г. Сыктывкар УИД: 11RS0002-01-2023-004511-71
Дело №2-400/2024 (№33-6457/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,
судей Батовой Л.А., Константиновой Н.В.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 26 сентября 2024 года дело по апелляционным жалобам МБУ «Специализированное дорожное управление МО ГО «Воркута» и ФИО1 на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2024 года и на дополнительное решение того же суда от 06 марта 2024 года, с учётом определения об устранении описки от 27 марта 2024 года, которыми постановлено:
исковые требования ФИО1 к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» об установлении тарифной ставки, перерасчете заработной платы, взыскании индексации, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» установить ФИО1 тарифную ставку (оклад):
с 01 ноября 2022 года по 01 ноября 2022 года в размере 18 072,25 руб.;
с 02 ноября 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 19 156,58 руб.; произвести перерасчёт заработной платы, отпускных с 01 ноября 2022 года по 31 декабря 2022 года и выплатить задолженность с учетом процентов, предусмотренных ст. 236 Трудового кодекса РФ по день фактического расчета включительно.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
В остальной части требований ФИО1 отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 руб.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу ФИО1 недополученную в результате занижения тарифной ставки (оклада) заработную плату, отпускные и иные выплаты за период с 1 ноября 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 105 304,36 руб., денежную компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы, отпускных и иных выплат в размере 26 665,75 руб., всего 131 970,11 руб. (сто тридцать одна тысяча девятьсот семьдесят рублей 11 коп.).
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 3 839,00 руб.
В требованиях об установлении тарифной ставки с 01.01.2023 в размере 18 678,30 руб. - ФИО1 - отказать.
Заслушав доклад судьи Константиновой Н.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее МБУ «СДУ») о возложении обязанностей установить ей тарифную ставку (оклад) с 01.10.2022 в размере 18 072,25 руб., с 01.01.2023 в размере 18 678,30 руб., возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы с учетом установленных окладов, выплатить недополученную сумму заработной платы, оплату дней отпуска, периодов ременной нетрудоспособности, а также компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно; о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. Также просила обязать ответчика выдать расчетные листы за каждый месяц произведенного перерасчета с указанием начислений.
В обоснование исковых требований истец указала, что она работает в МБУ «СДУ» в должности ... на основании трудового договора №300 от 20.01.2012. С 01.09.2022 ей установлен оклад в размере 8 402 руб. В связи с тем, что 11.12.2019 было заключено отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, которое вступило в силу 01.01.2020 и действует по 31.12.2022, тарифная ставка должна быть установлена с учетом данного Соглашения. Согласно указанному ОТС минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. На основании Положения об оплате труда тарифному разряду по должности истца соответствует тарифный коэффициент 1. Следовательно, работодатель обязан производить начисление и выплату заработной платы исходя из размера 15 715 руб. (прожиточный минимум в Республике Коми) х 1,15 х 1 = 18 072,25 руб.; а с 01.01.2023 - расчет оклада должен быть произведен с применением тарифного коэффициента, установленного приложением № 1 к Региональному соглашению для рабочего 1-го разряда в размере 16 242 руб. х 1,15 х 1=18 678,30 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МО ГО «Воркута», МУ «Межцентрализованная бухгалтерия».
Стороны участия в рассмотрении дела не принимали, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Судом принято приведенное выше решение.
Истец в апелляционной жалобе оспаривает решение суда в части отказа в удовлетворении требования об установлении с 01.01.2023 оклада в соответствии с Региональным отраслевым тарифным соглашением и в части отказа во взыскании заработной платы за период после 01.01.2023, полагая решение суда в данной части принятым с нарушением норм материального права.
В апелляционных жалобах МБУ «СДУ» просит отменить решение и дополнительное решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств дела, настаивая на том, что ОТС не распространяется на работников МБУ «СДУ», в связи с чем, оснований для изменения тарифной ставки не имеется.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
На основании статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях относительно жалоб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, из трудового договора № 300 от 20.01.2012 и приказа о приёме на работу от 20.01.2012 № 11-к следует, что ФИО1 принята на работу в МБУ «СДУ» в Дорожный участок на должность ... 2 разряда, с тарифной ставкой (окладом) ... руб.
Приказом № 103-к от 04.03.2013 ФИО1 переведена на работу по профессии ... 4 разряда.
Приказом от 20.10.2022 № 659-к переведена на должность... временно, на период отсутствия основного работника, ей установлен оклад в размере 8 402 руб.
С 02.11.2022 ФИО1 переведена на должность... 4 разряда в связи с выходом основного работника (приказ №700-к от 01.11.2022), ей установлен оклад в размере 8 907 руб.
Приказом от 30.12.2022 № 773-к ФИО8 с 01.01.2023 переведена на работу по профессии ..., дополнительным соглашением от 30.12.2022 ФИО10 установлен оклад в размере 8 402 руб.
На основании приказа от 06.04.2023 № 164-к ФИО1 12.04.2023 уволена. С 01.06.2023 ФИО1 вновь принята на работу в качестве ..., с окладом 8 402 руб.
Из представленных расчётных листков ФИО1 следует, что заработная плата ей выплачивалась исходя из указанных размеров оклада.
Исковое заявление направлено в суд 25.11.2023 (по почтовому штампу на конверте), из него следует, что требование об установлении оклада заявлено: с 01.10.2022 в размере 18 072,25 руб., с 01.01.2023 – 18 678,30 руб.
Ответчик заявил о пропуске истцом срока, предусмотренного статьёй 392 ТК РФ на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Основными правовыми актами, регулирующим социально-трудовые отношения между работниками МБУ «СДУ» и работодателем является Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ «СДУ», утвержденный постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15.10.2018 № 1449, и Положение о системе оплаты труда МБУ «СДУ», утвержденное приказом от 19.10.2018 № 201 руководителем МБУ «СДУ».
Разделом 2 Положения о системе оплаты труда МБУ «СДУ» установлена тарифная система оплаты труда работников (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера).
Согласно пункту 2.2.1 размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», с учетом квалификации работника, подтвержденной документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями №№ 1,2,3,4 постановления главы администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 30.07.2018 № 1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МО ГО «Воркута».
Постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15.10.2018 № 1449 утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений и тарифные ставки, оклады (должностные оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений согласно приложению № 3, для 1 и 4 разрядов соответствуют тарифные коэффициенты – 1 и 1,06, соответственно.
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьями 45, 48 ТК РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Согласно части 9 статьи 48 ТК РФ если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
11.12.2019 Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» утверждено «Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы», которое действует с 01.01.2020.
Пунктом 3.1 Раздела III Федерального отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 2 пункта 3.5 Раздела III Соглашения).
Основным видом деятельности МБУ «СДУ», согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.
Как следует из представленных документов, ни МБУ «СДУ», ни учредитель – администрация МО ГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в порядке установленном части 9 статьи 48 ТК РФ не направляли.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьями 45, 48, 129, 135, 143 ТК РФ, пришел к выводу, что в отсутствие мотивированного письменного отказа ответчика и учредителя присоединиться к отраслевому соглашению, на работодателя распространяет свое действие Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020.
Определяя тарифную ставку (оклад) истца, суд исходил из положений пунктов 3.1 и 3.2 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которыми предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и подлежит пересмотру не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации, принял во внимание размер прожиточного минимума, установленного в Республике Коми для трудоспособного населения на второй квартал 2020 и весь 2021 год, и рассчитал тарифные ставки истца с 01.10.2022 по 01.11.2022 включительно (за период работы сторожем) в размере 18 072,25 руб. (15 715 руб. х 1,15 х 1); и с 02.11.2022 по 31.12.2022 за период работы наименование должности... (15 715 руб. х 1,15 х 1, 06) в размере 19 156,58 руб.
Разрешая ходатайство ответчика о сроке исковой давности по требованиям, суд пришел к выводу о том, что такой срок истцом с учетом обращения в суд с исковым заявлением 25.11.2023 по требованиям за период с 01.10.2022 по 31.10.2022 пропущен. Решение суда в указанной части не обжалуется и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что заработная плата за период с 01.11.2022 по 31.12.2022 выплачена истцу в меньшем размере, суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы и отпускных за указанный период, исходя из указанных размеров тарифных ставок (окладов) и выплате образовавшейся задолженности.
Установив нарушение трудовых прав истца, суд на основании статьи 237 ТК РФ взыскал с работодателя компенсацию морального вреда.
В дополнительном решении суд произвел соответствующие расчеты недополученной заработной платы, исходя из установленного судом размера тарифной ставки, взыскал образовавшуюся недоплату по заработной плате за период с ноября 2022 года по декабрь 2022 года. В требованиях об установлении тарифной ставки с 01.01.2023 в размере 18 678,30 суд отказал.
Судебная коллегия с выводами суда в части установления размера оклада исходя из размера тарифной ставки, установленной Федеральным отраслевым Соглашением по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы соглашается и оснований для отмены решения суда в указанной части не усматривает.
Доводы апелляционных жалоб ответчика о том, что МБУ «СДУ» не является членом объединения работодателей, подписавших соглашение, не уполномочивало от своего имени заключать Федеральное тарифное соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, к нему не присоединялось и данное Соглашение не распространяет свое действие в отношении МБУ «СДУ» судебная коллегия находит несостоятельными.
По сведениям из Единого государственно реестра юридических лиц, основным видом деятельности МБУ «СДУ» является эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей (ОКВЭД ОК 52.21.22). Согласно пункту 2.2 раздела 2 Устава, ответчик создан, в том числе в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Как следует из Устава, МБУ «СДУ» является муниципальным бюджетным учреждением. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городского округа «Воркута». МБУ «СДУ» с целью осуществления уставного вида деятельности принимает работников, заключая с ними трудовые договоры, и выступает по отношению к этим работникам работодателем.
Следовательно, МБУ «СДУ» относится к числу организаций, осуществляющих дорожную деятельность.
Как установлено частью 3 статьи 48 ТК РФ Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 ТК РФ (часть 5 статьи 48 ТК РФ).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 ТК РФ).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 ТК РФ).
По смыслу указанной нормы закона, если предложение опубликовано, и сроки для принятия работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.
Письмом Минтруда России от 11.03.2020 № 14-4/10/В-1851 работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, предложено присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, утвержденному 14.01.2020, или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению оно будет считаться распространенным на этих работодателей.
В письменных возражениях ответчика и третьего лица указано, что мотивированный отказ от присоединения к ОТС ни МБУ «СДУ», ни администрация МО ГО «Воркута» не направляли.
Также отсутствуют допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что ответчиком представлено письменное предложение к сторонам Соглашения о временном приостановлении действия отдельных его положений в отношении МБУ «СДУ».
Следовательно, действие данного Соглашения распространяется на ответчика МБУ «СДУ» и его положения являются обязательными при формировании фонда оплаты труда работников.
Никаких оговорок относительно организационно-правовой формы предприятий либо источнике их финансирования ни ТК РФ, ни Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы не содержат, ввиду чего доводы работодателя и учредителя о невозможности распространить действие ФОТС на ответчика несостоятельны.
Доводы ответчика МБУ «СДУ» о том, что при установлении тарифной ставки в повышающем коэффициенте должны быть учтены стимулирующие выплаты, такие как надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, за классность, премиальные выплаты, являются ошибочными. Размер базовой тарифной ставки рабочих 1 разряда, определен в разделе III. Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, в котором не указано о том, что данные надбавки и компенсации влияют на данный размер.
При этом ссылки ответчика на Региональное ОТС по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023 годы, которым предусмотрен иной порядок установления тарифного коэффициента, не имеют правового значения для данного дела, поскольку не исключает у ответчика обязанности исполнять Федеральное Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы.
Таким образом, доводы жалобы работодателя не содержат ссылок на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения.
Не усматривает судебная коллегия и оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы истца о применении при установлении тарифной ставки с 01.01.2023 Регионального соглашения, в связи с тем, что истек срок действия Федерального соглашения.
Согласно положениям ФОТС на 2020 - 2022 года Соглашение является основой для заключения коллективных договоров в организациях дорожного хозяйства и региональных и территориальных отраслевых соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Стороны считают целесообразным заключение региональных отраслевых соглашений между республиканскими, краевыми, областными комитетами профсоюза, представителями работодателей и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений (пункт 1.5).
Региональные и иные отраслевые соглашения, коллективные договоры и трудовые договоры в организациях независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения (пункт 1.7).
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Республиканской организацией профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Ассоциацией дорожных организаций Республики Коми 24.03.2021 утверждено Отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021 - 2023 годы.
Региональное ОТС 08.04.2021 размещено на сайте сетевого издания «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» и 23.04.2021 в Бюллетене органов государственной власти Республики Коми № 14.
Согласно пункту 1.5 регионального ОТС оно распространяется на работников и работодателей организаций дорожного хозяйства, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, на профсоюзных работников, а также на все дорожные организации независимой формы собственности, осуществляющие дорожные работы в Республике Коми;
Соглашение является основой для заключения коллективных договоров в организациях дорожного хозяйства.
Присоединение к Соглашению происходит в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (пункт 1.9).
Пунктом 3.1 предусмотрено, что минимальная тарифная ставка рабочих I разряда дорожной отрасли устанавливается в размере, равном минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом Российской Федерации, с применением коэффициента 1,15.
Применяемый коэффициент учитывает все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные законодательством, за исключением выплат, предусмотренных в пункте 1.6 настоящего Соглашения.
Указанный в пункте 3.1 Соглашения размер минимальной тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах (пункт 3.2).
При применении Соглашений суд оценивал их условия.
Так, абзацем 4 пункта 3.1 ФОТС предусмотрено, что в дорожных организациях, расположенных в субъектах Российской Федерации, имеющих районирование по климатическим зонам, рекомендуется в региональных отраслевых соглашениях предусматривать дифференцированное установление минимальных размеров тарифной ставки рабочих 1 разряда с учетом прожиточного минимума каждого района.
Однако, в региональном ОТС (которое просит применить истец) минимальная тарифная ставка рабочих I разряда дорожной отрасли зависит от минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, без дифференцированного учета в зависимости от района расположения организации дорожной отрасли в Республике Коми.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при одновременном действии нескольких соглашений, должны применяться условия соглашения, наиболее благоприятные для работников, и, учитывая, что в период, заявленный в иске – с 01.01.2022 действовали федеральное ОТС и региональное ОТС, однако условия ФОТС наиболее благоприятны для работника, суд пришёл к выводу, что оснований для применения положений РОТС, заключенного на период 2021-2023 года, не имелось.
Оценивая решение суда в указанной части применительно к доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия суждение суда о том, что истечение срока действия одного соглашения не влечёт автоматической обязанности работодателя применять другое соглашение находит правильными.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части отказа в удовлетворении требований об установлении истцу тарифной ставки и отказа в перерасчёте заработной платы истца с 01.01.2023 в соответствии с ФОТС при том, что с 01.01.2023 по 12.04.2023 ФИО1 продолжала работу в МБУ «СДУ» в должности наименование должности... с окладом 8 402 руб., а с 01.06.2023 вновь принята на работу в качестве наименование должности... с окладом 8 402 руб., поскольку истечение срока действия ФОТС не влечёт автоматического освобождения работодателя от обязанности применять установленные на 2022 год в соответствии с ФОТС тарифные ставки до изменения условий оплаты труда. Соответственно, при установлении тарифной ставки и определении размера подлежащей выплате заработной платы следовало исходить из ранее установленных условий оплаты труда ФИО1 Учитывая, что по должности сторожа истцу был установлен оклад в соответствии с ФОТС в размере 18 072,25 руб., при определении размера оплаты труда за период с 01.01.2023, отказывая в удовлетворении требований об установлении тарифной ставки в соответствии с РОТС в размере 18 678,30 руб., суд должен был установить тарифную ставку в размере, установленном на 2022 год, а именно в размере 18 072,25 руб.
Таким образом, решение суда в части установления периода применения тарифной ставки в соответствии с ФОТС подлежит изменению.
При определении задолженности по заработной плате судом принят во внимание расчёт ответчика, произведённого из оклада в соответствии с ФОТС. Учитывая разницу между фактически выплаченными суммами, и суммами, подлежащими начислению, размер недоплаты заработной платы, отпускных и иных выплат, причитающихся выплате истцу в период с 01.11.2022 по 31.12.2022 составил 105 304,36 руб., в том числе за ноябрь 2022 года: 96 367,08 – 45 433,36 = 50 933,72 руб., за декабрь 2022 года: 101 619,27 – 47 248,63 = 54 370,64 руб.
В части размера взысканных сумм за ноябрь и декабрь 2022 года дополнительное решение суда сторонами не оспаривается, в связи с чем, судебная коллегия принимает во внимание приведённые судом суммы.
С применением тарифной ставки с 01.01.2023 по 12.04.2023 и с 01.06.2023 по 31.12.2023 в размере 18 072,25 руб. (15 715 руб. х 1,15 х 1) оплата заработная плата истца будет составлять 272 204,06 руб. (расчёт приведён дополнительно), а всего за период с 01.11.2022 по 31.12.2023 – 377 508,42 руб. (105 304,36 руб. + 272 204,06 руб.).
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в случае применения в рассматриваемом споре положений регионального ОТС по истечении срока действия федерального ОТС, то есть с 01.01.2023, заработная плата истца будет меньше, чем заработная плата, рассчитанная, исходя из оклада, установленного в соответствии с федеральным ОТС.
Исходя из пунктов 3.1 и 3.2 регионального ОТС оклад истца с 1 января 2023 года составит 18 678,30 руб. (16 242 (МРОТ по РФ с 01.01.2023) * 1,15 (коэффициент по пункту 3.1 РОТС) *1 (разрядный коэффициент, утверждённый постановлением администрации ГО «Воркута» от 15.10.2018 №1449).
Учитывая, положения абзаца 2 пункта 3.1 РОТС о том, что применяемый коэффициент учитывает все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные законодательством, за исключением выплат, предусмотренных в пункте 1.6 настоящего Соглашения (северная надбавка; районный коэффициент; вознаграждение за выслугу лет; надбавка за разъездной характер; надбавка за вахтовый метод; оплата очередных и дополнительных отпусков; оплата проезда), судебная коллегия считает, что при применении РОТС у работодателя отсутствует обязанность по выплате работнику компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных Положением о системе оплаты труда МБУ «СДУ», таких как надбавка за интенсивность и высокие результаты; премиальные выплаты, стажевые.
Следовательно, заработная плата истца за январь 2023 года составила бы:
18 678,30 руб. – оклад за 17 дней (122,4 час)
152,60 руб. – оплата в час;
26 149,62 руб. (11 206,98 + 14 942,64) х 1,4 - северная надбавка и районный коэффициент.
Итого: 44 827,92 руб.
Однако исходя из оклада за январь 2023 года 18 072,25 руб. с учётом доплаты за интенсивность 17% заработная плата (без учёта оплаты за работу в праздничные дни и в ночное время) заработная плата истца составляет 50 746,88 руб. = ((18 072,25 х 17%) + (18 072,25 х 17%) х 140%)).
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что применение условий оплаты труда по ФОТС наиболее отвечает интересам работника.
Поскольку судом размер взыскания заработной платы изменен, перерасчёту также подлежат проценты по статье 236 ТК РФ.
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за ноябрь 2022 |
|||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
44 312,33 |
16.12.2022 |
23.07.2023 |
220 |
7,50 % |
1/150 |
44 312,33 * 220 * 1/150 * 7.5% |
4 874,36 р. |
44 312,33 |
24.07.2023 |
14.08.2023 |
22 |
8,50 % |
1/150 |
44 312,33 * 22 * 1/150 * 8.5% |
552,43 р. |
44 312,33 |
15.08.2023 |
17.09.2023 |
34 |
12,00 % |
1/150 |
44 312,33 * 34 * 1/150 * 12% |
1 205,30 р. |
44 312,33 |
18.09.2023 |
29.10.2023 |
42 |
13,00 % |
1/150 |
44 312,33 * 42 * 1/150 * 13% |
1 612,97 р. |
44 312,33 |
30.10.2023 |
17.12.2023 |
49 |
15,00 % |
1/150 |
44 312,33 * 49 * 1/150 * 15% |
2 171,30 р. |
44 312,33 |
18.12.2023 |
15.02.2024 |
60 |
16,00 % |
1/150 |
44 312,33 * 60 * 1/150 * 16% |
2 835,99 р. |
Итого: |
13 252,35 руб. |
||||||
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за декабрь 2022 |
|||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
47 302,45 |
16.01.2023 |
23.07.2023 |
189 |
7,50 % |
1/150 |
47 302,45 * 189 * 1/150 * 7.5% |
4 470,08 р. |
47 302,45 |
24.07.2023 |
14.08.2023 |
22 |
8,50 % |
1/150 |
47 302,45 * 22 * 1/150 * 8.5% |
589,70 р. |
47 302,45 |
15.08.2023 |
17.09.2023 |
34 |
12,00 % |
1/150 |
47 302,45 * 34 * 1/150 * 12% |
1 286,63 р. |
47 302,45 |
18.09.2023 |
29.10.2023 |
42 |
13,00 % |
1/150 |
47 302,45 * 42 * 1/150 * 13% |
1 721,81 р. |
47 302,45 |
30.10.2023 |
17.12.2023 |
49 |
15,00 % |
1/150 |
47 302,45 * 49 * 1/150 * 15% |
2 317,82 р. |
47 302,45 |
18.12.2023 |
15.02.2024 |
60 |
16,00 % |
1/150 |
47 302,45 * 60 * 1/150 * 16% |
3 027,36 р. |
Итого: |
13 413,40 руб. |
||||||
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за январь 2023 |
|||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
26 217,79 |
16.02.2023 |
23.07.2023 |
158 |
7,50 % |
1/150 |
26 217,79 * 158 * 1/150 * 7.5% |
2 071,21 р. |
26 217,79 |
24.07.2023 |
14.08.2023 |
22 |
8,50 % |
1/150 |
26 217,79 * 22 * 1/150 * 8.5% |
326,85 р. |
26 217,79 |
15.08.2023 |
17.09.2023 |
34 |
12,00 % |
1/150 |
26 217,79 * 34 * 1/150 * 12% |
713,12 р. |
26 217,79 |
18.09.2023 |
29.10.2023 |
42 |
13,00 % |
1/150 |
26 217,79 * 42 * 1/150 * 13% |
954,33 р. |
26 217,79 |
30.10.2023 |
17.12.2023 |
49 |
15,00 % |
1/150 |
26 217,79 * 49 * 1/150 * 15% |
1 284,67 р. |
26 217,79 |
18.12.2023 |
15.02.2024 |
60 |
16,00 % |
1/150 |
26 217,79 * 60 * 1/150 * 16% |
1 677,94 р. |
Итого: |
7 028,12 руб. |
||||||
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за февраль 2023 |
|||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
13 643,58 |
16.03.2023 |
23.07.2023 |
130 |
7,50 % |
1/150 |
13 643,58 * 130 * 1/150 * 7.5% |
886,83 р. |
13 643,58 |
24.07.2023 |
14.08.2023 |
22 |
8,50 % |
1/150 |
13 643,58 * 22 * 1/150 * 8.5% |
170,09 р. |
13 643,58 |
15.08.2023 |
17.09.2023 |
34 |
12,00 % |
1/150 |
13 643,58 * 34 * 1/150 * 12% |
371,11 р. |
13 643,58 |
18.09.2023 |
29.10.2023 |
42 |
13,00 % |
1/150 |
13 643,58 * 42 * 1/150 * 13% |
496,63 р. |
13 643,58 |
30.10.2023 |
17.12.2023 |
49 |
15,00 % |
1/150 |
13 643,58 * 49 * 1/150 * 15% |
668,54 р. |
13 643,58 |
18.12.2023 |
15.02.2024 |
60 |
16,00 % |
1/150 |
13 643,58 * 60 * 1/150 * 16% |
873,19 р. |
Итого: |
3 466,39 руб. |
||||||
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за март 2023 |
|||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
30 011,67 |
16.04.2023 |
23.07.2023 |
99 |
7,50 % |
1/150 |
30 011,67 * 99 * 1/150 * 7.5% |
1 485,58 р. |
30 011,67 |
24.07.2023 |
14.08.2023 |
22 |
8,50 % |
1/150 |
30 011,67 * 22 * 1/150 * 8.5% |
374,15 р. |
30 011,67 |
15.08.2023 |
17.09.2023 |
34 |
12,00 % |
1/150 |
30 011,67 * 34 * 1/150 * 12% |
816,32 р. |
30 011,67 |
18.09.2023 |
29.10.2023 |
42 |
13,00 % |
1/150 |
30 011,67 * 42 * 1/150 * 13% |
1 092,42 р. |
30 011,67 |
30.10.2023 |
17.12.2023 |
49 |
15,00 % |
1/150 |
30 011,67 * 49 * 1/150 * 15% |
1 470,57 р. |
30 011,67 |
18.12.2023 |
15.02.2024 |
60 |
16,00 % |
1/150 |
30 011,67 * 60 * 1/150 * 16% |
1 920,75 р. |
Итого: |
7 159,79 руб. |
||||||
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за апрель 2023 |
|||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
5 829,39 |
16.05.2023 |
23.07.2023 |
69 |
7,50 % |
1/150 |
5 829,39 * 69 * 1/150 * 7.5% |
201,11 р. |
5 829,39 |
24.07.2023 |
14.08.2023 |
22 |
8,50 % |
1/150 |
5 829,39 * 22 * 1/150 * 8.5% |
72,67 р. |
5 829,39 |
15.08.2023 |
17.09.2023 |
34 |
12,00 % |
1/150 |
5 829,39 * 34 * 1/150 * 12% |
158,56 р. |
5 829,39 |
18.09.2023 |
29.10.2023 |
42 |
13,00 % |
1/150 |
5 829,39 * 42 * 1/150 * 13% |
212,19 р. |
5 829,39 |
30.10.2023 |
17.12.2023 |
49 |
15,00 % |
1/150 |
5 829,39 * 49 * 1/150 * 15% |
285,64 р. |
5 829,39 |
18.12.2023 |
15.02.2024 |
60 |
16,00 % |
1/150 |
5 829,39 * 60 * 1/150 * 16% |
373,08 р. |
Итого: |
1 303,25 руб. |
||||||
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за июнь 2023 |
|||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
16 811,39 |
16.07.2023 |
23.07.2023 |
8 |
7,50 % |
1/150 |
16 811,39 * 8 * 1/150 * 7.5% |
67,25 р. |
16 811,39 |
24.07.2023 |
14.08.2023 |
22 |
8,50 % |
1/150 |
16 811,39 * 22 * 1/150 * 8.5% |
209,58 р. |
16 811,39 |
15.08.2023 |
17.09.2023 |
34 |
12,00 % |
1/150 |
16 811,39 * 34 * 1/150 * 12% |
457,27 р. |
16 811,39 |
18.09.2023 |
29.10.2023 |
42 |
13,00 % |
1/150 |
16 811,39 * 42 * 1/150 * 13% |
611,93 р. |
16 811,39 |
30.10.2023 |
17.12.2023 |
49 |
15,00 % |
1/150 |
16 811,39 * 49 * 1/150 * 15% |
823,76 р. |
16 811,39 |
18.12.2023 |
15.02.2024 |
60 |
16,00 % |
1/150 |
16 811,39 * 60 * 1/150 * 16% |
1 075,93 р. |
Итого: |
3 245,72 руб. |
||||||
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за июль 2023 |
|||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
14 069,14 |
16.08.2023 |
17.09.2023 |
33 |
12,00 % |
1/150 |
14 069,14 * 33 * 1/150 * 12% |
371,43 р. |
14 069,14 |
18.09.2023 |
29.10.2023 |
42 |
13,00 % |
1/150 |
14 069,14 * 42 * 1/150 * 13% |
512,12 р. |
14 069,14 |
30.10.2023 |
17.12.2023 |
49 |
15,00 % |
1/150 |
14 069,14 * 49 * 1/150 * 15% |
689,39 р. |
14 069,14 |
18.12.2023 |
15.02.2024 |
60 |
16,00 % |
1/150 |
14 069,14 * 60 * 1/150 * 16% |
900,42 р. |
Итого: |
2 473,36 руб. |
||||||
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за август 2023 |
|||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
13 828,35 |
16.09.2023 |
17.09.2023 |
2 |
12,00 % |
1/150 |
13 828,35 * 2 * 1/150 * 12% |
22,13 р. |
13 828,35 |
18.09.2023 |
29.10.2023 |
42 |
13,00 % |
1/150 |
13 828,35 * 42 * 1/150 * 13% |
503,35 р. |
13 828,35 |
30.10.2023 |
17.12.2023 |
49 |
15,00 % |
1/150 |
13 828,35 * 49 * 1/150 * 15% |
677,59 р. |
13 828,35 |
18.12.2023 |
15.02.2024 |
60 |
16,00 % |
1/150 |
13 828,35 * 60 * 1/150 * 16% |
885,01 р. |
Итого: |
2 088,08 руб. |
||||||
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за сентябрь 2023 |
|||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
44 877,13 |
16.10.2023 |
29.10.2023 |
14 |
13,00 % |
1/150 |
44 877,13 * 14 * 1/150 * 13% |
544,51 р. |
44 877,13 |
30.10.2023 |
17.12.2023 |
49 |
15,00 % |
1/150 |
44 877,13 * 49 * 1/150 * 15% |
2 198,98 р. |
44 877,13 |
18.12.2023 |
15.02.2024 |
60 |
16,00 % |
1/150 |
44 877,13 * 60 * 1/150 * 16% |
2 872,14 р. |
Итого: |
5 615,63 руб. |
||||||
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за октябрь 2023 |
|||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
13 091,84 |
16.11.2023 |
17.12.2023 |
32 |
15,00 % |
1/150 |
13 091,84 * 32 * 1/150 * 15% |
418,94 р. |
13 091,84 |
18.12.2023 |
15.02.2024 |
60 |
16,00 % |
1/150 |
13 091,84 * 60 * 1/150 * 16% |
837,88 р. |
Итого: |
1 256,82 руб. |
||||||
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за ноябрь 2023 |
|||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
14 819,86 |
16.12.2023 |
17.12.2023 |
2 |
15,00 % |
1/150 |
14 819,86 * 2 * 1/150 * 15% |
29,64 р. |
14 819,86 |
18.12.2023 |
15.02.2024 |
60 |
16,00 % |
1/150 |
14 819,86 * 60 * 1/150 * 16% |
948,47 р. |
Итого: |
978,11 руб. |
||||||
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за декабрь 2023 |
|||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
43 617,40 |
16.01.2024 |
15.02.2024 |
31 |
16,00 % |
1/150 |
43 617,40 * 31 * 1/150 * 16% |
1 442,28 р. |
Итого: |
1 442,28 руб. |
||||||
Сумма основного долга: 328 432,32 руб. |
|||||||
Сумма процентов по всем задолженностям: 62 723,30 руб. |
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда и дополнительное решение суда по делу подлежат изменению в части периода установления оклада в соответствии с ФОТС и определения размера подлежащей взысканию задолженности по заработной плате.
С учётом установленного судебной коллегии размера задолженности с ответчика на основании статьи 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в 7 902,32 руб. (подпункты 1 и 3 части 1 статьи 333.19, подпункт 1 части 1 статьи 333.20 НК РФ).
Руководствуясь статьей 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2024 года и дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 06 марта 2024 года в части установления ФИО1 тарифной ставки в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 – 2022 годы и взыскании с МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» государственной пошлины изменить.
Принять в этой части новое решение, которым:
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» установить ФИО1 тарифную ставку (оклад):
- с 01 ноября 2022 года по 01 ноября 2022 года в размере 18 072,25 руб.;
- с 02 ноября 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 19 156,58 руб.;
- с 01 января 2023 года в размере 18 072,25 руб.;
- произвести перерасчёт заработной платы и отпускных с учётом установленных размеров оклада 01 ноября 2022 года.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу ФИО1 недополученную в результате занижения тарифной ставки (оклада) заработную плату за период с 1 ноября 2022 года по 31 декабря 2023 года в размере 377 508,42 руб., денежную компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы в размере 62 723,30 руб., всего 440 231,72 руб. (четыреста сорок тысяч двести тридцать один рубль 72 копейки).
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 7 902,32 руб.
В остальной части решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2024 года и дополнительное решение от 06 марта 2024 года оставить без изменения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 сентября 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: