Решение по делу № 2а-4744/2021 от 18.10.2021

Дело № 2а-4744/2021

(УИД 23RS0006-01-2021-012317-68)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Армавир 13 декабря 2021 г.

Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Селихова Г.С.,

при секретаре Дятловой А.С.,

с участием помощника прокурора Мартыненко Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Армавира действующего в интересах неопределенного круга лиц к Резникову Олегу Васильевичу о признании прекратившим право на управление транспортными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Армавира, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Резникову О.В. о признании прекратившим право на управление транспортным средством, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой г. Армавира проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой установлено, что Резников О.В. <...> получил водительское удостоверение <...> на право управления транспортными средствами. Как установлено проверкой Резников О.В. состоит на диспансерном учете в Армавирском филиале ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя, вторая стадия, периодическое употребление». Резников О.В. повторно взят на диспансерное наблюдение с указанным диагнозом с <...>. До настоящего времени с диспансерного учета Резников О.В. не снят. Согласно информации Армавирского филиала ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК заболевание Резникова О.В. препятствует управлению им транспортным средством, в связи, с чем истец просит суд признать Резникова О.В. прекратившим право на управление транспортным средством до улучшения его состояния здоровья и запретить ему управлять транспортными средствами; обязать Резникова О.В. сдать в МРЭО ГИБДД (по обслуживанию г. Армавира, Новокубанского, Успенского и Отрадненского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю водительское удостоверение <...> на право управления транспортными средствами в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора г. Армавира Мартыненко Р.Н. в судебном заседании на удовлетворении административного искового заявления настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик Резников О.В., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по адресу регистрации по месту жительства, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не представил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, судом в подготовительной части судебного заседания вынесено определение, занесенное в протокол судебного заседания, о рассмотрении данного дела в отсутствие административного ответчика.

Представитель заинтересованного лица – Армавирского филиала ГБУЗ «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Краснодарского края, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Представитель заинтересованного лица - МРЭО ГИБДД (по обслуживанию г. Армавира, Новокубанского, Успенского и Отрадненского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В судебном заседании достоверно установлено, что <...> Резников Олег Васильевич, <...> года рождения получил водительское удостоверение <...> на право управления транспортными средствами категории В со сроком действия до <...>.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. При этом предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается, в том числе, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора.

Указанная информация была получена прокурором в рамках осуществления прокурорского надзора в ходе проверки соблюдения требований Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Часть 3 статьи 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и государства.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (п. 6 ст. 23 вышеуказанного ФЗ).

Одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, предусмотренным ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», является ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.

К управлению автотранспортом допускаются лица после снятия с диспансерного учета.

Наличие у гражданина заболевания, препятствующего, на основании медицинского заключения, управлению транспортными средствами, способствует увеличению количества совершаемых ДТП, в том числе, с человеческими жертвами, что нарушает установленные ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» принципы обеспечения приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, и соблюдения интересов граждан при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства, в связи с чем, определить круг лиц, чьи законные права и интересы могут быть нарушены, невозможно. Существующим положением дел нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, что, в свою очередь, в соответствии со ст. 39 КАС РФ, учитывая общественную значимость выявленных нарушений, предоставляет право прокурору обратиться в суд в целях защиты этих прав и интересов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В силу ч. 2, 4 ст. 25 указанного закона реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Из содержания ч. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих. Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека, вследствие чего к лицам, управляющим источниками повышенной опасности, предъявляются повышенные требования, в том числе по медицинском показателям.

В соответствии с ч.1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1,4 ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно сведений ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК от <...>, Резников О.В. состоял на диспансерном учете с <...> по <...> с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя, вторая стадия, периодическое употребление», однако с <...> повторно взят на диспансерный учет с данным диагнозом.

Данное заболевание препятствует управлению транспортным средством согласно постановлению Правительства РФ 1604 от <...> «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами».

Согласно медицинской документации оснований для прекращения диспансерного наблюдения по основанию стойкая ремиссия (выздоровление) не имеется.

Согласно постановлению Правительства РФ 1604 от 29.12.2014 года «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами» к управлению автотранспортным средством допускаются лица после снятия с диспансерного учета. Учитывая вышеизложенное врачебной комиссией было принято решение - к вождению не допускается.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, согласно которого психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ относятся к заболеваниям, наличие которых препятствуют управлению транспортными средствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Резников О.В., страдающий алкогольной зависимостью, в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, что нарушает права граждан на безопасное передвижение по автомобильным дорогам Российской Федерации и наличие водительского удостоверения у ответчика, предоставляющего ему право управлять транспортными средствами, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц – участников дорожного движения.

Таким образом, проанализировав представленные суду доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора г. Армавира законными, обоснованными и удовлетворяет иск.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1191 "Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами".

В порядке ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета, от уплаты которой прокурор освобожден в силу закона, в размере 300 рублей. В силу абз.10 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", положений абз. 24 ст. 50, аб. 10 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина (по нормативу 100%) по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит взысканию в бюджеты муниципальных районов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г. Армавира действующего в интересах неопределенного круга лиц к Резникову Олегу Васильевичу о признании прекратившим право на управление транспортными средствами – удовлетворить в полном объеме.

Признать Резникова Олега Васильевича, <...> года рождения, прекратившим право на управление транспортными средствами до улучшения его состояния здоровья и запретить ему управлять транспортными средствами.

Обязать Резникова Олега Васильевича, <...> года рождения, сдать в МРЭО ГИБДД (по обслуживанию г. Армавира, Новокубанского, Успенского и Отрадненского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю водительское удостоверение <...> на право управления транспортными средствами категории «В» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.     

Взыскать с Резникова Олега Васильевича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.

В окончательной форме решение суда изготовлено 17.12.2021.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд.

Председательствующий -

2а-4744/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Армавира в интересах неопределенного круга лиу
Ответчики
Резников Олег Васильевич
Другие
Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения (по обслуживанию г. Армавир, Новокубанского, Успенского и Отраденского районов) Главного управления министерства внутренних дел России по КК
Армавирский филиал ГБУЗ "Наркологический диспансер" Министерства здравохранения Краснодарского края
Суд
Армавирский городской суд Краснодарского края
Судья
Селихов Г.С.
Дело на сайте суда
armavir.krd.sudrf.ru
18.10.2021Регистрация административного искового заявления
18.10.2021Передача материалов судье
20.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2021Судебное заседание
13.12.2021Судебное заседание
13.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее