Решение по делу № 2-2459/2024 от 04.06.2024

№ 2-2459/2024

70RS0004-01-2024-002947-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2024 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Ткаченко И.А.,

при секретаре Тимофеевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Аксеновой А.А. к муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору специализированных жилых помещений,

установил:

Аксенова А.А. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование заваленного требования указано, что Аксенова А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца умерла, после чего она была направлена в приют ... (<адрес>), а затем в Профессиональное училище (<адрес>) для обучения. На основании вступившего в законную силу решения Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ по делу распоряжением администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Аксенова А.А. принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещения, и включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Своего жилья у истца нет, возможность приобрести жилое помещение за свой счет отсутствует. Истец совместно с детьми проживает в арендуемой квартире по <адрес>. До настоящего времени жилье по договору найма специализированных жилых помещений истцу не предоставлено.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация Томской области.

Истец Аксенова А.А., извещенная о времени и месте судебного разбирательства по телефону лично, о чем свидетельствует телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчик муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, третье лицо Администрация Томской области, получившие извещения о времени и месте судебного заседания посредством курьерской доставки, в суд своих представителей не направили.

Позиция ответчика изложена в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которому администрация Города Томска считает иск не подлежащим удовлетворению, указав, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов российской Федерации. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями. Обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей и оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти Томской области, финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных им на эти цели финансовых средств. Администрация Города Томска надлежащим образом исполнила свою обязанность по предоставлению в уполномоченный орган исполнительной власти Томской области необходимой информации для выполнения переданных отдельных государственных полномочий. При этом Томская область ненадлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по финансированию переданных ею отдельных государственных полномочий, за что администрация Города Томска не может нести ответственности. В случае удовлетворении исковых требований просит отсрочить исполнение решения суда на срок не менее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для осуществления всех мероприятий, предусмотренных законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд. Судебное заседание просит провести без участия представителя администрации Города Томска.

Суд в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон, представителя третьего лица.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив письменные доказательства, суд считает исковое требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу положений п. 1, 7 и 8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

По смыслу приведенных норм при разрешении спора о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, юридически значимым обстоятельством является обеспеченность их жилыми помещениями. В случае отсутствия жилья правом на его получение обладают лица названной категории до 23 лет, а также по достижении 23 лет, если они до наступления указанного возраста встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Исходя из нормативных положений ст.1, ч.1, 3 ст.8, ч.3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», а также учитывая ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации и вышеприведенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти, и носит заявительный характер, в связи с чем факт того, что лицо указанной категории не обращалось с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье до 23 лет, не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением по достижении указанного возраста.

В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

С учетом приведенной нормы закона для рассмотрении настоящего дела преюдициальное значение имеют обстоятельства, установленные вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ по делу , а именно, что Аксенова А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, её матерью является А.Л., отцом - А.А. (сведения об отце внесены на основании заявления матери), что подтверждается справкой о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серии , мать Аксеновой А.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Аксенова А.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.

Постановлением Главы объединенной администрации ... округов от ДД.ММ.ГГГГ Аксенова А.А. определена в детский дом на полное государственное попечение, за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Нанимателем вышеуказанного жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ является Б.В., с которым заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ.

В указанном жилом помещении зарегистрированы истица, Б.В., Б.А., Б.К., что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО УК ..., а также двое несовершеннолетних детей истицы - З.К., ДД.ММ.ГГГГр. (свидетельство о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ), В.Д., ДД.ММ.ГГГГр. (свидетельство о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ), что следует из свидетельств о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ , .

Истица никогда не проживала в указанном жилом помещении, членом семьи Б.В., ни истица, ни её мать не являлись.

В собственности Аксеновой А.А. и её детей находится по ... доли в праве общедолевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Аксенова А.А. обратилась в администрацию ... района г. Томска с заявлением о признании невозможности проживания в жилых помещениях, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, в обоснование которого указала, что общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данных жилых помещениях, менее учётной нормы площади жилого помещения (... кв.м. на момент обращения с заявлением).

Заключением администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ в признании невозможности проживания Аксеновой А.А., ДД.ММ.ГГГГр., в вышеуказанных жилых помещениях отказано, в связи с достижением на момент обращения с соответствующим заявлением возраста 23 лет.

В последующем, распоряжением администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Аксеновой А.А. отказано во включении её в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - Список).

Установлено также, что ранее Аксенова А.А. до достижения 23 лет неоднократно предпринимала попытки встать на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, обращалась в администрацию ... района г. Томска в ДД.ММ.ГГГГ, в чём ей отказано по причине наличия закреплённого за ней жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Кроме того, Аксенова А.А. неоднократно обращалась в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области для разрешения вопроса о включении её в Список, предпринимала попытки разрешения вопроса в судебном порядке.

Вышеуказанным решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ по делу исковые требования Аксеновой А.А. к администрации ... района г. Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о признании незаконными постановления Главы объединенной администрации ... округов , заключения органа опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, о признании не приобретшей права пользования, об установлении факта невозможности проживания в жилых помещениях, о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, - удовлетворены частично.

Признано незаконным заключение органа опеки и попечительства администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ.

Признано незаконным распоряжение администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ.

На администрацию ... района г. Томска возложена обязанность включить Аксенову А.А., ДД.ММ.ГГГГр. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В остальной части исковых требований отказано.

Во исполнение вступившего в законную силу решения Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ по делу администрацией ... района г. Томска вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ , которым Аксенова А.А., ДД.ММ.ГГГГр., зарегистрированная по адресу: <адрес>, признана относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в обеспечении жилым помещением, на основании п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

За Аксеновой А.А. признано право на получение дополнительных гарантий на имущество и жилое помещение, установленных законодательством Российской Федерации, в виде однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Аксенова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Уведомление о вынесении данного распоряжения администрацией ... района г. Томска направлено истцу ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) по адресу: <адрес>. Этот же адрес указан в исковом заявлении в качестве места фактического проживания истца, при этом из содержания искового заявления следует, что данное жилое помещение истец арендует, собственного жилья, в котором возможно проживание, не имеет.

Какие-либо доказательства, опровергающие факт отсутствия у истца пригодного для проживания жилого помещения, в материалах дела отсутствуют.

С учетом установленных по делу обстоятельств, исходя из смысла ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» до достижения возраста 18 лет истец приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, а с 18 до 23 лет относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения ни по договору социального найма, ни на праве собственности, в котором возможно проживание, не имеет, включена в соответствующий Список, следовательно, у нее возникло право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Аксенова А.А. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Частью 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений п. 8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.

В соответствии с п. 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а (в ред. от 15.05.2020), специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), сформированный органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области.

Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списком (п. 4.1 Порядка).

Согласно ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Таким образом, администрация Города Томска наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска является надлежащим ответчиком по делу.

Согласно частям 1 и 2 ст.6 указанного Закона Томской области финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Указанные субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам городских округов.

Частью 3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» предусмотрено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:

- формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области»;

- за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка, сформированного соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов;

- по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список, сформированный соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Согласно п. 1 и 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Думы города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» (с учетом изменений, внесенных решением Думы г. Томска от 07.07.2020 № 1383) установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 кв.м. для одиноко проживающего гражданина.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что Аксенова А.А. относится к числу лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования «Город Томск», в установленном порядке включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о понуждении ответчика к предоставлению Аксеновой А.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений подлежит удовлетворению. При этом площадь предоставляемого жилого помещения, исходя из положений законодательства действующего на момент принятия решения, должна быть не менее 33,0 кв.м.

Разрешая ходатайство ответчика об отсрочке исполнения решения суда в случае удовлетворения исковых требований на шесть месяцев, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку ответчиком не представлены доказательства наличия исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, а возможная отсрочка исполнения не отвечает требованиям справедливости и затрагивает существо конституционных прав истца, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отсутствие свободных от прав третьих лиц жилых помещений, дефицит бюджета, а равно решение организационно-правовых вопросов предоставления жилого помещения, сами по себе не могут являться основанием для отсрочки исполнения решения суда.

Часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.

Вместе с тем, суду никаких доказательств, свидетельствующих о необходимости установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения и невозможности его предоставления сразу после вступления решения суда в законную силу в соответствии с положениями статей 56 - 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения.

Суд также учитывает, что способ защиты своих прав избирается истцом самостоятельно и не может быть ограничен временным периодом включения в Список на предоставление жилого помещения, поскольку очередность предоставления жилого помещения, исходя из времени включения в Список, установлена для реализации указанными лицами своих прав и, соответственно, исполнения соответствующей обязанности органом местного самоуправления во внесудебном порядке, и нахождение иных лиц в данном порядке не нарушает их прав на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, и не снимает данной обязанности с органа местного самоуправления. Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое требование Аксеновой А.А. к муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору специализированных жилых помещений удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «город Томск» в лице администрации города Томска предоставить Аксеновой А.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33,0 кв.м, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на территории муниципального образования г. Томск.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированный текст решения изготовлен 05.07.2024.

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.

№ 2-2459/2024

70RS0004-01-2024-002947-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2024 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Ткаченко И.А.,

при секретаре Тимофеевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Аксеновой А.А. к муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору специализированных жилых помещений,

установил:

Аксенова А.А. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование заваленного требования указано, что Аксенова А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца умерла, после чего она была направлена в приют ... (<адрес>), а затем в Профессиональное училище (<адрес>) для обучения. На основании вступившего в законную силу решения Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ по делу распоряжением администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Аксенова А.А. принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещения, и включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Своего жилья у истца нет, возможность приобрести жилое помещение за свой счет отсутствует. Истец совместно с детьми проживает в арендуемой квартире по <адрес>. До настоящего времени жилье по договору найма специализированных жилых помещений истцу не предоставлено.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация Томской области.

Истец Аксенова А.А., извещенная о времени и месте судебного разбирательства по телефону лично, о чем свидетельствует телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчик муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, третье лицо Администрация Томской области, получившие извещения о времени и месте судебного заседания посредством курьерской доставки, в суд своих представителей не направили.

Позиция ответчика изложена в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которому администрация Города Томска считает иск не подлежащим удовлетворению, указав, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов российской Федерации. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями. Обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей и оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти Томской области, финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных им на эти цели финансовых средств. Администрация Города Томска надлежащим образом исполнила свою обязанность по предоставлению в уполномоченный орган исполнительной власти Томской области необходимой информации для выполнения переданных отдельных государственных полномочий. При этом Томская область ненадлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по финансированию переданных ею отдельных государственных полномочий, за что администрация Города Томска не может нести ответственности. В случае удовлетворении исковых требований просит отсрочить исполнение решения суда на срок не менее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для осуществления всех мероприятий, предусмотренных законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд. Судебное заседание просит провести без участия представителя администрации Города Томска.

Суд в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон, представителя третьего лица.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив письменные доказательства, суд считает исковое требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу положений п. 1, 7 и 8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

По смыслу приведенных норм при разрешении спора о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, юридически значимым обстоятельством является обеспеченность их жилыми помещениями. В случае отсутствия жилья правом на его получение обладают лица названной категории до 23 лет, а также по достижении 23 лет, если они до наступления указанного возраста встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Исходя из нормативных положений ст.1, ч.1, 3 ст.8, ч.3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», а также учитывая ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации и вышеприведенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти, и носит заявительный характер, в связи с чем факт того, что лицо указанной категории не обращалось с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье до 23 лет, не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением по достижении указанного возраста.

В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

С учетом приведенной нормы закона для рассмотрении настоящего дела преюдициальное значение имеют обстоятельства, установленные вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ по делу , а именно, что Аксенова А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, её матерью является А.Л., отцом - А.А. (сведения об отце внесены на основании заявления матери), что подтверждается справкой о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серии , мать Аксеновой А.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Аксенова А.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.

Постановлением Главы объединенной администрации ... округов от ДД.ММ.ГГГГ Аксенова А.А. определена в детский дом на полное государственное попечение, за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Нанимателем вышеуказанного жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ является Б.В., с которым заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ.

В указанном жилом помещении зарегистрированы истица, Б.В., Б.А., Б.К., что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО УК ..., а также двое несовершеннолетних детей истицы - З.К., ДД.ММ.ГГГГр. (свидетельство о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ), В.Д., ДД.ММ.ГГГГр. (свидетельство о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ), что следует из свидетельств о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ , .

Истица никогда не проживала в указанном жилом помещении, членом семьи Б.В., ни истица, ни её мать не являлись.

В собственности Аксеновой А.А. и её детей находится по ... доли в праве общедолевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Аксенова А.А. обратилась в администрацию ... района г. Томска с заявлением о признании невозможности проживания в жилых помещениях, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, в обоснование которого указала, что общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данных жилых помещениях, менее учётной нормы площади жилого помещения (... кв.м. на момент обращения с заявлением).

Заключением администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ в признании невозможности проживания Аксеновой А.А., ДД.ММ.ГГГГр., в вышеуказанных жилых помещениях отказано, в связи с достижением на момент обращения с соответствующим заявлением возраста 23 лет.

В последующем, распоряжением администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Аксеновой А.А. отказано во включении её в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - Список).

Установлено также, что ранее Аксенова А.А. до достижения 23 лет неоднократно предпринимала попытки встать на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, обращалась в администрацию ... района г. Томска в ДД.ММ.ГГГГ, в чём ей отказано по причине наличия закреплённого за ней жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Кроме того, Аксенова А.А. неоднократно обращалась в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области для разрешения вопроса о включении её в Список, предпринимала попытки разрешения вопроса в судебном порядке.

Вышеуказанным решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ по делу исковые требования Аксеновой А.А. к администрации ... района г. Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о признании незаконными постановления Главы объединенной администрации ... округов , заключения органа опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, о признании не приобретшей права пользования, об установлении факта невозможности проживания в жилых помещениях, о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, - удовлетворены частично.

Признано незаконным заключение органа опеки и попечительства администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ.

Признано незаконным распоряжение администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ.

На администрацию ... района г. Томска возложена обязанность включить Аксенову А.А., ДД.ММ.ГГГГр. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В остальной части исковых требований отказано.

Во исполнение вступившего в законную силу решения Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ по делу администрацией ... района г. Томска вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ , которым Аксенова А.А., ДД.ММ.ГГГГр., зарегистрированная по адресу: <адрес>, признана относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в обеспечении жилым помещением, на основании п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

За Аксеновой А.А. признано право на получение дополнительных гарантий на имущество и жилое помещение, установленных законодательством Российской Федерации, в виде однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Аксенова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Уведомление о вынесении данного распоряжения администрацией ... района г. Томска направлено истцу ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) по адресу: <адрес>. Этот же адрес указан в исковом заявлении в качестве места фактического проживания истца, при этом из содержания искового заявления следует, что данное жилое помещение истец арендует, собственного жилья, в котором возможно проживание, не имеет.

Какие-либо доказательства, опровергающие факт отсутствия у истца пригодного для проживания жилого помещения, в материалах дела отсутствуют.

С учетом установленных по делу обстоятельств, исходя из смысла ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» до достижения возраста 18 лет истец приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, а с 18 до 23 лет относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения ни по договору социального найма, ни на праве собственности, в котором возможно проживание, не имеет, включена в соответствующий Список, следовательно, у нее возникло право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Аксенова А.А. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Частью 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений п. 8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.

В соответствии с п. 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а (в ред. от 15.05.2020), специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), сформированный органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области.

Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списком (п. 4.1 Порядка).

Согласно ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Таким образом, администрация Города Томска наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска является надлежащим ответчиком по делу.

Согласно частям 1 и 2 ст.6 указанного Закона Томской области финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Указанные субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам городских округов.

Частью 3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» предусмотрено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:

- формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области»;

- за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка, сформированного соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов;

- по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список, сформированный соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Согласно п. 1 и 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Думы города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» (с учетом изменений, внесенных решением Думы г. Томска от 07.07.2020 № 1383) установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 кв.м. для одиноко проживающего гражданина.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что Аксенова А.А. относится к числу лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования «Город Томск», в установленном порядке включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о понуждении ответчика к предоставлению Аксеновой А.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений подлежит удовлетворению. При этом площадь предоставляемого жилого помещения, исходя из положений законодательства действующего на момент принятия решения, должна быть не менее 33,0 кв.м.

Разрешая ходатайство ответчика об отсрочке исполнения решения суда в случае удовлетворения исковых требований на шесть месяцев, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку ответчиком не представлены доказательства наличия исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, а возможная отсрочка исполнения не отвечает требованиям справедливости и затрагивает существо конституционных прав истца, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отсутствие свободных от прав третьих лиц жилых помещений, дефицит бюджета, а равно решение организационно-правовых вопросов предоставления жилого помещения, сами по себе не могут являться основанием для отсрочки исполнения решения суда.

Часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.

Вместе с тем, суду никаких доказательств, свидетельствующих о необходимости установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения и невозможности его предоставления сразу после вступления решения суда в законную силу в соответствии с положениями статей 56 - 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения.

Суд также учитывает, что способ защиты своих прав избирается истцом самостоятельно и не может быть ограничен временным периодом включения в Список на предоставление жилого помещения, поскольку очередность предоставления жилого помещения, исходя из времени включения в Список, установлена для реализации указанными лицами своих прав и, соответственно, исполнения соответствующей обязанности органом местного самоуправления во внесудебном порядке, и нахождение иных лиц в данном порядке не нарушает их прав на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, и не снимает данной обязанности с органа местного самоуправления. Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое требование Аксеновой А.А. к муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору специализированных жилых помещений удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «город Томск» в лице администрации города Томска предоставить Аксеновой А.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33,0 кв.м, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на территории муниципального образования г. Томск.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированный текст решения изготовлен 05.07.2024.

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.

2-2459/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Советского района г.Томска
Аксенова Анастасия Александровна
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице администрации г.Томска
Другие
Администрация Томской области
Суд
Советский районный суд г.Томска
Судья
Ткаченко И.А.
Дело на странице суда
sovetsky.tms.sudrf.ru
04.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2024Передача материалов судье
05.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2024Подготовка дела (собеседование)
20.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2024Судебное заседание
05.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024Дело оформлено
24.09.2024Дело передано в архив
28.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее