постановления Правительства РФ № 665 от 16.07.2014. После изучения работником Управления ПФ РФ в г.Ишиме Тишкиной А.И. всех документов, ему было выдано уведомление о праве на назначение досрочной пенсии в 53 года с указанием срока подачи заявления не ранее, чем за месяц до возникновения права на пенсию, с 21.07.2021 по 21.08.2021. С учётом данного уведомления, по достижении 53 лет, 22 июля 2021 года он обратился в адрес ответчика с заявлением о назначении пенсии, с указанной даты ему была назначена досрочная пенсия. При назначении пенсии выяснилось, что его льготного страхового стажа было достаточно для назначения пенсии ещё в 2020 году, и он имел право пойти на пенсию в возрасте 52 года. 29 июля 2021 года и 06 августа 2021 года он обращался в адрес ответчика ГУ- УПФ РФ в г.Ишиме с заявлением о назначении пенсии с 21 августа 2020 года, поскольку имел право пойти на пенсию в 52 года. Согласно ответам на обращения от 09.08.2021 и от 16.08.2021, в назначении пенсии с этого времени было отказано из-за отсутствия заявления при обращении в 2020 году. Однако заявление о назначении пенсии он не подавал ранее, так как руководствовался разъяснениями в уведомлении, которое ему было выдано работником Управления ПФ РФ в г.Ишиме Тишкиной А.И., о том, что право на досрочную пенсию у него возникает в 53 года, то есть, не по своей вине, а в связи с ненадлежащим исполнением данным должностным лицом своих обязанностей при рассмотрении его документов, подтверждающих льготный страховой стаж. Считает, что ненадлежащее исполнение работником данного государственного учреждения своих должностных обязанностей не должно ущемлять его социальные права и гарантии на пенсионное обеспечение. Поскольку по вопросу назначения досрочной пенсии он обращался к ответчику 19 октября 2020 года, было зарегистрировано его заявление по факту обращения за № 34725/20, то днем обращения за страховой пенсией считает 19.10.2020. Поэтому просил суд признать незаконным уведомление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области (межрайонное) от 19 октября 2020 года о его праве на назначение досрочной страховой пенсии по старости в 53 года и о сроке подачи заявления о назначении пенсии не ранее 21 июля 2021 года, признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения - 19 октября 2020 года, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области (межрайонное) назначить ему досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения - 19 октября 2020 года.
В ходе рассмотрения дела истец Шепелев И.И., настаивая на иске, дополнил его и изменил свои исковые требования /т.1 л.д.155/, по его ходатайству, в связи с реорганизацией ответчика /т.1 л.д.156-162, 163-164/, была произведена замена ненадлежащего ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области (межрайонного) на надлежащего – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области /т.1 л.д.168/. Просит суд признать незаконным уведомление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области (межрайонное) от 19 октября 2020 года о его праве на назначение досрочной страховой пенсии по старости в 53 года и о сроке подачи заявления о назначении пенсии не ранее, чем за месяц до возникновения права на пенсию, с 21.07.2021 по 21.08.2021, и решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области (межрайонное) № 227439/21 от 22 июля 2021 года о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в части назначения пенсии с 22 июля 2021 года, признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости со дня первоначального обращения, с 19 октября 2020 года, и обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области назначить ему досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения - 19 октября 2020 года /т.1 л.д.183-184/.
В судебном заседании истец Шепелев И.И. на иске настаивает по основаниям, изложенным в нём, и заявлении об уточнении исковых требований /т.1 л.д.183-184/.
Представитель истца – адвокат Рачёва Е.В., исковые требования его поддержала в полном объёме. Дополнительно пояснила, что при обращении Шепелева И.И. по вопросу назначения досрочной страховой пенсии в связи с особыми условиями труда и приёме документов 19 октября 2020 года Тишкина А.И. неверно определила время возникновения у него права на назначение досрочной пенсии в 53 года, о чём выдала уведомление с указанием срока подачи заявления о назначении пенсии не ранее чем за месяц до возникновения права на пенсию с 21.07.2021 по 21.08.2021, в то время как право на назначение пенсии у него возникло в 52 года. Данным уведомлением были нарушены его права и социальные гарантии на пенсионное обеспечение. Никто из ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области (межрайонного) после приема документов 19 октября 2020 года и получения необходимых справок о характере и условиях труда с Шепелевым И.И. не связывался и не предлагал подать заявление о назначении пенсии, с учётом ранее возникшего права. В связи с чем, он не мог знать о наличии у него такого права, и руководствовался разъяснениями о сроке подачи заявления в уведомлении от 19.10.2020. Поэтому считает, что истец лишился пенсии по вине ответчика.
Представитель ответчика – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области – Федюкова Татьяна Александровна, действующая на основании доверенности № 53 от 27.12.2021 года, с исковыми требованиями Шепелева И.И. не согласилась, указывая на то, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно пункту 25 Правил обращения за страховой пенсией, днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления о назначении пенсии. Заявление о назначении пенсии подано истцом 22.07.2021, с указанной даты ему назначена досрочная страховая пенсия по старости. Обращений за назначением пенсии 21.08.2020 от истца не поступало, 19.10.2020 специалистом клиентской службы зарегистрировано обращение по вопросу представления документов с целью проведения заблаговременной работы. По представленным истцом документам произведена оценка пенсионных прав и определена предварительная дата права назначения страховой пенсии, стаж посчитан в одинарном размере. Документы, подтверждающие право на установление страховой пенсии по старости с 21.08.2020, поступили в распоряжение территориального органа ПФР в период проведения заблаговременной работы на основании направленных ответственным специалистом запросов. Просит суд в иске Шепелеву В.И. отказать в полном объёме.
Решением Ишимского городского суда Тюменской области от 12 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 февраля 2022 года, Шепелеву И.И. в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции решение Ишимского городского суда Тюменской области от 12 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 февраля 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Причиной отмены послужило то, что суды первой и апелляционной инстанций не применили нормативные положения, изложенные в кассационном определении, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации и правила пенсионного обеспечения граждан, в их взаимосвязи к спорным отношениям.
Выслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (специальный стаж), при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу названного закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Положениями абзаца 7 части 1 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось, что при подсчёте стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в льготном порядке - в полуторном размере.
В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.
Гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам.
Из указанных норм права следует, что мужчины, имеющие стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет, при назначении им пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вправе претендовать на дополнительное снижение возраста, с которого назначается пенсия, на 5 лет. При этом стаж работы, дающий право на назначение пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имевший место до 01 января 2002 года (до даты отмены Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации») и протекавший в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, подлежит исчислению в льготном порядке – в полуторном размере. При этом при неполном стаже, дающем право на назначение пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона (полный 12 лет 6 месяцев), пенсия может быть назначена со снижением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Судом установлено, что истец Шепелев И.И. 19 октября 2020 года обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области (межрайонное) за устной консультацией по вопросу о праве на досрочную пенсию за работу по Списку № 2 (пункт 2 части 1 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ) (заблаговременная работа), что подтверждается записями электронного журнала обращений граждан за 19 октября 2020 год /т.1 л.д.177/, представив: паспорт гражданина РФ /т.1 л.д.86-87/, военный билет /т.1 л.д.88-89/, диплом о профессиональном образовании /л.д.90/, трудовую книжку /т.1 л.д.91-100/ и вкладыш в неё /т.1 л.д.101-104/. По трудовой книжке Шепелева И.И. был произведён расчёт стажа, дающего права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, из которого следует, что на 19.10.2020 у истца отсутствовало право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Из оспариваемого уведомления УПФР в г.Ишиме Тюменской области (межрайонное) от 19 октября 2020 года следует, что право у Шепелева И.И. на назначение страховой пенсии по старости за работу по Списку № 2 (пункт 2 части 1 статьи 30 № 400-ФЗ) возникнет в 53 года, ему рекомендовано представить дополнительные документы (оригиналы и копии), а именно уточняющие справки за периоды работы; до подачи заявления о назначении пенсии ознакомиться с выпиской из индивидуального лицевого счета по результатам заблаговременной работы; для назначения пенсии по старости подать заявление о назначении пенсии не ранее, чем за месяц до возникновения права на пенсию с 21.07.2021 по 21.08.2021, разъяснены способы подачи заявлений /т.1 л.д.16-17/.
ДД.ММ.ГГГГ истец Шепелев И. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения /т.1 л.д.7/ обратился в УПФР в г.Ишиме Тюменской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии, регистрационный номер заявления 227439/21 /т.1 л.д.19-26, 80-84, 85/.
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области (межрайонного) № 210000023225/227439/21 от 22 июля 2021 года Шепелеву И.И. назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», бессрочно /т.1 л.д.151/. С указанного времени Шепелев И.И. является получателем страховой пенсии по старости, что подтверждается копией его пенсионного дела /т.1 л.д.79-152/, справкой о назначенных пенсиях и социальных выплатах от 28.07.2021 /т.1 л.д.27-31/.
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 04.09.2020 /т.1 л.д.32-38/ и от 28.03.2021 /т.1 л.д.39-45/ следует, что продолжительность периодов работы Шепелева И.И., учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 6 лет 4 месяца 0 дней; из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 28.06.2021 /т.1 л.д.46-52/ и от 15.07.2021 /т.1 л.д.53-59/ - 6 лет 6 месяцев 11 дней.
29 июля 2021 года и 06 августа 2021 года истец обращался в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области (межрайонное) по вопросу назначения ему пенсии с 21 августа 2020 года /т.1 л.д.60, 61/.
Из ответов Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области (межрайонного) от 09 августа 2021 года и от 16 августа 2021 года на обращения истца следует, что страховая пенсия по старости Шепелеву И.И. назначена в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с момента подачи им заявления о назначении пенсии – с 22 июля 2020 года /т.1 л.д.62, 63-64/.
Согласно предварительным результатам расчета стажа Шепелева И.И., имеющихся в материалах пенсионного дела, на дату обращения Шепелева И.И. с заявлением о назначении пенсии – 22.07.2021 страховой стаж истца составлял 33 года 3 месяца 27 дней, стаж на соответствующих видах работ - 9 лет 9 месяцев 17 дней при требуемом – 7 лет 6 месяцев, что даёт ему право на назначение досрочной страховой пенсии при достижении истцом возраста 52 года /т.1 л.д.126/.
Таким образом, при достижении Шепелевым И.И. возраста 52 лет он вправе был претендовать на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при условии наличия у него страхового стажа не менее 25 лет, стажа работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет, стажа работы, дающей право на пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона (по Списку №2), не менее 7 лет и 6 месяцев.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (часть 4).
В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца (часть 8).
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 года № 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведёт свою деятельность через региональные отделения.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
В указанных целях Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется заблаговременная работа в отношении застрахованных лиц, выходящих на пенсию, по которой понимается комплекс мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах застрахованных лиц, учтенных в территориальных органах ПФР и необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий (письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 08 сентября 2008 года № АД-25-25/8416 «Об организации заблаговременной работы в отношении застрахованных лиц, выходящих на пенсию»).
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина по вопросу назначения ему досрочной страховой пенсии должен был предварительно оценить представленные документы и по результатам их предварительной оценки, при наличии, хоть и предположительно, права гражданина на пенсию, разъяснить ему о необходимости подачи заявления в пенсионный орган для назначения пенсии.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, данное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеет право на выплату неполученных сумм пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В силу положений ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года №884н, отсутствие каких-либо документов при подаче гражданином заявления о назначении пенсии не является препятствием в приеме такого заявления, поскольку необходимые документы могут быть как представлены в установленные сроки самим гражданином, так и запрошены пенсионным органом.
Таким образом, при разрешении настоящего спора, юридически значимыми обстоятельствами является установление возникновения у Шепелева И.И. право на досрочную страховую пенсию по старости по п. 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 19 октября 2020 года, а также тот факт, связаны ли обращение истца с заявлением о назначении пенсии 22 июля 2021 года и назначение ему пенсии с указанной даты с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанностей по предварительной оценке представленных Шепелевым И.И. документов и по неразъяснению ему о необходимости подачи заявления о назначении страховой пенсии.
