№а-1231\2019
РЕШЕНИЕ
(в окончательной формулировке)
Именем Российской Федерации
31 октября 2019 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Сунгурова Р.Г.
при секретаре судебного заседания Гамидовой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС по <адрес> к А. Д. А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016г.,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекции ФНС по <адрес> обратилась в суд с административным иском к А. Д. А. о взыскании недоимки образовавшуюся за 2016г. по налогу на имущество физических лиц в размере 3987 рублей, пеня в размере 21,66 рублей.
В обоснование заявленных требований указали, что на налоговом учете в ИФНС России по <адрес> состоит в качестве налогоплательщика А. Д. А..
За 2016г. налогоплательщику было начислено: налог на имущество физических лиц в размере 3987 рублей, пеня в размере 21,66 рублей.
Инспекция обратилась к мирововму судье судебного участка № <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении А. Д.А. Мировым судьей данного участка Мирзоевым Х.Р. был вынесен приказ о взыскании налога на имущество физических лиц.
Позже в Инспекцию поступило определение от 10.12.2018г. об отмене ранее вынесенного судебного приказа в соответствии со ст. 123.7 КАС РФ, в связи с тем, что в установленные законодательством сроки от должника поступили возражения относительно его исполнения.
Просят взыскать за счет имущества А. Д. А. задолженность на общую сумму 4008,66 рублей в период за 2015г.
Представитель МРИ ФНС по <адрес> извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела в судебное заседание не явился. Причину своей неявки суду не сообщил.
Административный ответчик А. Д.А., будучи извещенной надлежащим образом, в зал судебного заседания не явилась. Причину своей неявку суду не сообщила.
Суд считает, что неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их свободным волеизъявлением, свидетельствующим об отказе в реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, поэтому в соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьями 3 и 48 Налогового кодекса РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
В соответствии с ч. 1 ст. 286КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу ст. 213 Гражданского кодекса РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 408 НК РФ сумма имущественного налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ч. 2 и 3 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Расчет суммы налога, подлежащей уплате физическим лицом, согласно ст. 362 и ст. 52 НК РФ, возложен на налоговые органы.
В силу ч.2 ст. 48 НК РФ Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу ч.1,3,4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Материалами дела следует, что А. Д. А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в качестве налогоплательщика.
В адрес А. Д.А. направлено налоговое уведомление № от 06.09.2017г., с расчетами налога на имущество с предложением об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением обязанности по своевременной уплате налогов в адрес должника по почте направлено требование об уплате недоимки по налогу на имущество № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Факт отправки требования подтверждается реестром отправки заказной корреспонденции.
В установленный срок А. Д.А. требования не исполнила.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Абзацем 4 пункта 2, абзацем 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
МРИ ФНС по <адрес> обратилась в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для подачи административного иска о взыскании за счет имущества А. Д.А. задолженности за период 2016г. на общую сумму 4 008,66 рублей, в связи с пропуском после отмены судебного приказа 6-ти месячного срока обращения в суд с административным иском.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ восстановлен административному истцу Межрайонной инспекции ФНС по <адрес> к А. Д. А. пропущенный срок для подачи административного иска к А. Д. А. о взыскании за счет имущества А. Д.А. задолженности за период 2016г. в Каспийский городской суд.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что требованием № срок уплаты обязательных платежей определен до ДД.ММ.ГГГГ, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки начал течь ДД.ММ.ГГГГ и истекал ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что заявление о выдаче судебного приказа подано налоговой инспекцией мировому судье судебного участка № <адрес>, которым вынесен судебный приказ ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного налоговым законодательством.
Анализ п. 1 ст. 48, п. 2, 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением Верховного суда в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ», согласно которой при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, а в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Принудительное же взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд административным истцом не заявлено (шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций), соответственно основания для восстановления срока отсутствуют.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции ФНС по <адрес> к А. Д.А. в связи с пропуском процессуального срока для обращения в суд с течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций(09.02.2018г.).
Кроме того, в материалах дела отсутствуют данные налогоплательщиком какого имущества является А. Д.А., а именно владельцем каких транспортных средств и земельного участка ( размеры и кадастровая стоимость) из чего определена налоговая задолженность.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции ФНС по <адрес> к А. Д. А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016г., отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной формулировке.
Председательствующий -
Решение в окончательной формулировке изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.