Дело № 2- 316\2023
10RS0011-01-2022-015918-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2023 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Тарасовой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пахомова Кирилла Ивановича, Романчук Елены Николаевны, Антипиной Ольги Витальевны к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились с иском по тем основаниям, что ранее состояли в трудовых отношениях и проходили государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия (ранее в ИФНС по г. Петрозаводску) на основании служебных контактов в разных должностях. В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 15.12.2021 № ЕД-7-4/1080 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия» начата процедура реорганизации Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску, Межрайонных инспекций ФНС России № 1, № 2, № 5, № 9, № 10 путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия. 25.03.2022 истцы были освобождены от занимаемых должностей и уволены с государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной граждане службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.
При увольнении с государственной гражданской службы ответчиком в расчет денежного содержания за период нахождения истцов в ежегодных оплачиваемых отпусках, при исчислении четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск не учитывались суммы выплаченных средств материального стимулирования, которые ранее истцам систематически выплачивались. С учетом изложенного, измененных исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, истцы просят взыскать с ответчика в пользу Пахомова К.И. задолженность по заработной плате в общей сумме 320 100,02 рублей, компенсацию морального вреда 30000 рублей; в пользу Романчук Е.Н. 326402,13 рублей, компенсацию морального вреда 30000 рублей; в пользу Антипиной О.В. 306 808,60 рублей, компенсацию морального вреда 30000 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Карелия, Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Истцы в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель истцов Дивизионный О.В., действующий на основании доверенности, измененные требования в судебном заседании поддержал.
Представитель ответчика Вышемирская О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержала позицию, изложенную в отзыве.
Представитель третьего лица Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Карелия Цыганкова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании решение вопроса оставила на усмотрение суда.
Третье лицо Федеральная налоговая служба Российской Федерации в судебное заседание представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Пахомов К.И., Романчук Е.Н., Антипина О.В. проходили у ответчика гражданскую службу и были уволены ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе):
Пахомов К.И. состоял на службе в Управлении с ДД.ММ.ГГГГ, последняя замещаемая должность – старший госналогинспектора отдела камерального контроля с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Романчук Е.Н. состояла на службе в Управлении с ДД.ММ.ГГГГ, замещала должность – главного госналогинспектора отдела камерального контроля по ДД.ММ.ГГГГ.
Антипина О.В. состояла на службе в Управлении с ДД.ММ.ГГГГ, замещала должность – старшего госналогинспектора отдела камерального контроля по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 15.12.2021 № ЕД-7-4/1080 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия» начата процедура реорганизации Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску, Межрайонных инспекций ФНС России № 1, № 2, № 5, № 9, № 10 путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия.
28.03.2022 завершена реорганизация территориальных инспекций, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц. С указанного момента Управление ФНС России по РК является правопреемником в отношении задач, функций, прав и обязанностей по вопросам деятельности инспекций.
Истцы в обоснование заявленных требований указывают, что при расчете отпускных в период службы, компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе ответчиком не учтены суммы стимулирующих выплат.
Согласно положениям ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации).
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 79-ФЗ).
В силу п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных Правил.
В соответствии с абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу абз. 1 п. 8 Правил в случаях, предусмотренных «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца, месячного денежного содержания за 1 месяц.
Данным пунктом (абз. 2) предусмотрено, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных «а» - «г» п. 2 этих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных п.п. «д» - «ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В п. 2 Правил конкретизированы положения ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ о составе денежного содержания гражданского служащего.
Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, в п. 2 Правил не упомянуты.
Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ, которой предусмотрено, что при формировании сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Согласно ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 данного Указа Президента Российской Федерации фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 п.п. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, устанавливающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Доводы стороны ответчика о том, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Выплата гражданским служащим указанного материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленным в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Что в данном случае подтверждается тем, что в ФНС России приказом от 07.05.2014 создана Комиссия по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, и аналогичные комиссии созданы во всех территориальных органах ФНС России, которые ежеквартально определяют механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование гражданских служащих с учетом эффективности исполнения каждым служащим возложенных на него должностных обязанностей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании и в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.2021 № 14-03-03/32289 «О правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Суммы материального стимулирования, выплаченные истцам в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении.
С учетом материального стимулирования невыплаченные суммы денежного содержания Пахомову К.И. по расчету истца составили: отпуск с ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 21 день – 30 311,42 рублей, компенсация при увольнении – 18 516,83 рублей, компенсация в размере 4-х месячного денежного содержания – 180 847,85 рублей, компенсация за 5-й месяц – 45 211,96 рублей, компенсация за 6-й месяц – 45 211, 96 рублей, всего 320 000 рублей.
С учетом материального стимулирования невыплаченные суммы денежного содержания Романчук Е.Н. по расчету истца составили: отпуск с ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 14 дней – 22 533,14 рублей, отпуск с ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 5 дней – 84 03,45 рублей, компенсация при увольнении – 18 516,83 рублей, компенсация в размере 4-х месячного денежного содержания – 196 977,04 рублей, компенсация за 5-й месяц – 49244,25 рублей, компенсация за 6-й месяц – 49 244,25 рублей, всего 326 402,13 рублей.
С учетом материального стимулирования невыплаченные суммы денежного содержания Антипиной О.В. по расчету истца составили: отпуск с ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 5 дней – 6 831,90 рублей, отпуск с ДД.ММ.ГГГГ продолжительность 5 дней – 7 115,20 рублей, компенсация при увольнении – 42 691,20 рублей, компенсация в размере 4-х месячного денежного содержания – 166 780,20 рублей, компенсация за 5-й месяц – 41 695,05 рублей, компенсация за 6-й месяц – 41 695,05 рублей, всего 306 808,60 рублей.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика не оспаривала данные расчеты истцов.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь п. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истцов: Пахомова К.И. задолженность по заработной плате в сумме 320000,00 рублей, Романчук Е.Н. – 326402,13 рублей, Антипиной О.В. – 306808,60 рублей.
В части требований истцов о взыскании компенсации морального вреда суд приходит к следующему.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, поскольку кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст.21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
На основании изложенного, суд считает требования истцов о взыскании компенсации морального вреда обоснованным, так как судом установлены нарушения прав истцов как работников на выплату денежного содержания в полном размере. При определении размера компенсации морального вреда. суд учитывает характер допущенных нарушений, длительность срока нарушений, степень вины работодателя, характер причиненных работникам нравственных страданий, полагает необходимым определить ко взысканию с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере по 10.000,00 руб. в пользу каждого истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.56, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия (ИНН 1001048511) в пользу:
Пахомова Кирилла Ивановича (паспорт серии №) задолженность по заработной плате в сумме 320 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.,
Романчук Елены Николаевны (паспорт серии №) задолженность по заработной плате в сумме 326 402,13 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.,
Антипиной Ольги Витальевны (паспорт серии №) задолженность по заработной плате в сумме 306 808,60 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательном виде, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд.
Судья О.В.Витухина
Мотивированное решение
изготовлено 02 февраля 2023 года.