Как установлено судом, на 19 октября 2020 года, истец, достигший возраста 52 лет, имел как страховой стаж, так и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, стаж работы во вредных условиях требуемой продолжительности, а соответственно имел право на досрочную пенсию по старости.
Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании и материалов пенсионного дела, показаний свидетеля Тишкиной А.И., при устном обращении истца 19.10.2020 в пенсионный орган ему был произведен предварительный расчёт стажа. Свидетель Тишкина А.И. в судебном заседании также пояснила, что в ее должностные обязанности входит принятие и передача документов для оценки пенсионных прав. Право истца на пенсию было ею рассчитано на основании трудовой книжки, какие-либо уточняющие справки истцом не представлялись. В уведомлении по результатам обращения истца Тишкина А.И. указала на возникновение права на льготную пенсию в 53 года, разъяснив при этом о необходимости представления справок, уточняющих льготный характер работы. Кроме этого, истцу было разъяснено, что заявление о назначении пенсии подается не ранее, чем за месяц до наступления права. Вместе с тем, на 19.10.20220 года заблаговременная работа с Шепелевым И.И, не была проведена и точная дата возникновения права не была известна. Свидетель полагает, что на момент обращения истца (19.10.2020) ею при подсчете стажа каких-либо нарушений допущено не было ввиду отсутствия уточняющих справок, с предоставлением которых по иному была исчислена дата возникновения права на льготную пенсию. При этом такой расчет проводится уже работниками другого отдела Пенсионного органа.
Согласно пояснениям истца и его представителя – адвоката Рачевой Е.В. в судебном заседании, дополнительные документы, какие-либо уточняющие справки, указанные в оспариваемом уведомлении /л.д.16-17/, в пенсионный орган Шепелев И.И. не подавал.
Вместе с тем, из копии должностной инструкции главного специалиста-эксперта Клиентской службы (на правах отдела) в г.Ишиме Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области, представленной представителем ответчика в судебном заседании, следует, что в обязанности данного сотрудника прием документов, проверка полноты, законности составления представленных документов с целью назначения пенсии и иных социальных выплат, в том числе без истребования заявлений от граждан (п.2.11); прием документов, проверка полноты, законности составления представленных документов в ходе проведения заблаговременной работы с лицами, выходящими на пенсию (п.2.16).
Таким образом, Шепелев И.И., получив уведомление по результатам своего обращения, с разъяснениями о необходимости обратиться за назначением пенсии не ранее 21.07.2021 года /т.1 л.д. 16-оборотная сторона/, и указанием о возникновении у него права на назначение льготной пенсии в 53 года /т.1 л.д. 16/, был введен в заблуждение относительно времени возникновения у него права на назначение пенсии, в связи с чем его заявление о назначении пенсии было подано в пенсионный орган только 22.07.2021 года.
Таким образом, судом установлено, что на 19.10.2020 года истец имел право на досрочную пенсию по старости, однако не реализовал свое право получив уведомление о возникновении у него такого права в 53 года и необходимости обращения с заявлением не ранее 21.07.2021 года, будучи тем самым введенным в заблуждение работниками пенсионного органа относительно своих пенсионных прав.
При таких обстоятельствах, заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шепелева И. И. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области об оспаривании уведомления и решения о назначении досрочной страховой пенсии по старости в части даты назначения пенсии, о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня первоначального обращения, удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ о праве Шепелева И. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на назначение досрочной страховой пенсии по старости в 53 года и о сроке подачи заявления о назначении пенсии не ранее, чем за месяц до возникновения права на пенсию, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Шепелеву И. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения досрочной страховой пенсии по старости в части назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Шепелевым И. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на назначение досрочной страховой пенсии по старости со дня первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области назначить Шепелеву И. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения - ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ишимский городской суд Тюменской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 сентября 2022 года.
Председательствующий /подпись/ М. А. Клюка
Копия верна. Подлинное решение подшито в материалы гражданского дела № 2- 1182/2022 и хранится в Ишимском городском суде Тюменской области.
Судья Ишимского городского суда
Тюменской области М. А. Клюка