Мотивированное решение составлено 08 апреля 2019 года
Дело № 2-75/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.
при секретаре Никулиной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
03 апреля 2019 года
гражданское дело по иску Клиновой Галины Анатольевны к АО «ЯРДОРМОСТ», Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области о возмещении материального ущерба, судебных расходов,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Клинова Г.А. обратилась в суд с иском к ГП «ЯРДОРМОСТ» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.
В обоснование иска указала, что 27.11.2017 года в 22 часов 10 минут она, управляя принадлежащим ей автотранспортным средством (автомобилем) марки NISSAN X-TRAIL, государственный регистрационный знак №, при движении по автодороге Рыбинск-Ларионово, в 400 метрах от дер. Бараново в сторону дер. Ларионово, следуя по участку проезжей части данной автодороги, совершила наезд на препятствие - выбоину (яму), находящуюся на проезжей части, вне населенного пункта, после чего совершила съезд в кювет.
Причиной дорожно-транспортного происшествия послужило ненадлежащее состояние дорожного полотна.
Рстец обратилась РІ сертифицированную организацию РћРћРћ В«Рксперт РђВ» Рє эксперту Фомичеву Рђ.Р’., РіРґРµ были проведены диагностика Рё техническая экспертиза полученных РїСЂРё ДТП повреждений, составлен акт осмотра поврежденного автомобиля. Услуги эксперта были оплачены истцом РІ СЃСѓРјРјРµ 8000 рублей РїРѕ Договору в„– 01/30.1 РѕС‚ 30 января 2018 РіРѕРґР°. Р’ соответствии СЃ результатами экспертизы Рё актом осмотра независимым экспертом было составлено экспертное заключение в„– 01/30.1 РЈРў независимой технической экспертизы РѕС‚ 30.01.2018 РіРѕРґР° РѕР± оценке стоимости восстановительного ремонта. Стоимость восстановительного ремонта транспортного средства составляет 404577,38 рублей.
Клинова Г.А. просила взыскать с ГП «ЯРДОРМОСТ» причиненный материальный ущерб в размере 404 577,38 рублей, 8000 рублей - за проведение независимой экспертизы, 100000 рублей в счет компенсации причиненного морального вреда, 20000 рублей -расходы по оплате юридических; 7246 рублей - расходы по оплате государственной пошлины.
Определением суда от 02.04.2019 г. по ходатайству истца изменен процессуальный статус Департамента дорожного хозяйства Ярославской области с третьего лица на соответчика.
Рстец Клинова Р“.Рђ. РІ СЃСѓРґРµ РёСЃРє поддержала РІ объеме заявленных требований.
Представитель истца по устному ходатайству Бородулина В.С. иск поддержала в объеме заявленных требований, просила взыскать заявленные суммы с АО «ЯРДОРМОСТ» и Департамента дорожного хозяйства Ярославской области солидарно.
Представитель ответчика - РђРћ «ЯРДОРМОСТ» - РїРѕ доверенности Саблина Р.Р’. (Р».Рґ. 92) против удовлетворения исковых требований возражала. Пояснила, что РЅР° основании государственного контракта РѕС‚ 06.07.2018 Рі. автомобильная РґРѕСЂРѕРіР° Сергиев-Посад-Калязин-Углич-Рыбинск-Череповец находится РЅР° обслуживании Сѓ РђРћ «ЯРДОРМОСТ», РІ момент РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-транспортного происшествия ремонтные работы РЅР° автодороге РЅРµ производились. РђРћ «ЯРДОРМОСТ» РЅРµ является надлежащим ответчиком, полагает, что надлежащим ответчиком является собственник РґРѕСЂРѕРіРё Департамент РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ хозяйства Ярославской области. Полагает, что потеря устойчивости транспортного средства, приведшая Рє ДТП, РЅРµ состоит РІ причинно-следственной СЃРІСЏР·Рё СЃ наездом РЅР° дефект РІ РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРј покрытии; ДТП произошло РїРѕ РІРёРЅРµ водителя.
Представитель ответчика - ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба» - по доверенности Никитина А.А. (л.д. 98) против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве на листах дела 109-112. Полагает, что действия истца при управлении автомобилем не соответствовали требованиям пункта 10.1 Правил дорожного движения РФ; истец, двигаясь в безопасном скоростном режиме, была в состоянии обнаружить и предотвратить ситуацию, приведшую к ДТП.
