г. Сыктывкар Дело № 2-5020/2023 (33-10731/2023)
УИД 11RS0003-01-2023-004327-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Костенко Е.Л., Жуковской С.В.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрела в судебном заседании 4 декабря 2023 года дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 14 сентября 2023 года, которым на ОСФР по РК возложена обязанность обеспечить Пронину О.П. ходунками с подмышечной опорой в количестве 1 штуки на 2 года, а также с ОСФР по РК в пользу Прониной О.П. взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., прокурора Шевелеву М.Г., представителя ОСФР по РК Гилеву Н.А., судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора г. Инты Республики Коми обратился в суд в интересах Прониной О.П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – ОСФР по РК) с иском о возложении на ОСФР по РК обязанности обеспечить Пронину О.П. ходунками с подмышечной опорой в количестве 1 штуки на 2 года и взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
В обоснование иска указано, что Пронина О.П., являясь ... ..., в нарушение требований действующего законодательства, длительное время не обеспечивается необходимым ей техническими средством реабилитации, что причиняет ей физические и моральные страдания.
В судебном заседании прокурор заявленные в интересах истца требования поддержал.
Представитель ответчика ОСФР по РК участия в рассмотрении не принял, представил письменный отзыв, в котором выразил несогласие с иском, указав, что в настоящее время ведется работа по размещению закупки на поставку ходунков с подмышечной опорой, кроме того, по мнению ОСФР по РК, Пронина О.П. самостоятельно может приобрести техническое средство реабилитации с последующим возмещением его стоимости.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Республике Коми просит об отмене решения суда по причине его незаконности и необоснованности.
Прокурор Шевелева М.Г. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельными, просила оставить без изменения решение Интинского городского суда Республики Коми от 14 сентября 2023 года.
Пронина О.П. при надлежащем извещении в суде апелляционной инстанции участия не приняла.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Установлено, что Пронина О.П. является ....
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ... № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года Прониной О.П. предусмотрено предоставление с освобождением от платы (за счет средств ответчика) на срок с <Дата обезличена> бессрочно техническое средство реабилитации - ... в количестве 1 шт.
Заявление Прониной О.П. об обеспечении указанным ТСР зарегистрировано в ГУ - региональном отделении ФСС РФ по РК 4 февраля 2022 года, однако на момент рассмотрения дела в суде истец указанным ТСР не обеспечена.
Таким образом, Пронина О.П. свыше полутора лет не обеспечивается техническим средством реабилитации, в то время как данное средство необходимо ей для ежедневного передвижения.
Оценив указанные обстоятельства применительно к положениям ст.ст. 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилам обеспечения инвалидов ТСР, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ОСФР по РК обязанности обеспечить Пронину О.П. необходимым её средством реабилитации, а также о наличии у истца права на взыскание компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на законе и соответствуют обстоятельствам дела.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определил понятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установил право инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года № 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.
Так, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Таким образом, с 9 февраля 2018 года (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года № 86) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Вместе с тем, инвалид на момент вынесения решения не был обеспечен необходимыми средствами реабилитации свыше полутора лет, что превышает предельный срок, установленный законом.
При этом на момент рассмотрения спора техническое средство реабилитации не было самостоятельно приобретено истцом, и соответственно с заявлением о выплате компенсации она не обращалась.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, приведенные выше правовые нормы не возлагают на инвалида обязанности по приобретению названных в Перечне технических средств реабилитации. Самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации с последующей компенсацией их стоимости является правом, а не обязанностью инвалида и может быть реализовано только при наличии желания и возможности.
Доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к тому, что ОСФР по РК имеет возможность обеспечить нуждающихся лиц техническими средствами реабилитации исходя из объема финансирования, поступающего из бюджета соответствующего уровня, а также с учетом сроков, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, недостаточность финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре.
Указанные доводы не влияют на законность обжалуемого судебного акта, поскольку право инвалида, нуждающегося в государственном обеспечении средствами технической реабилитации, не может быть поставлено в зависимость от объемов финансирования указанных расходов, а также процедуры заключения государственных контрактов.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованном взыскании судом в пользу Прониной О.П. компенсации морального вреда также отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 37 постановления от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснил, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм ст. 1069 и п. 2 ст. 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
По материалам дела установлено, что истец была лишена права на своевременное обеспечение ее техническими средствами реабилитации, рекомендованными к ежедневному использованию.
Исходя из преамбулы к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Выявленные проверкой прокуратуры г. Инты нарушения прав истца в сфере социальной защиты инвалидов лишили ее возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания ее жизнедеятельности и здоровья, что в свою очередь, в силу закона является основанием для компенсации морального вреда.
Размер компенсации морального вреда определен судом исходя из объема причиненных истцу нравственных страданий, длительности непредставления технических средств реабилитации и соответствует причиненным истцу страданиям.
В этой связи судебная коллегия находит размер взысканной судом суммы компенсации морального вреда обоснованным и соответствующим требованиям разумности и справедливости.
С учетом изложенного решение суда является законным.
Каких-либо доводов, способных привести к отмене или изменению решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Интинского городского суда Республики Коми от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 5 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи