Судья Шабалина Н.В. № 33-11734/2019
24RS0012-01-2018-001104-45
2.081
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 августа 2019 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего – Баимовой И.А.,
судей - Охременко О.В., Сударьковой Е.В.
при секретаре - Баранове Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по иску Позднякова Андрея Владимировича к Министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилья,
по апелляционной жалобе истца Позднякова А.В.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 06 июня 2019 года которым постановлено:
«Позднякову Андрею Владимировичу в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной политики <адрес> о возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Поздняков А.В. обратился в суд с иском к администрации г. Дивногорска о предоставлении меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение жилья. Свои требования истец мотивировал тем, что является ветераном боевых действий. В соответствии с нормами действующего законодательства имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Собрав все необходимые документы, он обратился в Управление социальной защиты населения администрации г. Дивногорска с заявлением на предоставление единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, однако, в устной форме получил отказ.
С отказом в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилья не согласен, поскольку решением жилищной комиссии при администрации г. Дивногорска от 26.10.2016 года, он был восстановлен на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «ветеран боевых действий», согласно первоначальной дате принятия на учет 23.01.2000 года и был включен в список федеральных льготников согласно первоначальной дате постановки на учет – 23.01.2001 года.
В настоящее время, он является ветераном боевых действий, проживает в жилом помещении на условиях коммерческого найма, иного жилья не имеет.
Просит признать за ним право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Определением суда от 29.10.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление социальной защиты населения администрации города Дивногорска.
Определением суда от 21.02.2019 года произведена замена ненадлежащего ответчика администрации г. Дивногорска надлежащим Министерство социальной политики Красноярского края.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене принятого по делу решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Судебная коллегия в силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения принятого по делу решения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона РФ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 11.1, 12 ст. 23.2 Закона РФ "О ветеранах" определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
25.03.2010 года был принят Закон Красноярского края № 10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (далее - Закон края № 10-4487), который согласно статье 1 распространяется на граждан, имеющих место жительства на территории Красноярского края, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе ветеранов боевых действий.
В силу части 1 статьи 2 названного Закона меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и сохраняющим право состоять на данном учете на момент обеспечения их жилым помещением в соответствии с настоящим Законом.
Положениями части 2 статьи 5 Закона края № 10-44872, социальная поддержка по обеспечению жильем граждан, указанных в пунктах 4, 5 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность граждан.
Для получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем гражданин (его законный представитель) представляет в Министерство социальной политики Красноярского края пакет документов, предусмотренных данной статьей (часть 1 статьи 6 Закона края № 10-4487).
Поступившие в министерство заявления со всеми необходимыми документами рассматриваются комиссией, созданной министерством (далее - комиссия), не позднее 30 дней со дня их поступления (часть 2 статьи 6 Закона края № 10-4487).
Комиссия проверяет право гражданина на улучшение жилищных условий и с учетом даты постановки на учет и его заявления готовит предложения министерству о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной денежной выплаты (часть 3 статьи 6 Закона края № 10-4487).
Основаниями для подготовки комиссией предложений об отказе гражданину в улучшении жилищных условий являются:а) отсутствие права на улучшение жилищных условий на момент принятия комиссией министерства решения; б) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах (часть 5 статьи 6 Закона края № 10-4487). Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела истец Поздняков А.В. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением БК № от 28.07.2005 года, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».Решением жилищной комиссии при администрации города Дивногорска от 08.02.2001 года, Поздняков А.В. 23.01.2001 года был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ветеран боевых действий (Северо-Кавказский регион), с составом семьи 3 человека, проживающими по адресу: <адрес> Постановлением администрации города Дивногорска № 226-П от 28.02.2001 года решение жилищной комиссии было утверждено. Распоряжением администрации г. Дивногорска от 30.06.2016 года №1235р, Поздняков А.В. снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью жилым помещением. На основании представления прокуратуры г. Дивногорска от 26.09.2016 года №1026ж-16 об устранении нарушений требований жилищного законодательства, истец восстановлен на учете по категории «ветеран боевых действий» с 23.01.2001 года, с составом семьи 1 человек. 02.04.2018 истец обратился в Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Решением комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем граждан, указанных в статье 1 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», оформленным протоколом № 3 от 25.04.2018 года, предложено министерству отказать в предоставлении единовременной социальной выплаты Позднякову А.В. в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий. Приказом № 265-ОД от 26.04.2018 года Министерством социальной политики Красноярского края Позднякову А.В. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Отказывая истцу в удовлетворении предъявленных требований, суд пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилья, поскольку истец не является нуждающимся в жилом помещении, не имеет право на внеочередное обеспечение мерами социальной поддержки. Судебная коллегия считает обоснованными указанные выводы суда, так как они мотивированы и подтверждаются исследованными по делу доказательствами. На момент постановки на учет, истец проживал в <адрес> вместе со своими родителями. С 16.02.2001 года жилищные условия Позднякова А.В. изменились, он стал проживать в двухкомнатной <адрес>, общей площадью 46,9 кв.м., жилой 30,9 кв.м., расположенной в <адрес>, принадлежащей с 06.02.2001 года его матери П.Е.Н. на праве собственности. При этом, в судебном заседании установлено и следует из пояснений стороны истца, что в указанном жилом помещении истец проживал один, его родители остались проживать в <адрес>. Жилая площадь квартиры <адрес>, <адрес> составляла 30,9 кв.м., на каждого члена семьи (с учетом собственника П.Е.Н.) приходилось по 15,45 кв.м. = 30,9 кв.м./2, что превышало учетную норму 7 кв.м., установленную подпунктом «а» пункта 7 Правил учета № 63/3, а кроме того, превышала учетную норму в соответствии с положениями ЖК РФ, установленную Постановлением администрации г.Дивногорска от 07.06.2005 №841-п (15 кв.м. общей площади), из расчета: 46,9 кв.м./2 = 23,45 кв.м.. Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у истца нуждаемости в жилом помещении. Доводы жалобы истца о том, что он вселился в указанное жилое помещение не в качестве члена семьи собственника были предметом судебного исследования и обоснованно отклонены судом как не состоятельные поскольку в соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).Истец длительное время проживал в квартире, принадлежащей своей матери на праве собственности, без каких-либо ограничений в пользовании.
Кроме того, в соответствии со ст.3 Закона Красноярского края № 10-4487, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из даты принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением установленных пунктом 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются инвалидам боевых действий, военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с жилищным законодательством, действовавшим на момент постановки на учет, в целях последующего предоставления им жилых помещений.
Доказательств наличия права на внеочередное обеспечение мерами социальной поддержки, истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права регулирующие спорные правоотношения и принял законное и обоснованное решение.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч.4 ст. 330 ГПК РФ самостоятельными основаниями для отмены принятого по делу решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 06 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Позднякова А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: