2а-3547(2017)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2017 года Ачинский городской суд <адрес>
в составе:
председательствующего судьи Панченко Н.В.,
с участием представителя административного истца Алексеева В.В.,
представителей административных ответчиков Ускова К.С., Косныревой М.В.,
представителя заинтересованного лица Ведерникова А.А.,
при секретаре Лазаревой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> края, Муниципальному казенному учреждению «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>» о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения требований о безопасности дорожного движения, суд
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения требований о безопасности дорожного движения, мотивируя свои требования тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией <адрес> требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части соблюдения требований ГОСТ <данные изъяты> к дорожному покрытию. В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований п. п. 4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ <данные изъяты>:
- отсутствуют тротуары в местах, где они должны быть предусмотрены по следующим адресам <адрес>: пер.Ужурский, <адрес>
- отсутствует стационарное уличное освещение на всем протяжении дорог <адрес> по адресам: <адрес>
Указанные нарушения требований ГОСТ могут повлечь повышение аварийности, причинение имущественного ущерба автовладельцам, создать реальную угрозу жизни и здоровью жителей <адрес>, в связи с чем просил признать незаконным бездействие администрации <адрес> и обязать администрацию <адрес> устранить выявленные нарушения, произвести обустройство тротуаров и обеспечение стационарного уличного освещения (л.д.2-6).
В ходе рассмотрения дела административный истец дополнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие Администрации <адрес> и МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>» по непринятию мер по обустройству тротуаров на улицах и переулках города в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, по непринятию мер по обеспечению стационарного уличного освещения на улицах и переулках города в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, обязании административных ответчиков устранить выявленные нарушения (л.д.199-204).
В судебном заседании представитель административного истца Ачинского межрайонного прокурора Алексеев В.В. заявленные требования поддержал с учетом дополнений в полном объеме по аналогичным основаниям.
Представитель административного ответчика Администрации <адрес> К.С. Усков, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, диплом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76, 82), против исковых требований возражал, указав, что ДД.ММ.ГГГГ создано юридическое лицо МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>», из устава которого следует, что учреждение организовано для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления, в том числе обеспечение дорожной деятельности. Учреждение от имени муниципального образования приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности самостоятельно выступать в суде в качестве истца и ответчика, в связи с чем в данном случае бездействие Администрации <адрес> не усматривается. Для устранения выявленных административным истцом нарушений требований ГОСТ Р 52766-2007 необходимо проведение большого объема работ, в том числе разработка проектной документации, проведению аукционов. Кроме того, по предварительным расчетам ориентировочная стоимость выполнения работ по установке опор уличного освещения на спорных участках дорог составляет 24 451 643,88 руб., стоимость выполнения работ по разработке проектной документации на обустройство тротуаров 47 996 249,98 руб., стоимость работ по обустройству тротуаров - 37 426 200 руб. Согласно п.3 ст.1 решения Ачинского городского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р «Об утверждении бюджета города на 2017 год и плановый период 2018-2019 годах» дефицит бюджета города составляет 258 604,20 руб., поэтому в случае удовлетворения заявленных требований разумный период времени исполнения заявленных требований должен составлять не менее пяти лет.
Представитель административного ответчика МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>» Коснырева М.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на один год, диплом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.190, 191, 192), против исковых требований возражала, указав, что заявляя требования к Администрации <адрес> обязывают к совершению действий, истец фактически возлагает на суд обязанность вмешательства в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей является недопустимым. Считает, что суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации безопасности дорожного движения. Материальный закон для понуждения к совершению действий по организации безопасности дорожного движения отсутствует.
Представитель заинтересованного лица Межмуниципального отдела МВД России «Ачинский» Ведерников А.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, диплом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.79, 80), заявленные требования поддержал в полном объеме, указав, что все нарушения, зафиксированные в актах выявленных недостатков, обоснованно вменяются Администрации <адрес> и МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>», при этом при исполнении решения суда на основании технических паспортов ответчики вправе определить на каких улицах, переулках и в каком объеме необходимо устройство тротуаров исходя из дорожного покрытия.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации
Согласно ст. 3, 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 6, ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как следует из п.п. 6, 12 ч. 1 ст. 3, ст. 34 Федерального закона N 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, содержится определение понятия "Дорога", в соответствии с которым дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли или поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст утвержден и введен в действие Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Указанный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.
Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Так, положениями п.4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категории по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Согласно п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766/2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают:
- на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.;
- на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут. и более;
- на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с таблицей 7;
- на пересечениях дорог I и II категории между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м. от начала переходно-скоростных полос;
- на подходах к железнодорожным переездам расстоянии не менее 250 м.;
- в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам:
- под путепроводами, на дорогах I-III категорий, если длина проезда под ними превышает 30м.;
- на внеуличных пешеходных переходах;
- на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток;
- на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ачинской межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» проведена проверка исполнения Администрацией <адрес> требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части соблюдения требований ГОСТ Р 52766-2007 в части обустройства уличного стационарного освещения и тротуаров в тех местах, где они должны быть предусмотрены. В результате проверки выявлены нарушения требований п. п. 4.5.1, 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007, а именно отсутствуют тротуары в местах где они должны быть предусмотрены:
- отсутствуют тротуары в местах, где они должны быть предусмотрены по следующим адресам <адрес>, <адрес>.
- отсутствует стационарное уличное освещение на всем протяжении дорог <адрес>
Данные обстоятельства объективно подтверждаются актами, составленными по результатам проведения проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с участием государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД РФ «Ачинский» (л.д. 23-71).
Нормативно-техническим актом, на соответствие которому была проведена проверка состояния автомобильной дороги, является ГОСТ Р 52766-2007, который устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог. В данном случае проверка проводилась комиссионно, при участии государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД РФ, который в силу п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 711, осуществляет государственный контроль и надзор к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Акт выявленных недостатков в содержании дорог составлен инспектором по форме, требуемой административным регламентом, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 380 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог".
Представленные доказательства свидетельствуют о необходимости принятия мер по обустройству тротуаров и уличного освещения.
Факт выявленных недостатков стороной административных ответчиков не оспаривался. Доказательств, опровергающих доводы прокурора и свидетельствующих о законности бездействия в части невыполнения работ по обустройству тротуаров, уличного освещения Администрацией <адрес>, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>» суду не представлены.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 37 Закона).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Устава <адрес>, принятого решением Ачинского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №р, установлено, что к вопросам городского значения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу приведенных норм права, лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления.
На основании Распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в целях организации полномочий органа местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утвержден Устав МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>», учредителем которого является муниципальное образование <адрес> в лице Администрации города (л.д.84).
Пунктом 2.2.1 Устава МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>» на данное учреждение возложены функции по организации выполнения работ по содержанию и текущему ремонту и устройству уличного освещения, организации содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования, мостов, иных транспортных инженерных сооружений в границах <адрес>
Для осуществления этой деятельности МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>» наделено полномочиями, в числе которых право выступать в роли муниципального заказчика, заключать муниципальные контракты от имени муниципального образования <адрес> (п. 4.3 Устава).
На основании изложенного, за организацию дорожной деятельности по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> ответственными являются МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>» и Администрация <адрес>.
Кроме того, незаконность действий Администрации <адрес>, выразившихся в непринятии мер по обустройству тротуаров на улицах и переулках <адрес>, непринятии мер по обеспечению стационарного уличного освещения, подтверждается также постановлениями мирового судьи судебного участка № в <адрес> и <адрес>, которыми юридическое лицо - Администрация <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, не соблюдении п. п. 4.5.1, 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 (л.д.211-217).
Учитывая, что выявленные недостатки дорожного полотна и освещения не устранены на момент рассмотрения дела в суде, что не отрицалось представителями ответчиков, а также возложение на МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>» функций муниципального заказчика по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог не снимает с Администрации <адрес> обязанности по контролю деятельности МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>», суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора необходимо удовлетворить, поскольку допущенное бездействие административных ответчиков не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, иных лиц, находящихся в <адрес>.
Принимая во внимание, позицию административных ответчиков о сроке устранения нарушений, тот факт, что мероприятия по обустройству тротуаров и уличного освещения, требуют значительных финансовых затрат, особых погодных условий, суд полагает в силу ст. 178 КАС РФ, определить срок для исполнения решения суда Администрацией <адрес>, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>» до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 290, 177, 298 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> края, Муниципального казенного учреждения «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>» по принятию мер по обустройству тротуаров на улицах и переулках города в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 : <адрес> <адрес>.
Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> края, Муниципального казенного учреждения «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>» по непринятию мер по обеспечению стационарного уличного освещения на улицах и переулках города в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 : <адрес>.
Обязать Администрацию <адрес> края, Муниципальное казенное учреждение «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>» устранить нарушения требований ГОСТ Р 52766-2007 путем принятия мер по обустройству тротуаров на улицах и переулках города : <адрес> <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Администрацию <адрес> края, Муниципальное казенное учреждение «Центр обеспечения жизнедеятельности <адрес>» устранить нарушения требований ГОСТ Р 52766-2007 путем принятия мер по обеспечению стационарного уличного освещения на улицах и переулках города : <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Н.В. Панченко