Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-3312/2021 от 08.04.2021

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                       № 16-3312/2021

                                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

2 июня 2021 года                                                                         г. Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции                    Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности начальника Управления министерства юстиции по Ульяновской области Пименовой О.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 14 октября 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда                                 г. Ульяновска от 19 ноября 2020 года, вынесенные в отношении председателя Союза правозащитников в сфере пожарной безопасности Пчелкина В.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 14 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от                   19 ноября 2020 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя Союза правозащитников в сфере пожарной безопасности Пчелкина В.Л. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, исполняющая обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области Пименова О.В., направившая настоящее дело на рассмотрение мировому судье, выражает несогласие с вынесенными судебными решениями, просит их отменить и направить материалы дела на новое рассмотрение.

Пчелкину В.Л. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлялось извещение о принесении вышеуказанной жалобы, в установленный срок возражения не поступили.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Из протокола об административном правонарушении, составленного начальником отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области                    22 сентября 2020 года, следует, что председатель Союза правозащитников в сфере пожарной безопасности Пчелкин В.Л. не направил в Министерство юстиции по Ульяновской области в срок до 01 июля 2020 года документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, либо, если учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств такой некоммерческой организации в течении года составили до трех миллионов рублей, заявление, подтверждающее её соответствие пунктом 3.1 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности за 2019 год. Общественные организации обязаны представить указанные сведения за 2019 год в срок до 15 апреля 2020 года (с учетом Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» в срок до 01.07.2020).

В связи с выявленными нарушениями, 29 июля 2020 года в адрес некоммерческой организации вынесено письменное предупреждение об устранении в срок до 22 сентября 2020 года данных нарушений законодательства и представлении в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

Поскольку в срок до 22 сентября 2020 года вышеуказанное предупреждение не исполнено, бездействие председателя Союза правозащитников в сфере пожарной безопасности Пчелкина В.Л. должностным лицом квалифицировано по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мировой судья при рассмотрении настоящего дела, установив, что в соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях» и части 1 статьи 29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные организации обязаны представить указанные сведения за 2019 год в срок до 15 апреля 2020 года (с учетом Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» в срок до 01.07.2020), пришел к выводу о том, что обязанность по предоставлению некоммерческой организацией в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области указанных сведений установлена законом, соответственно, иной срок предоставления таких сведений и документов не может быть установлен Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии законных оснований для вынесения предупреждения о предоставлении сведений об устранении выявленных нарушений с установления срока его исполнения, и прекратил производство по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в бездействии председателя Союза правозащитников в сфере пожарной безопасности Пчелкина В.Л.

С выводами мирового судьи, изложенными в вынесенном постановлении, согласился судья районного суда.

Между тем, мировым судьей судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда                            г. Ульяновска не учтено следующее.

В соответствии с абзацем 8 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от                 12 января 1996 года № 7 "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 5 статьи 38 данного Федерального закона N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

В названном законе данное полномочие сформулировано как самостоятельное, реализация которого может быть не связана с реализацией других контрольных полномочий.

Таким образом, Министерство юстиции Российской Федерации, принимающее решение о государственной регистрации общественных объединений, и его территориальные органы при выявлении фактов нарушения общественным объединением законодательства Российской Федерации вправе вынести в адрес таких организаций письменное предупреждение.

Пунктом 82 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 N 456, установлено, что специалист готовит проект предупреждения (представления). В предупреждении (представлении) указываются: дата вынесения предупреждения (представления); наименование и место нахождения некоммерческой организации, которой адресовано предупреждение (представление); содержание нарушения (с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации и (или) конкретных действий, противоречащих уставным целям); срок устранения нарушения (не может составлять менее одного месяца, в отношении политических партий - не менее двух месяцев); порядок информирования центрального аппарата (территориального органа) об устранении нарушений.

Таким образом, предупреждение (представление, предписание) об устранении общественной организацией нарушений требований законодательства Российской Федерации представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление контроля за соответствием деятельности общественных организаций уставным целям и задачам, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения выявлены, обязанности по их устранению в определенный срок.

За невыполнение в установленный срок предупреждения (представление, предписание) предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Письменное предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области от 29 июля 2020 года об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации указывает о допущенном нарушении законодательства Российской Федерации и сроке его устранения.

В этой связи выводы предыдущих судебных инстанций об отсутствии у Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области основания для повторного требования от общественной организации необходимых сведений, путем направления письменного предупреждения, являются преждевременными, поскольку такое требование повторным не является и его невыполнение образует самостоятельный состав административного правонарушения.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении мировым судьей судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение или отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.

Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют повторному рассмотрению дела в случае обнаружения существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении, таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенные мировым судьей судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда                       г. Ульяновска нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела. В связи с чем, в рассматриваемом случае, имеются основания для отмены судебных актов, состоявшихся по данному делу в отношении председателя Союза правозащитников в сфере пожарной безопасности Пчелкина В.Л.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска Ульяновской области от 14 октября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 19 ноября 2020 года, принятые по данному делу об административном правонарушении в отношении председателя Союза правозащитников в сфере пожарной безопасности Пчелкина В.Л., подлежат отмене.

Санкция части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание в виде дисквалификации, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности, в соответствии с        частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 1 год.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы в Шестом кассационном суде общей юрисдикции не истек срок давности привлечения председателя Союза правозащитников в сфере пожарной безопасности Пчелкина В.Л. к административной ответственности, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 данного Кодекса подлежит возвращению мировому судье судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска Ульяновской области на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении надлежит учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные доводы жалобы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное постановление.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

жалобу исполняющей обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области Пименовой О.В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 14 октября 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 ноября 2020 года, вынесенные в отношении председателя Союза правозащитников в сфере пожарной безопасности Пчелкина В.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска Ульяновской области.

Судья                                    О.Р. Новоженина

16-3312/2021

Категория:
Административные
Статус:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С НАПРАВЛЕНИЕМ НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ
Ответчики
ПЧЕЛКИН ВЛАДИМИР ЛЬВОВИЧ
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции (Самарская область)
Статьи

ст.19.5 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее