Дело № 2-149/2024
УИД 35RS0025-01-2024-000085-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Харовск 25 октября 2024 года
Харовский районный суд Вологодской области в составе судьи Проворовой Ю.А.,
при секретаре Макаровой О.А.,
с участием истцов Пугачёвой М.А., Скворцова В.В., Мокиевской Е.Н.,
представителя ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области Узоровой О.Г.,
представителя ответчиков Правительства Вологодской области, Департамента строительства Вологодской области Стуканцевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пугачёвой М.А., Скворцова В.В., Артюшиной Г.С., Мокиевской Е.Н. к администрации Харовского муниципального округа Вологодской области, Правительству Вологодской области, Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области, Департаменту строительства Вологодской области о включении многоквартирного дома в краткосрочный план капитального ремонта, проведении капитального ремонта,
установил:
Пугачёва М.А., Скворцов В.В., Артюшина Г.С., Мокиевская Е.Н. обратились в суд с иском к администрации Харовского муниципального округа Вологодской области о включении дома в краткосрочный план капитального ремонта домов, указав в обоснование следующее.
Дом, в котором они (Пугачёва М.А., Скворцов В.В., Артюшина Г.С., Мокиевская Е.Н.) проживают введен в эксплуатацию в ноябре 1970 года. Дом в кирпичном исполнении, пятиэтажный, имеет 70 квартир. По настоящее время капитальный ремонт дома не проводился, ремонтировали общее имущество только по аварийным ситуациям. На крыше по причине протечек был заменен шифер, последний ремонт был в 2023 году. В аварийном состоянии находится система отопления и горячего водоснабжения, водоотведения, сетей электроснабжения. Требуется ремонт фасада и фундамента. Собираемость денежных средств жильцами составляет 98,66%. Большая часть средств расходуется на поддержание жизнедеятельности дома по причине неосуществления капитального ремонта ответчиком в сроки, установленные действующим законодательством. Воздухоочистительная система (вентиляция) также требует замены, так как на протяжении всех лет эксплуатации дома на чердаке проживают голуби. Необходимо отремонтировать бетонные полы на лестничных площадках. В подвале все радиаторы и трубы горячей и холодной воды сгнили, на них накопился большой слой ржавчины, при длительной эксплуатации и сырости вся обмотка на них сгнила. Внешний вид дома и земельного участка унизителен для собственников. Между вторым и третьим подъездами дома образовалась по всей высоте трещина от фундамента до крыши. Программой, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2013 года № 1354, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Х, запланирован капитальный ремонт систем электроснабжения, газоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, крыши, фасада, фундамента на 2024-2026 годы. В соответствии с действующим законодательством, Областная программа выступает первичной по отношению к краткосрочным планам ее реализации в части установления сроков проведения ремонтов. В краткосрочный план на 2024 год многоквартирный Х не включен.
В своем исковом заявлении истцы Пугачёва М.А., Скворцов В.В., Артюшина Г.С., Мокиевская Е.Н. просят суд обязать администрацию Харовского муниципального округа включить в краткосрочный план капитального ремонта дом Х; включить в смету выполнение работ по замене отопительных радиаторов в квартирах, так как это общее имущество дома, выполнить работы по монтированию батарей в квартирах собственников; выполнить работы по капитальному ремонту дома системы электроснабжения, газоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, крыши, фундамента, фасада.
В ходе судебного разбирательства истцы Пугачёва М.А., Скворцов В.В., Артюшина Г.С., Мокиевская Е.Н. в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ увеличили заявленные исковые требования, просили обязать администрацию Харовского муниципального округа включить в краткосрочный план капитального ремонта жилых домов на 2024-2026 годы многоквартирный жилой дом Х; обязать администрацию Харовского муниципального округа, Правительство Вологодской области оказать меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта многоквартирного жилого дома Х, предусмотренные ст. 190, 191.1 ЖК РФ; обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области признать радиаторы, имеющиеся в квартирах собственников, общим имуществом Х, включить в смету на капитальный ремонт системы отопления стоимость радиаторов и смонтировать новые батареи одновременно с капитальным ремонтом всей отопительной системы дома; в течение 2024 года выполнить работу по капитальному ремонту крыши, системы отопления и системы электроснабжения Х; в течение 2025 года выполнить работы по капитальному ремонту инженерных сетей горячего и холодного водоснабжения, системы водоотведения, системы газоснабжения и системы воздухоочищения (вентиляции); в течение 2026 года выполнить работы по капитальному ремонту подвала, фундамента дома, утеплению и ремонту фасада дома.
Определением суда от 08.04.2024 года исковое заявление Пугачёвой М.А., Скворцова В.В., Артюшиной Г.С., Мокиевской Е.Н., содержащее увеличенные исковые требования, принято к производству суда.
Истец Артюшина Г.С., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебных заседаниях истцы Пугачёва М.А., Скворцов В.В., Мокиевская Е.Н. поддержали заявленные требования с учетом их увеличения. Также уточнили требования, просили обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области в течение 2024 года выполнить работу по капитальному ремонту крыши, системы отопления и системы электроснабжения Х; в течение 2025 года выполнить работы по капитальному ремонту инженерных сетей горячего и холодного водоснабжения, системы водоотведения, системы газоснабжения и системы воздухоочищения (вентиляции); в течение 2026 года выполнить работы по капитальному ремонту подвала, фундамента дома, утеплению и ремонту фасада дома.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Харовского муниципального округа, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика администрации Харовского муниципального округа Рыжаков П.В. исковые требования Пугачёвой М.А., Скворцова В.В., Артюшиной Г.С., Мокиевской Е.Н. не признал, просил в иске отказать, поддержал позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснил, что многоквартирный дом по адресу: Х включен в Областную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Вологодской области, утвержденную постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2023 года № 1354 на 2024-2026 годы. Краткосрочные планы формируются и утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований области по соответствующему муниципальному образованию сроком на три года. На 2024-2026 годы запланирован капитальный ремонт вышеназванного дома, а именно: систем электроснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения, водоотведения, крыши, фасада, фундамента. Постановлением Правительства Вологодской области от 22.03.2021 года № 324 утвержден краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Вологодской области на 2022-2024 годы. В рамках данного краткосрочного плана на 2024 год запланирован ремонт 8 многоквартирных домов, которые с 2018 года нуждаются в капитальном ремонте, включение дополнительных домов в названный план не представляется возможным в связи с отсутствием средств на их капитальный ремонт. Возможность рассмотрения вопроса о дополнительном включении многоквартирных домов в краткосрочный план на 2022-2024 годы по Харовскому муниципальному округу может возникнуть только при условии переноса уже включенных на указанный срок многоквартирных домов на более поздний период при согласовании такого решения с собственниками общего имущества данных многоквартирных домов.
В судебных заседаниях представитель ответчиков Правительства Вологодской области, Департамента строительства Вологодской области Стуканцева А.В. исковые требования Пугачёвой М.А., Скворцова В.В., Артюшиной Г.С., Мокиевской Е.Н. не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что Департаментом подготовлен проект краткосрочного плана на 2025-2027 годы, который в настоящее время проходит процедуру согласования в Правительстве области в соответствии с Регламентом Правительства области. Дом по адресу: Х не предложен администрацией Харовского муниципального округа к включению в указанный план, соответствующие документы в Департамент не направлялись, соответственно, в проект краткосрочного плана на 2025-2027 годы дом № Х не включен. В краткосрочный план на 2024 год включить данный дом невозможно, поскольку должна быть разработана проектно-сметная документация, собираемость средств и другие документы. Включить дом по вышеназванному адресу в план на 2025-2027 годы возможно, но такие требования истцы не заявляют. Относительно требований истцов обязать администрацию Харовского муниципального округа, Правительство Вологодской области оказать меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта многоквартирного жилого дома Х, предусмотренные ст. 190, 191.1 ЖК РФ, полагает также данные требований не подлежащими удовлетворению, поскольку нормами Жилищного кодекса РФ не предусмотрено обязательное предоставление мер финансовой поддержки за счет средств бюджетов бюджетной системы на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Финансирование указанных мероприятий производится за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, на которых возложено бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В судебных заседаниях представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области Узорова О.Г. исковые требования Пугачёвой М.А., Скворцова В.В., Артюшиной Г.С., Мокиевской Е.Н. не признала, просила в удовлетворении требований отказать, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что формирование фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: Х производится на счете Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области. Указанный дом включен в Областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденную постановлением Правительства области от 23.12.2013 года № 1354. Краткосрочный план утверждается постановлением Правительства области сроком на три года, один раз в три года. В краткосрочный план 2022-2024 годов многоквартирный дом по вышеназванному адресу не включен. Включение дополнительных домов в данный план в рамках имеющегося финансирования (за счет взносов на капитальный ремонт) приведет к его неисполнению. Краткосрочный план на 2025-2027 годы формируется, региональный оператор является только исполнителем краткосрочного плана. Также обратила внимание суда на то, что действующим законодательством установлен перечень общего имущества многоквартирного дома, к которому относятся инженерные коммуникации и оборудование, обслуживающее более одного жилого помещения, поэтому замена отопительных приборов Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области в квартирах не производится.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Приоритет», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
В предыдущих судебных заседаниях представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Приоритет» Иванов М.П. полагает заявленные истцами требования подлежащими удовлетворению. Дополнительно пояснил, что многоквартирный жилой дом по адресу: Х нуждается в капитальном ремонте.
Суд в силу ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
В суде свидетель Х, являющаяся директором ООО «Приоритет», показала, что в обязанности управляющей организации входит ремонт общего имущества дома. Многоквартирный дом Х 1970 года постройки, в зимнее время часто случаются аварии, все системы дома требуют ремонта. Крыша дома покрыта шифером, который умеет трещины, сколы. Чердачное перекрытие утеплено шлаком, который раскрошился, свою функцию не выполняет. Стены оштукатурены, в верхней части имеется разрушение, фундамент дома также имеет трещины. Подвал не имеет бетонного пола. На трубопроводах и стояках часто бывают протечки, которые также устраняются управляющей организацией. Полагает, что дом требует капитального ремонта.
В суде свидетель Х показал, что производил ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: Х. В связи с чем, ему известно, что несущие элементы крыши пострадали в результате протечек, шифер имеет трещины, чердачное утепление отсутствует.
В суде свидетель Х показал, что проживает в доме по адресу: Х. Ему, как электрику, известно, что в подъезде данного дома вводной шкаф устарел, подъездные электрошкафы находятся в неудовлетворительном состоянии, пакетные выключатели не работают. За 40 лет в доме меняли только счетчики, необходимо заменить полностью всю электрику в доме, увеличить мощность проводки.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса РФ установлено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно части 5 указанной выше статьи региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Материалами дела подтверждено, что многоквартирный жилой дом Х, 1970 года постройки, имеет 70 квартир, способ управления – управляющая компания ООО «Приоритет»; капитальный ремонт в доме не проводился, процент износа по состоянию на 14.08.2024 года – 51%; размер взносов собственников помещений на капитальный ремонт на счете регионального оператора по состоянию на 25.03.2024 года составляет 2775764 рублей 29 копеек.
Как установлено в суде и следует из материалов дела, формирование фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: Х производится на счете Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области. Многоквартирный дом по вышеназванному адресу включен в Областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2013 года № 1354, на 2024-2026 годы.
Из имеющейся в материалах дела копии протокола общего собрания собственников помещений в жилом доме по адресу: Х, проведенного в очно-заочной форме с 18.12.2023 года по 26.12.2023 года № 2/2023 следует, что было принято решение об обращении собственников жилых помещений в Харовский районный суд в связи с нарушением срока капитального ремонта многоквартирного дома, установленного Областной программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2013 года № 1354, о включении в план капитального ремонта на 2024 год многоквартирного дома по вышеназванному адресу; лицом, уполномоченным действовать от имени и в интересах собственников помещений в многоквартирном доме с правом представления интересов в суде без доверенности выбрана Пугачёва М.А. (Х).
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона Вологодской области от 11.06.2013 года № 3088-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов в сфере организации обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области» очередность проведения капитального ремонта определяется в областной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев отбора многоквартирных домов: 1) физический износ в процессе эксплуатации многоквартирного дома в целом или отдельных его частей; 2) год постройки многоквартирного дома; 3) год проведения последнего капитального ремонта; 4) наличие в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов.
На основании ч. 5 ст. 13 Закона Вологодской области от 11.06.2013 года № 3088-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов в сфере организации обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области» для подготовки областной программы капитального ремонта органы местного самоуправления поселений и городских округов области направляют в уполномоченный орган сведения о многоквартирных домах, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, с учетом очередности проведения капитального ремонта, установленной частями 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 168 Жилищного кодекса РФ программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительством Вологодской области.
Разработчиком Областной программы капитального ремонта в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2013 года № 1354 «Об утверждении Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области» является Департамент строительства Вологодской области.
На основании ч. 7 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Как следует из положений ч. 7.1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов, в том числе, необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора.
В соответствии с пунктами 3,5 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.06.2013 года № 646, краткосрочные планы формируются и утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований области по соответствующему муниципальному образованию сроком на три года в соответствии с формами согласно приложениям 1-3 к данному Порядку.
Согласно п. 4 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.06.2013 года № 646, включение многоквартирных домов в краткосрочный план осуществляется, в том числе, с учетом планируемой к сбору в пределах трехлетнего периода суммы средств взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории определенного муниципального образования; обязательного наличия, в том числе, результатов осмотра и обследования технического состояния многоквартирных домов, включаемых в краткосрочный план, проведенных с учетом представителей собственников помещений в многоквартирном доме, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, органов местного самоуправления, оформленных в год формирования (актуализации) краткосрочного плана согласно приложению 4 к настоящему Порядку; технических паспортов на многоквартирные дома, запланированные к ремонту.
Департамент строительства Вологодской области обобщает поступившие от органов местного самоуправления муниципальных образований области краткосрочные планы и готовит проект краткосрочного плана в разрезе муниципальных образований области сроком на три года при условии представления документов, определенных пунктом 4 Порядка, совместно с краткосрочным планом.
Постановлением Правительства Вологодской области от 22.03.2021 года № 324 утвержден Краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области на 2022-2024 годы, сформированный на основании краткосрочных планов органов местного самоуправления. Жилой дом Х в краткосрочный план 2022-2024 годов - не включен.
Как установлено в судебном заседании, возможность рассмотрения вопроса о дополнительном включении многоквартирного дома в краткосрочный план на 2024 год может возникнуть только при условии переноса уже включенных на указанный срок многоквартирных домов на более поздний период при согласовании такого решения с собственниками общего имущества данных многоквартирных домов и в соответствии с Порядком от 23.06.2013 года № 646. Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области, Фондом в 2024 году размещены аукционы на проведение капитального ремонта общего имущества в 8 многоквартирных домах и дополнительных денежных средств в муниципальном образовании г. Харовска нет.
В ходе судебного заседания установлено, что краткосрочный план на 2025-2027 годы формируется. Департаментом строительства Вологодской области подготовлен проект постановления Правительства области «Об утверждении краткосрочного плана реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории области на 2025-2027 годы», который проходит процедуру согласования в Правительстве Вологодской области в соответствии с Регламентом. Многоквартирный дом Х не предложен администрацией округа к включению в указанный план, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами, но и не было заявлено истцами.
Как установлено в судебном заседании краткосрочный план утверждается постановлением Правительства Вологодской области сроком на три года и один раз в три года, следовательно, включение дополнительного многоквартирного дома в краткосрочный план на 2022-2024 годы приведет к его неисполнению и не достигнет конечной цели.
Кроме того, учитывая временные границы проведения всех процедур, связанных с переносом срока проведения капитального ремонта: разработка проектно-сметной документации (средний срок разработки 60 дней); получение положительного заключения экспертизы (средний срок 30 дней); принятие в соответствии со ст. 189 Жилищного кодекса РФ решения общего собрания собственников имущества в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта только в 1 и 2 кварталах текущего года (минимальный срок 3 месяца); а также проведение иных действий (аукцион, подписание договора и прочее), включение жилого дома в краткосрочный план на 2022-2024 годы является невозможным, требований о включении жилого дома в краткосрочный план на 2025-2027 годы истцами не заявлялось, в связи с чем в удовлетворении исковых требований истцов Пугачёвой М.А., Скворцова В.В., Артюшиной Г.С., Мокиевской Е.Н. об обязании администрации Харовского муниципального округа Вологодской области включить в краткосрочный план капитального ремонта жилых домов на 2024-2026 годы многоквартирный жилой дом Х; об обязании Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области в течение 2024 года выполнить работу по капитальному ремонту крыши, системы отопления и системы электроснабжения дома Х; в течение 2025 года выполнить работы по капитальному ремонту инженерных сетей горячего и холодного водоснабжения, системы водоотведения, системы газоснабжения и системы воздухоочищения (вентиляции); в течение 2026 года выполнить работы по капитальному ремонту подвала, фундамента дома, утеплению и ремонту фасада дома, следует отказать.
Относительно заявленных истцами требований об обязании администрации Харовского муниципального округа, Правительства Вологодской области оказать меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта многоквартирного жилого дома Х, предусмотренные ст. 190, 191.1 Жилищного кодекса РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 190 Жилищного кодекса РФ, региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Данное финансирование в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ осуществляется региональным оператором за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах на территории определенного муниципального образования. Кроме того, на основании ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 190.1 Жилищного кодекса РФ, в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем.
Согласно ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям, представленным БУ ВО «Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации» первичная приватизация помещений в жилом доме по адресу: Х осуществлена 30.07.1992 года. В ходе судебного заседания было установлено, что данный жилой дом не включался в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда. Следовательно, на дату приватизации первого жилого помещения в данном доме, жилой дом не был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда и не требовал проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, Жилищным кодексом РФ предусмотрено проведение капитального ремонта в домах, требующих капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме, органом местного самоуправления, уполномоченным на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать от имени муниципального образования в качестве собственника жилого помещения муниципального жилищного фонда, являющегося наймодателем.
Исходя из изложенного, жилищным законодательством РФ не предусмотрено обязательное предоставление мер финансовой поддержки за счет средств бюджетов (ст. 191 ЖК РФ) на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленного истцами требования.
Относительно заявленного истцами Пугачёвой М.А., Скворцовым В.В., Артюшиной Г.С., Мокиевской Е.Н. требования об обязании Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области признать радиаторы, имеющиеся в квартирах собственников, общим имуществом дома Х, включить в смету на капитальный ремонт системы отопления стоимость радиаторов и смонтировать новые батареи одновременно с капитальным ремонтом всей отопительной системы дома, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (за исключением сетей связи, необходимых для оказания услуг связи собственникам помещений в многоквартирном доме или нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме по договорам социального найма); 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании ч. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в пункте 2 статьи 287.6 настоящего Кодекса.
Следовательно, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся инженерные коммуникации и оборудование, обслуживающее более одного жилого помещения, более того, признание радиаторов, находящихся в квартирах, общим имуществом в полномочия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области не входит, в связи с чем в удовлетворении исковых требований истцов Пугачёвой М.А., Скворцова В.В., Артюшиной Г.С., Мокиевской Е.Н. в данной части также следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Пугачёвой М.А., Скворцова В.В., Артюшиной Г.С., Мокиевской Е.Н. к Администрации Харовского муниципального округа Вологодской области, Правительству Вологодской области, Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области, Департаменту строительства Вологодской области о включении многоквартирного дома в краткосрочный план капитального ремонта, проведении капитального ремонта - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Харовский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.А. Проворова
Мотивированное решение изготовлено 08.11.2024 года.