Остальные участники судебного разбирательства в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще. Представитель Департамента дорожного хозяйства Ярославской области по доверенности Кулешова Г.Н. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении требований истца отказать; поддерживает ранее представленный отзыв на исковое заявление. В представленном суду отзыве на листах дела 86-90 представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что бремя содержания дороги, на которой произошло дорожно-транспортное происшествие, как и возмещения ущерба, в силу закона и заключенного контракта возлагается на подрядчика ГП «ЯРДОРМОСТ». Кроме того, ответчик полагает, что истцом не представлено доказательств вины ответчика в причинении ущерба и наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими у истца неблагоприятными последствиями; одной из причин совершения ДТП является то обстоятельство, что водитель, управляя объектом повышенной опасности, в нарушение п. 10.1 ПДД не обеспечил должный контроль за безопасным движением транспортного средства.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 6. Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 12 ст. 3 Закона содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона пользователи автомобильных дорог имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Клинова Г.А. является собственником автомобиля NISSAN X-TRAIL, государственный регистрационный знак №
РР· определения РѕР± отказе РІ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении РѕС‚ 27 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР°, административного материала, следует, что водитель автомобиля NISSAN X-TRAIL государственный регистрационный знак в„– Клинова Р“.Рђ. 27 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° около 22 час. 10 РјРёРЅ., двигаясь РїРѕ автодороге Рыбинск-Ларионово РІ районе Рґ.Бараново, совершила наезд РЅР° выбоину, расположенную РЅР° проезжей части РІРЅРµ населенного пункта, после чего совершила съезд РІ кювет (Р».Рґ. 9).
Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утратил силу с 1 сентября 2018 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 26.09.2017 г. № 1245-ст), действовавший в указанный период, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Согласно пункту 3.1.1 Стандарта покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см (пункт 3.1.2 Стандарта).
Согласно Акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда вне населенного пункта от 27 ноября 2017 года, на проезжей части автомобильной дороги выявлена выбоина, размеры которой по глубине 10 см, площадью 1,1 кв.м, превышающими предельно-допустимые значения, угрожающие безопасности дорожного движения (л.д. 10).
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что выбоины имели иные размеры, не превышающие предельные размеры, установленные ГОСТ, ответчиком не представлено. Между тем, по общему правилу, установленному п. 2 ст. 1064 ГК РФ, доказательства отсутствия своей вины должен представить ответчик.
Оснований сомневаться в факте дорожно-транспортного происшествия у суда не имеется.
Дефекты дорожного покрытия связаны с ненадлежащим содержанием дороги, то есть с неисполнением ответчиком своих обязанностей, в чем и выразилось наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и наступившими последствиями. Доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей по содержанию дорожного покрытия в соответствии с государственным стандартом, ответчик в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил. В деле отсутствуют надлежащие и бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что на месте ДТП не имелось выбоин (ям), размеры которых превышали допустимые нормы.
В соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Глебово - Ларионово», идентификационный номер 78 ОП МЗ Н-0692, является государственной собственностью Ярославской области.
Таким образом, материалами дела установлено, что вред имуществу истца причинен в результате ненадлежащего содержания проезжей части автодороги общего пользования на территории Ярославской области - субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Положения ч. ч. 2, 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в зависимости от того, является ли автомобильная дорога дорогой регионального и межмуниципального значения или местного значения, разграничивают полномочия по осуществлению дорожной деятельности между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными органами местного самоуправления. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 вышеуказанного Закона).
В соответствии с п. 1.1. Положения о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства ЯО от 28.03.2018 г. № 195-п Департамент дорожного хозяйства Ярославской области (далее - департамент) является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области. Департамент является правопреемником департамента транспорта Ярославской области в части выполнения следующих полномочий и функций: разработка и реализация единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них; осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Департамент выступает от имени Ярославской области стороной концессионных соглашений в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области (далее - региональные автомобильные дороги), и входящих в их состав искусственных дорожных сооружений в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Поскольку ответственность за безопасность дорожного движения в силу Федерального закона «О безопасности дорожного движения» возлагается на органы исполнительной власти, в ведении которых находятся дороги, суд приходит к выводу, что Департамент дорожного хозяйства Ярославской области, являющийся органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области, несет ответственность за происшествие, возникшее вследствие ненадлежащего надзора за состоянием дорожного покрытия, организацию транспортного обслуживания населения.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Доказательства невиновности в нарушении обязательства по содержанию дорог или в причинении вреда имуществу истца ответчиком суду не представлены. При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является Департамент дорожного хозяйства Ярославской области как орган исполнительной власти Ярославской области, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения на дорогах регионального значения в границах области.
Возражая против иска, представитель Департамента дорожного хозяйства Ярославской области указывал на АО «ЯРДОРМОСТ» как на надлежащего ответчика, обязанного в силу государственного контракта от 29 ноября 2016 года содержать дороги в надлежащем состоянии (л.д. 86-90).
Суд отклоняет доводы ответчика ввиду следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 08.04.2009 г. № 337-п «Об оптимизации управления дорожным хозяйством Ярославской области и внесении изменения в постановление Администрации области от 03.10.2001 № 141» функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, в том числе по строительству обхода г. Ярославля с мостом через р. Волгу были переданы ГУ ЯО «Ярдорслужба».
На основании постановления Правительства Ярославской области от 14.03.2011 № 151-п создано государственное казённое учреждение Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» (ГКУ ЯО «Ярдорслужба») путем изменения типа существующего государственного учреждения Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» (ГУ ЯО «Ярдорслужба»).
Автомобильная дорога «Глебово - Ларионово» находится на содержании у подрядной организации государственное предприятие Ярославской области «ЯРДОРМОСТ» (ГП «ЯРДОРМОСТ») (далее - Подрядчик) в соответствии с государственным контрактом от 29.11.2016 № 2016.345072 (далее - Контракт), где ГКУ ЯО «Ярдорслужба» является Заказчиком выполняемых работ.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ГП «ЯРДОРМОСТ» указанное юридическое лицо прекратило деятельность путем реорганизации в форме преобразования в АО «ЯРДОРМОСТ» 26.12.2018 г., о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области внесена запись в ЕГРЮЛ.
В соответствии с п. 1.2 Контракта конкретные виды и объемы работ по содержанию автодорог и мостов, выполняемые Подрядчиком, определяются Ведомостью объемов и стоимости работ (Приложение № 2 к Контракту). Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с требованиями документов Перечня нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ (Приложение № 3 к Контракту) (п. 1.3 Контракта).
Заказчик принимает на себя обязательства, в том числе, выдавать Подрядчику очередное ежемесячное задание (по форме согласно приложению № 9 к Контракту) с указанием видов, объемов и стоимости работ, составленное в соответствии с Ведомостью объемов и стоимости работ (Приложение № 2) (п. 5.1.5 Контракта).
В соответствии с условиями Контракта Подрядчик обязуется осуществлять контроль за сохранностью автодорог и мостов (п. 1.4), а также приступить к выполнению работ по настоящему Контракту в срок, установленный пунктом 2.1 Контракта, по всей сети автодорог и мостов, переданных на содержание Подрядчику согласно Перечню, обеспечив бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по ним (п. 6.1.1). Подрядчик обязан приступить к выполнению выданного Заказчиком задания в сроки, указанные соответствующим заданием (п. 6.1.2).
В соответствии с разделом 4 Контракта Заказчик обязан с участием Подрядчика осмотреть и принять выполненную работе (ее результат) и в случае обнаружения недостатков в результатах работы или отступлений от условий контракта вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что в ноябре 2017 г. до дорожно-транспортного происшествия ответчиком выдавались подрядчику технические задания на выполнение работ по устранению недостатков дорожного покрытия на автодороге «Глебово - Ларионово», либо предписания, указания в адрес ГП «ЯРДОРМОСТ» на некачественно выполненную работу, суду ответчиком представлено не было.
Ссылка представителя Департамента дорожного хозяйства на пункт 7.6 государственного контракта, предусматривающего ответственность ГП «ЯРДОРМОСТ» в случае возникновения ДТП, не освобождают Департамент дорожного хозяйства от исполнения установленной законом обязанности по содержанию дорожного покрытия в надлежащем состоянии и обеспечении безопасности дорожного движения. Отношения между заказчиком и организациями, привлеченными для исполнения обязанности по содержанию мест общего пользования, не должны затрагивать права граждан на безопасное использование территорий общего пользования.
РџСЂРё таких обстоятельствах, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что причиной причинения материального ущерба истцу явилось ненадлежащее содержание РґРѕСЂРѕРіРё, Р° контроль Р·Р° ее содержанием лежит РЅР° собственнике, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, обязанность РїРѕ возмещению причиненного истцу материального ущерба возлагает РЅР° Департамент РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ хозяйства.Р’ подтверждение ущерба истцом было представлено Ркспертное заключение в„–01/30.1 РЈРў РѕС‚ 30.01.2018 Рі. (далее Заключение в„– 1), подготовленное РћРћРћ В«Рксперт РђВ», РІ соответствии СЃ которым стоимость восстановительного ремонта транспортного средства истца составляет 404 577,38 рублей (Р».Рґ. 12-55). Возражая относительно размера материального ущерба, ответчик РђРћ «ЯРДОРМОСТ» предоставил СЃСѓРґСѓ Ркспертное заключение в„–05/09/2018 РѕС‚ 25.09.2018 Рі. (далее Заключение в„– 2), составленное РћРћРћ Оценочная компания «Канцлер», РІ соответствии СЃ которым РІ данной РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ ситуации водитель Клинова Р“.Рђ. должна была руководствоваться требованиями пунктов 1.3., 1.5., 9.1., 9.4., 10.1., 10.3 Правил РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения Р Р¤:. Потеря устойчивости (занос) транспортного средства, приведшая Рє ДТП 27.11.2017 Рі., РЅРµ находится РІ РїСЂСЏРјРѕР№ причинно-следственной СЃРІСЏР·Рё СЃ состоянием РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ покрытия РЅР° месте ДТП. Водитель Клинова Р“.Рђ. РїСЂРё движении СЃРѕ скоростью 70 РєРј/час имела техническую возможность избежать съезда РІ кювет Рё последующего повреждения РўРЎ путем применения торможения, действуя РІ соответствии СЃ Рї. 10.1 ПДД. Р’ действиях водителя Клиновой Р“.Рђ. РІ сложившейся РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-транспортной ситуации, СЃ технической точки зрения, усматривается несоответствие Рї. 10.1 Правил РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения Р Р¤. РџРѕ ходатайству истца Рё Департамента РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ хозяйства РЇРћ была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено РћРћРћ «Ярославское экспертное Р±СЋСЂРѕВ». Согласно Заключению эксперта в„– 38104 РѕС‚ 26.12.2018 Рі., выполненного РћРћРћ «Ярославское экспертное Р±СЋСЂРѕВ», РЅРµ РІСЃРµ повреждения автомобиля NISSAN X-TRAIL государственный регистрационный знак в„–, полученные РІ результате ДТП 27 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 Рі., соответствуют обстоятельствам ДТП СЃ технической точки зрения. Р’ результате ДТП могли быть образованы повреждения следующих элементов: Бампер задний, Бампер передний, Боковой указатель поворота левый, Брызговик передний левый, Р’РѕР·РґСѓС…РѕРІРѕРґ передний левый, Воздушный канал передний левый, Дверь передняя левая, Дверь передняя правая, Капот, Конденсатор кондиционера, Крыло заднее правое, Крыло переднее левое, Крыло переднее правое, Крышка левого зеркала, Крышка правого зеркала, Масляный радиатор РђРљРџРџ, Молдинг крыла переднего левого, Молдинг РЅРёР¶РЅРёР№ двери задней правой, Молдинг РЅРёР¶РЅРёР№ двери передней левой, Молдинг РЅРёР¶РЅРёР№ двери передней правой, Наклейка рамы РѕРєРЅР° задняя правая, Наружное зеркало левое, Наружное зеркало правое, Облицовка крыла задняя правая, Панель крыши, Петля капота левая, Петля капота правая, Подкрылок передний левый, Поперечина верхняя передняя, Поперечина РЅРёР¶РЅСЏСЏ, Радиатор жидкостного охлаждения, Решетка радиатора, Стекло двери передней правой, РўСЂРѕСЃ ручного тормоза задний левый, Усилитель арки колесной внутренний левый, Фара левая, Фара правая, Форсунка омывателя фары передняя левая, Форсунка омывателя фары передняя правая. Потеря устойчивости транспортного средства, приведшая Рє ДТП 27.11.2017 Рі., состоит РІ причинно-следственной СЃРІСЏР·Рё СЃ наездом РЅР° дефект РІ РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРј покрытии.Стоимость восстановительного ремонта повреждений Р°/Рј NISSAN X-TRAIL государственный регистрационный знак в„–, соответствующих обстоятельствам ДТП РѕС‚ 27 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 Рі., РЅР° дату ДТП составляет: - РІ соответствии СЃ Единой методикой, утвержденной Центральным банком Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 19.09.2014 Рі. в„– 432-Рџ: без учета РёР·РЅРѕСЃР° – 261000,00 рублей, СЃ учетом РёР·РЅРѕСЃР° - 172300,00 рублей; - РїРѕ средним рыночным ценам Ярославского региона: без учета РёР·РЅРѕСЃР° – 393200,00 рублей, СЃ учетом РёР·РЅРѕСЃР° - 246400,00 рублей. Р’ СЃСѓРґРµ эксперт Кондратьев РЎ.Р’. Рё эксперт-автотехник Тараканов Рђ.Р®. поддержали выводы, изложенные РІ Заключении эксперта Рё Заключении в„– 2, соответственно.Кондратьев РЎ.Р’. РІ СЃСѓРґРµ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что наезд РЅР° СЏРјСѓ привел Рє изменению траектории движения автомобиля, тем самым впоследствии привел Рє съезду СЃ РґРѕСЂРѕРіРё. Наезд РЅР° СЏРјСѓ является причиной ДТП. Потеря устойчивости автомобиля произошла после наезда РЅР° СЏРјСѓ. Были сделаны расчеты РЅР° разных скоростях, РёР· которых следует, что РЅР° скорости движения РґРѕ 70 РєРј/С‡ водитель теоретически РјРѕРі остановить транспортное средство РЅР° проезжей части. Р’ момент наезда автомобиля РЅР° СЏРјСѓ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ занос, Рё водитель какое-то время пытается СЃ этим справиться, пусть это даже 1 секунда, РЅРѕ Р·Р° 1 секунду РЅР° скорости 70 РєРј/С‡ автомобиль проезжает 19 метров, СЃ учетом этих условий Сѓ водителя отсутствовала возможность остановиться Рё РїСЂРё скорости 70 РєРј/С‡. Р’ объяснениях Клинова Р“.Рђ. указала, что ехала примерно 70 РєРј/С‡. РљРѕРіРґР° водитель управляет автомобилем, РѕРЅ РЅРµ смотрит постоянно РЅР° спидометр, поэтому ответить точно, СЃ какой скоростью ехал автомобиль, РІСЂСЏРґ ли кто-то сможет. ДТП произошло РЅР° РїСЂСЏРјРѕРј участке РґРѕСЂРѕРіРё, довольно долго автомобиль ехал РїСЂСЏРјРѕ, нет смысла постоянно смотреть РЅР° спидометр. Водитель РјРѕРі ехать СЃРѕ скоростью больше Рё меньше 70 РєРј/С‡, поэтому РІ заключении приведен расчет РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· скорости РѕС‚ 60 РєРј/С‡ РґРѕ 90 РєРј/С‡.Рксперт-автотехник Тараканов Рђ.Р®. РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· тех исходных данных, которые имеются РІ административном материале, РїРѕ заявленной водителем скорости движения, около 70 РєРј/С‡, водитель РІ данном ДТП имел техническую возможность избежать съезда РІ кювет, последующего повреждения автомобиля путем применения экстренного торможения. Согласно методическим источникам, РІ случае, если эксперт установит техническую возможность водителя избежать наезда, столкновения, путем экстренного торможения РІ момент возникновения опасности, то РѕРЅ должен сделать вывод Рѕ том, что причиной этого наезда, столкновения являются действия водителя, несоответствующие Рї. 10.1 ПДД. Проведенным моделированием установлено, что РІ результате проезда РЅР° автомобиле возникают силы, направленные РІ поперечном направлении, РЅРѕ величина этих СЃРёР» недостаточна для возникновения потери сцепления колес СЃ РґРѕСЂРѕРіРѕР№. Рзменение траектории движения моделирование РЅРµ показывает, автомобиль продолжает двигаться прямолинейно. Автомобиль оборудован, РїРѕРјРёРјРѕ полного РїСЂРёРІРѕРґР°, электроусилителем рулевого управления. Рлектроусилитель рулевого управления уменьшает усилие, которое необходимо прикладывать водителю для поворота колес, РѕРЅ РІ значительной степени уменьшает обратное усилие, которые передаются РѕС‚ неровностей РґРѕСЂРѕРіРё РЅР° колеса через рулевое управление РЅР° рулевое колесо. РџСЂРё проезде данной неровности, никакого изменения положения рулевого колеса, Рѕ котором РіРѕРІРѕСЂРёС‚ эксперт, РЅРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚. РџСЂРё проезде выбоины руль РЅРёРєСѓРґР° РЅРµ поворачивается, тем более СЃ плавными краями, которые имеют место быть РІ рассматриваемом случае. Состояние РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ покрытия РЅРµ находится РІ РїСЂСЏРјРѕР№ причинно-следственной СЃРІСЏР·Рё СЃ фактом последующего съезда РІ кювет. Причиной заноса является РЅРµ наезд РЅР° выбоину, Р° именно действия водителя, поскольку Рї. 8.1 ПДД РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ том, что маневр должен быть безопасным. Доводы ответчика РђРћ «ЯРДОРМОСТ» Рё третьего лица ГКУ «Ярдорслужба» Рѕ том, что Заключение эксперта РћРћРћ «Ярославское экспертное Р±СЋСЂРѕВ» Кондратьева РЎ.Р’. РІ части установления причины ДТП является необъективным Рё необоснованным, СЃСѓРґ отклоняет РїРѕ следующим основаниям. Р’ силу положений статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации заключение эксперта должно содержать РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕРµ описание проведенного исследования, сделанные РІ результате его выводы Рё ответы РЅР° поставленные СЃСѓРґРѕРј РІРѕРїСЂРѕСЃС‹. Заключение эксперта для СЃСѓРґР° необязательно Рё оценивается СЃСѓРґРѕРј РїРѕ правилам, установленным РІ статье 67 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Р’ соответствии СЃ частями 3 Рё 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃСѓРґ оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства РІ отдельности, Р° также достаточность Рё взаимную СЃРІСЏР·СЊ доказательств РІ РёС… совокупности. Результаты оценки доказательств СЃСѓРґ обязан отразить РІ решении, РІ котором приводятся мотивы, РїРѕ которым РѕРґРЅРё доказательства приняты РІ качестве средств обоснования выводов СЃСѓРґР°, РґСЂСѓРіРёРµ доказательства отвергнуты СЃСѓРґРѕРј, Р° также основания, РїРѕ которым РѕРґРЅРёРј доказательствам отдано предпочтение перед РґСЂСѓРіРёРјРё. Таким образом, СЃСѓРґ оценивает экспертное заключение СЃ точки зрения соблюдения процессуального РїРѕСЂСЏРґРєР° назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих РІ деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности Рё достоверности РІ сопоставлении СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё доказательствами РїРѕ делу. РџСЂРё разрешении СЃРїРѕСЂР° СЃСѓРґ руководствуется Заключением эксперта РћРћРћ «Ярославское экспертное Р±СЋСЂРѕВ» Кондратьева РЎ.Р’., так как оснований ему РЅРµ доверять Сѓ СЃСѓРґР° РЅРµ имеется.Заключение полностью соответствует требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Федерального закона РѕС‚ 31 мая 2001 РіРѕРґР° в„– 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», проведена компетентным квалифицированным экспертом, обладающим специальными знаниями РІ объеме, требуемом для ответов РЅР° поставленные СЃСѓРґРѕРј РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, содержит РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕРµ описание проведенного исследования, ответы РЅР° поставленные СЃСѓРґРѕРј РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, является последовательным Рё РЅРµ допускает неоднозначного толкования. Данное заключение получено РІ соответствии СЃ требованиями Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, его содержание обоснованно, выводы конкретны, однозначны Рё РЅРµ противоречивы, согласуются между СЃРѕР±РѕР№ Рё СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё материалами дела, РІ частности, СЃ Ркспертным заключением в„–01/30.1 РЈРў РѕС‚ 30.01.2018 Рі., подготовленным РћРћРћ В«Рксперт РђВ», полученным РЅР° досудебном этапе. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта, приложены Рє заключению Рё служат его составной частью. Заключение эксперта содержит четкие Рё ясные выводы, исключающие возможность РґРІРѕСЏРєРѕРіРѕ толкования РІ той степени, РІ которой предусмотрены примененными методиками.РџСЂРё этом эксперту, проводившему исследование, СЃСѓРґРѕРј были разъяснены права Рё обязанности эксперта, предусмотренные статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РѕРЅ был предупрежден РѕР± ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения РїРѕ статье 307 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Квалификация эксперта, выполнившего экспертное исследование, подтверждена дипломом Рѕ профессиональной переподготовке РџРџ-1 в„– 003067, Выпиской РёР· Государственного реестра экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, Рѕ включении его РІ государственный реестр.Допрошенный РІ судебном заседании эксперт Кондратьев РЎ.Р’. выводы, изложенные РёРј РІ заключении, подтвердил. Противоречий РІ заключении эксперта Рё РІ его пояснениях РІ судебном заседании РЅРµ выявлено; экспертом РїСЂРё производстве экспертизы были учтены РІСЃРµ обстоятельства, РїРѕСЂСЏРґРѕРє проведения экспертизы РЅРµ был нарушен.Ркспертное заключение в„–05/09/2018 РѕС‚ 25.09.2018 Рі., составленное РћРћРћ Оценочная компания «Канцлер», СЃСѓРґ РЅРµ принимает РІ качестве доказательства РїРѕ делу, поскольку РѕРЅРѕ составлено РїРѕ инициативе стороны ответчика РђРћ «ЯРДОРМОСТ» РІ рамках заключенного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РѕР± оказании услуг эксперта РѕС‚ 29 декабря 2016 РіРѕРґР°, исследование проведено без участия истца. Указанные экспертами-автотехниками нарушения Клиновой Р“.Рђ. пунктов 9.1., 9.4., 10.3. ПДД Р Р¤, если РѕРЅРё Рё имели место, РЅРµ находятся РІ причинно-следственной СЃРІСЏР·Рё СЃ наступившими последствиями.Р’ объяснении инспектору Р“РБДД Рё РІ судебном заседании Клинова Р“.Рђ. поясняла, что скорость движения автомобиля РґРѕ попадания РІ СЏРјСѓ была приблизительно 70 РєРј/час.Ркспертами-автотехниками РІ качестве исходных данных Р·Р° РѕСЃРЅРѕРІСѓ взята скорость движения автомобиля 70 РєРј/час Рё сделан вывод, что РїСЂРё движении СЃ указанной скоростью водитель имел техническую возможность предотвратить ДТП. Рксперт Кондратьев РЎ.Р’. РІ своем заключении, учитывая, что указанная водителем скорость является приблизительной, исследовал РІСЃРµ возможные значения скорости, приближенной Рє 70 РєРј/час (РІ диапазоне РѕС‚ 60 РєРј/час РґРѕ 90 РєРј/час), Рё установил, что РїСЂРё скорости более 70 РєРј/час - водитель РЅРµ имел техническую возможность предотвратить ДТП.РљСЂРѕРјРµ того, Ркспертное заключение в„–05/09/2018 содержит выводы Рѕ несоответствии действий водителя Клиновой Р“.Рђ. пункту 10.1 Правил РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения. Вместе СЃ тем, РІ материалах дела отсутствуют доказательства нарушения истцом ПДД. Р’ исследованных СЃСѓРґРѕРј материалах РїРѕ факту ДТП РЅРµ содержится сведений, РЅР° основании которых был сделан вывод Рѕ нарушении Клиновой Р“.Рђ. Рї. 10. 1 ПДД. Р’ рамках материала проверки РїРѕ факту ДТП Сѓ Клиновой Р“.Рђ. было взято объяснение, РѕРЅР° поясняла, что РІ С…РѕРґРµ движения автомобиль попал РІ СЏРјСѓ, после чего автомобиль занесло Рё скинуло РІ кювет.
Вступившим РІ законную силу Определением заместителя командира РІР·РІРѕРґР° ОРДПС Р“РБДД РњРЈ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё «Рыбинское» Салтыкова Р”.Рђ. РѕС‚ 27.11.2017 РіРѕРґР° РІ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении РІ отношении Клиновой Р“.Рђ. отказано РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием состава административного правонарушения.
Пункт 10.1 ПДД РФ обязывает водителя избирать скоростной режим с учетом интенсивности движения, особенностей и состояния транспортного средства, дорожных и метеорологических условий, т.е. очевидных для водителя обстоятельств.
При имеющихся в деле доказательствах, суд не усматривает оснований считать, что истцом были нарушены ПДД, а именно п. 10.1.
АО «ЯРДОРМОСТ» представлено Консультативное мнение (рецензия) специалистов ООО «Канцлер» Тараканова А.Ю. и Божко В.С. на Заключение эксперта ООО «Ярославское экспертное бюро» Кондратьева С.В., в котором специалисты, не оспаривая Заключение эксперта в части определения механизма образования повреждений и стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, поставили под сомнение выводы эксперта в установлении причины дорожно-транспортного происшествия. Данные исследования были проведены не в рамках рассмотрения гражданского дела и не на основании определения суда, а по инициативе и по заказу АО «ЯРДОРМОСТ», поэтому представленная рецензия не может быть принята во внимание судом, поскольку не отвечает требованиям статей 79 - 86 Гражданского процессуального кодекса РФ, Федеральному закону от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», давший ее специалист об уголовной ответственности не предупреждался, кроме того, выводы данного эксперта находятся в противоречии с иными имеющимися в деле доказательствами. Кроме того, в рецензии указано личное мнение специалистов, никаких ошибок судебного эксперта в заключении не приведены.
Таким образом, данная рецензия не может быть признана объективным, достоверным и допустимым доказательством по делу.
При оценке ущерба суд принимает за основу стоимость восстановительного ремонта автомобиля по средним рыночным ценам Ярославского региона, которая в соответствии с экспертным заключением составляет без учета износа 393200,00 рублей, с учетом износа - 246400,00 рублей. Доказательств иной оценки ущерба, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, ответчиком не представлено.
При расчете ущерба не может быть применена Единая методика расчета. Поскольку спорные правоотношения между сторонами возникли не из договора ОСАГО, а из внедоговорных обязательств, предусмотренных главой 59 ГК РФ, к спорным правоотношениям не могут быть применены положения Федерального закона «Об ОСАГО».
Установив наличие в рассматриваемой правовой ситуации совокупности всех элементов для применения к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области ответственности в виде возмещения убытков: события и наступления вреда по вине ответчика, причинной связи между имеющимися дефектами дорожного покрытия и повреждением транспортного средства, а также документального подтверждения размера убытков, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
С учетом положений статьи 15 Гражданского кодекса РФ возмещению истцу подлежит стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учета износа (393200,00 рублей), соответственно, на истца возлагается обязанность по передаче ответчику заменяемых деталей, указанных в Заключении эксперта № 38104 ООО «Ярославское экспертное бюро» в выводе 2, за исключением номерного знака переднего, поскольку государственный регистрационный знак предназначен исключительно для обеспечения порядка учета и пользования транспортными средствами. При его получении оплачивается госпошлина, в связи с чем он не является личной собственностью, и гражданин не наделяется правом распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе посредством отчуждения.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В данном случае судом разрешался спор, вытекающий из имущественных правоотношений. Действующим законодательством возможность компенсации морального вреда при нарушении имущественных прав граждан в виде убытков, причиненных повреждением имущества, не предусмотрена.
Поскольку истцом не представлены доказательства получения травмы в результате дорожно-транспортного происшествия, требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу части 1 статьи 48 ГПК РФ граждане могут вести свои дела в суде лично или через представителя.
Согласно статье 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось судебное решение, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Рстцом Р·Р° оказанные услуги представителю было оплачено 20000 рублей. РЎ учетом сложности СЃРїРѕСЂР°, количества судебных заседаний СЃ участием представителя истца, удовлетворения требований, СЃ учетом требований разумности, СЃСѓРґ определяет подлежащие компенсации расходы истца Р·Р° услуги представителя РІ полном объеме РІ размере 20000 рублей.
Расходы, понесенные истцом РЅР° оплату услуг специалиста РІ размере 8000 рублей Р·Р° составление Ркспертного заключения РћРћРћ В«Рксперт РђВ», являются необходимыми Рё СЃ учетом положений СЃС‚. 98 ГПК Р Р¤ присуждаются пропорционально размеру удовлетворенных СЃСѓРґРѕРј исковых требований, С‚.Рµ. РІ размере 7775,20 рублей.
С учетом положений ст. 98 ГПК РФ и п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации истцу подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в размере 7132,00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Рсковые требования Клиновой Галины Анатольевны удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента дорожного хозяйства Ярославской области в пользу Клиновой Галины Анатольевны 393200,00 рублей в возмещение материального ущерба, 7775,20 рублей - расходы по оплате услуг специалиста, 20000 рублей – расходы за оказание юридических услуг, 7132,00 рублей – расходы по уплате государственной пошлины, а всего 428107.20 рублей.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Обязать Клинову Галину Анатольевну передать Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области следующие поврежденные детали: Бампер задний, Бампер передний, Боковой указатель поворота левый, Брызговик передний левый, Воздуховод передний левый, Воздушный канал передний левый, Дверь передняя левая, Дверь передняя правая, Капот, Конденсатор кондиционера, Крыло заднее правое, Крыло переднее левое, Крыло переднее правое, Крышка левого зеркала, Крышка правого зеркала, Масляный радиатор АКПП, Молдинг крыла переднего левого, Молдинг нижний двери задней правой, Молдинг нижний двери передней левой, Молдинг нижний двери передней правой, Наклейка рамы окна задняя правая, Наружное зеркало левое, Наружное зеркало правое, Облицовка крыла задняя правая, Панель крыши, Петля капота левая, Петля капота правая, Подкрылок передний левый, Поперечина верхняя передняя, Поперечина нижняя, Радиатор жидкостного охлаждения, Решетка радиатора, Стекло двери передней правой, Трос ручного тормоза задний левый, Усилитель арки колесной внутренний левый, Фара левая, Фара правая, Форсунка омывателя фары передняя левая, Форсунка омывателя фары передняя правая.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Ш. Сайфулина