Решение по делу № 2-1513/2021 от 24.05.2021

...

УИД: 89RS0005-01-2021-000356-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 июня 2021 г.                       город Ноябрьск, ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Клышниковой О.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Попеновой Е.Н.,

с участием истца Смирнова И.В., его представителя – адвоката Степанян С.С., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ

представителя ответчика Пономаренко Л.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1513/2021 по иску Смирнова И.В, к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) о признании права на страховую пенсию по старости с уменьшением возраста,

установил:

Смирнов И.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) (далее – УПФ в г. Ноябрьске) о признании права на страховую пенсию по старости с уменьшением возраста на 10 лет, возложении обязанности на ответчика назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ УПФ в г. Ноябрьске ему отказано в назначении досрочно страховой пенсии по старости, ввиду недостижения возраста, необходимого для ее назначения. Полагая, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако ответчиком при вынесении решения об отказе нарушены его права, поскольку на момент подачи заявления для назначения страховой пенсии он достиг возраста 55 лет, продолжительность страхового стажа более ... лет, наличие величины достижения индивидуального пенсионного коэффициента более ..., что дает ему право для назначения досрочно страховой пенсии по старости.

В судебном заседании истец Смирнов И.В. и его представитель – адвокат Степанян С.С. на исковых требованиях наставали, привели доводы, изложенные в заявлении, указал, что истец имеет право на назначение ему страховой пенсии по старости, за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии, с уменьшением возраста на 10 лет, несмотря на то, что он является получателем пенсии за выслугу лет.

Представитель ответчика Пономаренко Л.М. в судебном заседании полагала иск не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на отсутствие оснований для назначения страховой пенсии по старости, отсутствие права у истца для ее назначения, поскольку Смирнов И.В. является получателем пенсии за выслугу лет, следовательно, он имеет право выбора одной из пенсий.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Смирнов И.В. является получателем пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

Период службы, учтенный при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом, по данным справки ФКУ Военный комиссариат ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ составил с ДД.ММ.ГГГГ

Смирнов И.В. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ... году в работах по объекту «...».

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, предусмотренного ст.ст. 30-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах.

Решением ГУ УПФР в г. Ноябрьске от ДД.ММ.ГГГГ Смирнову И.В. отказано в назначении страховой части пенсии по старости в связи с отсутствием права на указанную пенсию. К моменту рассмотрения обращения в пенсионном органе заявления о назначении и получении второй пенсии – страховой пенсии по старости Смирнов И.В. достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж ..., стаж работы в районе Крайнего Севера ...

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции закона, действующего на день обращения истца в пенсионный орган) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Согласно части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 г. ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Частью 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на день установления этой страховой пенсии.

Право на назначение страховой пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имеют лица, перечисленные в статьях 30 и 32 этого же Закона, к числу которых не относятся лица, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, так как Закон не предусматривает возможность снижения им возраста.

В соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и части 4 статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" военнослужащие при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, анализа вышеприведённых правовых норм, суд приходит к выводу, что истец, как получатель пенсии по выслуге лет на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", вправе претендовать на получение второй пенсии – страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" только при наличии необходимой продолжительности страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента и достижения установленного законом возраста.

В силу части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу части 5 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"), пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

Таким образом, пенсия по старости, предусмотренная положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и страховая пенсия, предусмотренная Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", являются различными видами пенсий.

Нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена страховая пенсия лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста.

Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" предусмотрена возможность на одновременное получение только страховой пенсии по нормам статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Учитывая, что истец не достиг пенсионного возраста, к моменту рассмотрения обращения в пенсионный орган ему исполнилось ... лет, продолжительность страхового стажа составляет ... стаж в районе Крайнего Севера ..., условия для назначения истцу страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствуют.

Оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", назначена быть не может, так как пенсии, назначаемые в соответствии с указанным Законом страховыми пенсиями не являются.

При указанных обстоятельствах суд полагает оснований для удовлетворения исковых требований Смирнова И.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Смирнову И.В, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) о признании права на страховую пенсию по старости с уменьшением возраста, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Ноябрьский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья: (подпись)

Мотивированное решение изготовлено 8 июня 2021 г.

Подлинник решения суда хранится в Ноябрьском городском суде в гражданском деле № 2-1513/2021.

2-1513/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Игорь Валентинович
Ответчики
ГУ УПФ РФ
Другие
Степанян С.С.
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Клышникова Ольга Михайловна
Дело на странице суда
noyabrsky.ynao.sudrf.ru
24.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
24.05.2021Передача материалов судье
24.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2021Судебное заседание
08.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее