63RS0039-01-2024-003595-59
2-3744/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 июля 2024 года г. Самара
Ленинский районный суд города Самары в составе председательствующего судьи Копьёвой М.Д., при секретаре Цыковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3744/2024 по иску Нефтегорского межрайонного прокурора в интересах Ращупкиной Татьяны Викторовны к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности провести капитальный ремонт в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд в интересах Ращупкиной Т. В. с иском к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности по проведению работ по капитальному ремонту, указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домов. Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013г. № 707 утверждена региональная краткосрочная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области. Согласно краткосрочному плану проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в период 2021-2023 запланировано проведение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, г. Нефтегорск, ул. Зеленая, д. 14. В ходе проверки установлено, что капитальный ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома не проведен, договор с подрядными организациями для проведения капитального ремонта многоквартирного дома не заключен, работы по капитальному ремонту не начаты. Таким образом, Некоммерческой организацией «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» не предпринято своевременных и исчерпывающих мер по выбору подрядной организации, привлекаемой для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества указанного выше многоквартирного дома. Тем самым ответчик не исполняет возложенные на него жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, г. Нефтегорск, ул. Зеленая, д. 14.
Протокольным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено ООО «СФИНСК-СТРОЙ».
В судебном заседании представитель истца Енягин С.О. исковые требования поддержал по приведенным выше основаниям.
Представитель ответчика Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» Якубовская Н.В., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования прокурора необоснованными, поскольку фонд не бездействует, предпринимает все меры в рамках предоставленных фонду полномочий и действующего законодательства. В настоящее время с подрядной организацией ООО «Сфинкс-Строй» заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту крыши указанного МКД, срок выполнения работ установлен до 30.11.2024,
Ращупкина Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причину неявки не сообщила.
Представитель третьего лица ООО "СФИНКС-СТРОЙ" по доверенности Гайдай О.П. пояснила, что в настоящее время по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, г. Нефтегорск, ул. Зеленая, д. 14, ведутся строительно-монтажные работы по капитальному ремонту крыши указанного многоквартирного дома.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление заместителя прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статьей 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт фасада; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно ч.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч.2 ст.182 ЖК РФ).
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 года № 247 Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта" является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2 ст.168 ЖК РФ).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).
Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч.4, 5, 7 ст.168 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 года № 707 (ред. от 18.11.2020 года) утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.
Согласно краткосрочному плану, в 2021-2023 годах предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, г. Нефтегорск, ул. Зеленая, д. 14.
Из материалов дела следует, что межрайонной прокуратурой на основании заявления Ращупкиной Т.В. проведена проверка соблюдения Некоммерческой организацией «Региональный оператор Самарской области» Фонд капитального ремонта» требований жилищного законодательства в части своевременного исполнения региональной программы капитального ремонта в части организации проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, г. Нефтегорск, ул. Зеленая, д. 14.
По результатам проверки было выявлено, что Некоммерческой организацией «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» договор с подрядными организациями для проведения капитального ремонта общего имущества в спорном многоквартирном доме не заключен, работы по капитальному ремонту не начаты.
По данному факту прокуратурой генеральному директору НО «ФКР» внесено представление № 07-02-2024/Прдп269-24-237 от 28.03.2024 об устранении нарушений жилищного законодательства при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе дома № 14 по ул. Зеленая, г. Нефтегорск,, которое рассмотрено ответчиком.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что между Некоммерческой организацией «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» и ООО «Сфинкс-Строй» заключен договор № ЭА8735-24 от 02.05.2024 года на выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, г. Нефтегорск, ул. Зеленая, д. 14, срок окончания работ определён до 30.11.2024 года. Вместе с тем, капитальный ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома в настоящее время не завершен, что также не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Принимая во внимание изложенное, с учетом представленных в дело доказательств и доводов сторон, суд приходит к выводу об обоснованности требований, изложенных в исковом заявлении, поскольку Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» является лицом, ответственным за реализацию программы по капитальному ремонту, реализует публично возложенные на него полномочия. Капитальный ремонт крыши многоквартирного дома в установленные сроки призван обеспечить реализацию прав граждан на проживание в достойных безопасных условиях, а также обеспечить сохранность их собственности. Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» в силу требований действующего законодательства обладает полномочиями по заключению договоров не только в рамках конкурентных процедур, но и неконкурентных. Полномочия по организации капитального ремонта многоквартирных зданий, включенных в программу, относятся к полномочиям Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области» Фонд капитального ремонта».
При таких обстоятельствах, требования Нефтегорского межрайонного прокурора о возложении на ответчика обязанности по обеспечению проведения работ по капитальному ремонту крыши указанного многоквартирного дома являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку данный дом включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и ответчик, обязанный в силу закона обеспечить своевременную организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и приемку его результатов, данную обязанность до настоящего времени не исполнил.
Доводы представителя ответчика о том, что Некоммерческой организацией «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» для проведения капитального ремонта указанного дома привлечена подрядная организация и Фондом приняты все предусмотренные законом меры, не могут служить основанием для отказа в иске. В соответствии с действующим законодательством на ответчика возложена обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, при этом краткосрочной программой установлены сроки проведения данных работ 2021-2023. Кроме того, как указано выше, в силу положений ч. 2 ст. 4 Жилищного кодекса РФ, региональный оператор обязан контролировать качество и сроки выполнения работ. Вместе с тем, до настоящего времени работы по ремонту многоквартирного дома не завершены, что повлекло срыв выполнения краткосрочной программы. В связи с этим требования истца являются законными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Нефтегорского межрайонного прокурора в интересах Ращупкиной Татьяны Викторовны к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности провести капитальный ремонт в многоквартирном доме удовлетворить.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (ИНН 6315990666, ОГРН 1136300002365) организовать работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, г. Нефтегорск, ул. Зеленая, д. 14, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) М.Д. Копьёва
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 18.07.2024 года.