ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Москалева И.В. Дело № 2-3680/2022
Докладчик Нагайцева Л.А. № 33- 1827/2023
УИД 48RS0003-01-2022-004295-16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 июня 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Наставшевой О.А., Долговой Л.П.,
с участием прокурора Пучковой С.Л.
при ведении протокола помощником Подлужной Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления здравоохранения Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 26 декабря 2022 г., которым постановлено:
«Обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить П.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом <данные изъяты> по жизненным показаниям в дозировке, определенной врачебной комиссией НИИ клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова ФГБУ «НМИЦ кардиологии имени Е.И. Чазова» Минздрава России до отмены препарата по медицинским показаниям. Решение подлежит немедленному исполнению».
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Задонского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах П.В.В. к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, в результате проверки исполнения законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации выявлены нарушения при обеспечении инвалида <данные изъяты> П.В.В. лекарственным препаратом <данные изъяты>, нуждаемость в ежедневном приеме которого по жизненным показаниям установлена заключением врачебной комиссии НИИ клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова ФГБУ «НМИЦ кардиологии имени Е.И. Чазова» Минздрава России от 16.06.2022. 11 июля 2022г. П.В.В. обратился в ГУЗ «Задонская ЦРБ» за предоставлением льготного обеспечения препаратом тафамидис. Учреждением здравоохранения 18.07.2022 сформирована и направлена в управление здравоохранения Липецкой области заявка на обеспечение П.В.В. указанным препаратом. Однако 26.08.2022 года из Управления здравоохранения Липецкой области поступил отказ в обеспечении П.В.В. препаратом <данные изъяты> со ссылкой на то, что он не входит в Перечень лекарственных препаратов, подлежащих закупкам управлением здравоохранения за счет средств федерального бюджета для амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, утвержденным приложением № 1 к распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.
Считая отказ незаконным, прокурор просил суд обязать управление здравоохранения Липецкой области обеспечить П.В.В. лекарственным препаратом Тафамидис в дозировке, определенной врачебной комиссией НИИ клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова ФГБУ «НМИЦ кардиологии имени Е.И. Чазова» Минздрава России от 16.06.2022 года по жизненным показаниям.
В судебном заседании помощник прокурора Задонского района Липецкой области Яковлева Ю.В. исковые требования поддержала, ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчика Управления здравоохранения Липецкой области Родионова Н.А., Маргиев Р.Б. в судебном заседании иск не признали и объяснили, что препарат Тафамидис не включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 года №2406-р (редакция от 06.10.2022 года).
Истец П.В.В., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ «Задонская ЦРБ» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик управление здравоохранения Липецкой области просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, так как закупка лекарственного препарата вне перечня ЖНВЛП повлечет нецелевое использование денежных средств. Нарушение права П.В.В. на лекарственное обеспечение со стороны ответчика не доказано, право П.В.В. на медицинскую помощь за счет государства может быть реализовано с использованием необходимых лекарственных средств и медицинских изделий, включенных в соответствующие перечни в соответствии со стандартами медицинской помощи и в рамках действующего законодательства в сфере государственных закупок.
Прокурор Задонского района Липецкой области в письменных возражениях просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно сообщению отдела ЗАГС Задонского района Липецкой области от 16.03.2023 П.В.В., в чьих интересах заявлен иск, умер ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2013 года (вопрос 2), поступление в суд апелляционной инстанции ко времени рассмотрения дела сведений о смерти истца, в том числе и в случае, когда характер спорного правоотношения не допускает правопреемства, не освобождает суд апелляционной инстанции от обязанности рассмотреть апелляционную жалобу и вынести апелляционное определение в пределах полномочий, установленных ст. 328 ГПК РФ, поскольку иное не соответствовало бы общим целям и задачам гражданского судопроизводства, на достижение которых должна быть направлена каждая из составляющих его стадий.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым рассмотреть апелляционную жалобу ответчика управления здравоохранения Липецкой области по существу.
Представители ответчика управления здравоохранения Липецкой области, ГУЗ «Задонская ЦРБ» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с требованиями ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Выслушав прокурора Пучкову С.Л., полагавшую решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ) предусмотрено, в том числе, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Согласно п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ к числу граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, относятся инвалиды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» неработающие инвалиды II группы подлежат обеспечению лекарственными средствами по решению врачей бесплатно.
Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании утверждают органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ)
Согласно разделу V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 30.12.2021 № 321(далее Программа), за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляются обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Подразделом 4 раздела VII Программы также предусмотрено, что назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи и (или) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Решение врачебной комиссии фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, П.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся инвалидом <данные изъяты>, наблюдался в ГУЗ «Задонская ЦРБ» с диагнозом: <данные изъяты>
В период с 14.06.2022 по 22.06.2022 П.В.В. находился на стационарном лечении в НИИ клинической кардиологии им А.Л. Мясникова ФГБУ «НМИЦ кардиологии имени академика Е.И. Чазова» Минздрава России.
Согласно заключению врачебной комиссии НИИ клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова ФГБУ «НМИЦ кардиологии имени Е.И. Чазова» Минздрава России (выписка из протокола заседания врачебной комиссии №105 от 16.06.2022 года) П.В.В. по жизненным показаниям нуждается в ежедневном приеме препарата <данные изъяты>) в дозе 61 мг в сутки. Терапия препаратом является жизненно необходимой и отмене не подлежит.
На основании заявления П.В.В. ГУЗ «Задонская ЦРБ» 18.07.2022 сформировало и направило в управление здравоохранения Липецкой области заявку на обеспечение П.В.В. препаратом«<данные изъяты>».
В сообщении управления здравоохранения Липецкой области от 22.07.2022 № И27/01-14/05/-2483 Задонской центральной районной больнице разъяснено, что Перечень лекарственных препаратов, подлежащих закупкам управлением здравоохранения за счет федерального бюджета для амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, утвержден приложением № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 30.03.2022) и не включает <данные изъяты> в связи с чем его закупка управлением здравоохранения за счет бюджета осуществляться не должна. В связи с изложенным заявка ГУЗ «Задонская центральная районная больница» к исполнению не принята, учреждению рекомендовано оказывать П.В.В. соответствующую медицинскую помощь с использованием лекарственных препаратов, закупленных в соответствии с законодательством
Ответ аналогичного содержания от 26.08.2022 направлен Управлением здравоохранения Липецкой области в адрес П.В.В.
Однако, П.В.В. подлежит обеспечению лекарственным препаратом «Тафамидис» в соответствии с назначением врачей.
Руководствуясь ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», заключением врачебной комиссии НИИ клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова ФГБУ «НМИЦ кардиологии имени Е.И. Чазова» Минздрава России от 16.06.2022 года, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требований прокурора об обеспечении П.В.В. лекарственным препаратом <данные изъяты>) по жизненным показаниям в дозировке, определенной врачебной комиссией, до отмены препарата по медицинским показаниям.
Возлагая на ответчика данную обязанность, суд первой инстанции правильно учитывал положения Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, закрепляющие за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению граждан лекарственными препаратами (ст. ст. 16, 83), а также нормы Положения об управлении здравоохранения Липецкой области, утверждённого распоряжением администрации Липецкой области от 04 сентября 2008 г. № 369-р, согласно которым на управление возложена реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Липецкой области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ.
Непринятие управлением здравоохранения Липецкой области в пределах его компетенции мер по обеспечению Панарина В.В. лекарственным препаратом по жизненным показаниям нарушило право истца на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают и не являются основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 26 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления здравоохранения Липецкой области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Дата изготовления мотивированного апелляционного определения ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна: судья
секретарь