ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-8482/2021 (2а-25/2021)
г. Уфа 19 мая 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Багаутдиновой А.Р.
Хамидуллиной Э.М.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Сидоровой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан к Исмагилову Дамиру Марсельевичу о взыскании пени по транспортному налогу, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени по ним по апелляционным жалобам Исмагилова Дамира Марсельевича, Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Багаутдиновой А.Р., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, обосновав его тем, что Исмагилов Д.М., являясь владельцем транспортных средств, несвоевременно оплатил транспортный налог за 2016 и 2017 годы, в связи с чем ему были начислены пени в размере 870,10 рублей. Кроме того, Исмагилов Д.М., будучи адвокатом, не уплатил страховые взносы за 2017 и 2018 годы, в связи с чем начислены пени. Судебный приказ о взыскании указанной задолженности мировым судьей отменен.
Уточнив исковые требования, Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан просила взыскать с Исмагилова Д.М. задолженность в размере 5 870,88 рублей, в том числе: пени по транспортному налогу за 2016 год в сумме 563,55 рублей, за 2017 год – 306,55 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 4 188,02 рублей, за 2018 год – 320,20 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 481,95 рублей, за 2018 год – 7,65 рублей.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 января 2021 года постановлено: административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан к Исмагилову Д.М. о взыскании пени по транспортному налогу, страховых взносов и пени на обязательное пенсионное страхование удовлетворить частично.
Взыскать с Исмагилова Д.М., зарегистрированного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Акназарова, д. 26 кв. 109, в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан задолженность в размере 327,85 рублей, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 320,20 рублей, пени – 7,65 рублей.
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан к Исмагилову Д.М. о взыскании пени по транспортному налогу, страховых взносов и пени на обязательное пенсионное страхование за 2017 год отказать.
Взыскать с Исмагилова Д.М. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Не согласившись с указанным решением суда, административный ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой указал на то, что судом первой инстанции удовлетворены исковые требования, с которыми налоговый орган не обращался; судом были самостоятельно установлены сумма задолженности и налоговый период, что свидетельствует о выходе суда за пределы заявленных требований. Заявленная ко взысканию сумма пени в размере 7,65 рублей в приложенных к иску требованиях о уплате налога отсутствует. Требование № 102583 от 09 октября 2019 года им не получено ни под расписку, ни по почте. В решении суда отсутствует расчет заявленных ко взысканию страховых взносов в сумме 320,20 рублей; не ясно, из какой декларации следует указанная сумма. Суд при вынесении решения не учел пропуск налоговым органом срока обращения в суд с заявленными требованиями.
Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда об отказе во взыскании пени по транспортному налогу за 2016 год, указывая на то, что в связи с несвоевременной оплатой транспортного налога за 2016, 2017 годы Исмагилову Д.М. начислены пени в размере 870,10 рублей, в том числе 563,55 рублей начислены на недоимку по транспортному налогу за 2016 год, 306,55 рублей – на недоимку по транспортному налогу за 2017 год. Сумма пени по транспортному налогу указана в требовании № 62232, указанная недоимка была оплачена налогоплательщиком 18 декабря 2018 года, однако срок уплаты был установлен до 01 декабря 2017 года. Довод ответчика о пропуске срока подачи заявления о вынесении судебного приказа не состоятелен, так как требованием об уплате налога № 623332 установлен срок уплаты до 05 ноября 2019 года.
Принимая во внимание, что административный ответчик, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя административного ответчика Садыкова А.И., представителя административного истца Ишбаеву Э.А., поддержавших поданные ими жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с абзацем 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации указанные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принудительное взыскание страховых взносов и пени с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что налоговым органом пропущен срок для взыскания пени по транспортному налогу за 2016 и 2017 годы, а также страховых взносов и пени за налоговый период 2017 года, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований в указанной части и взыскал с административного ответчика задолженность по страховым взносам за 2018 год и начисленные на нее пени.
Судебная коллегия не может в полной мере согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Исмагилов Д.М., являясь собственником автомобилей, несвоевременно уплатил транспортный налог за 2016 год (оплата произведена 18 декабря 2018 года), в связи с чем за период с 02 декабря 2017 года по 17 декабря 2018 года ему были начислены пени в размере 563,55 рублей. В связи с несвоевременной оплатой транспортного налога за 2017 год налоговым органом ему также были начислены пени в сумме 306,55 рублей за период с 04 декабря 2018 года по 08 октября 2019 года.
Кроме того, Исмагилов Д.М., являясь адвокатом, не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 и 2018 годы (в части, превышающей доход 300 000 рублей), что послужило основанием для начисления ему пени в общей сумме 492,56 рублей, в том числе, за 2017 год – 481,95 рублей, за 2018 год – 7,65 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога, страховых взносов и пени Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан в адрес налогоплательщика направлено требование № 62232 от 11 июля 2019 года об уплате в срок до 05 ноября 2019 года пени по транспортному налогу в общей сумме 870,10 рублей, а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 85,45 рублей.
В последующем в отношении Исмагилова Д.М. налоговым органом было сформировано требование № 102583 от 09 октября 2019 года об уплате в срок до 03 декабря 2019 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 4 188,02 рублей, за 2018 год - в сумме 320,20 рублей, а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 1 659,55 рублей.
Судом первой инстанции при принятии решения о взыскании с Исмагилова Д.М. страховых взносов за 2018 год и начисленных на них пени было оставлено без внимания следующее.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки; должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Аналогичный порядок и срок обращения в суд предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 196 настоящего Кодекса. Таким образом, законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам, сборам и пени, в рамках которого предъявление требования расценивается нормами Налогового кодекса Российской Федерации в качестве необходимого условия для последующего принудительного взыскания, так как в требовании устанавливается срок его исполнения в добровольном порядке, с истечением которого Налоговый кодекс Российской Федерации связывает возникновение у налогового органа права на принудительное взыскание в судебном порядке указанной в требовании задолженности. Удовлетворяя исковые требования налогового органа в части взыскания страховых взносов и пени за налоговый период 2018 года, суд первой инстанции оставил без внимания то обстоятельство, что досудебный порядок урегулирования спора налоговым органом при взыскании с Исмагилова Д.М. указанной задолженности не был соблюден. Согласно списку писем № 33 от 10 октября 2019 года указанное требование в нарушение положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации направлено в адрес Исмагилова Д.М. простым письмом, сведения о его получении адресатом материалы дела не содержат.Доказательств вручения либо направления Исмагилову Д.М. указанного требования заказной почтовой корреспонденцией Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан суду не представила.В возражениях на иск административный ответчик указывал на неполучение им указанного требования налогового органа, между тем данные доводы были оставлены судом первой инстанции без должного внимания.Таким образом, факт направления требования об уплате налога от 09 октября 2019 года без доказательств, свидетельствующих о его получении налогоплательщиком, свидетельствует о невыполнении налоговым органом положений пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего процедуру взыскания налоговой недоимки.Указанное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, что являлось препятствием для вынесения судом решения о взыскании с Исмагилова Д.М. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 320,20 рублей, а также начисленных на указанную недоимку пени в сумме 7,65 рублей. В силу пункта 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел. Согласно пункту 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса. Поскольку административным истцом не был соблюден досудебный порядок взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год и пени, решение суда в указанной части подлежит отмене с оставлением исковых требований налогового органа без рассмотрения.При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда о пропуске налоговым органом срока для взыскания страховых взносов за 2017 год и начисленных на них пени, исходя из следующего.Пунктом 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки; должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. В силу приведенных положений закона о наличии недоимки по страховым взносам за 2017 год в сумме 4 188,02 рублей налоговому органу стало известно 02 июля 2018 года, в связи с чем требование об их уплате подлежало направлению в адрес Исмагилова Д.М. не позднее 01 октября 2018 года (02 июля 2018 года + 3 месяца), при этом в силу пункта 6 статьи 69 и пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании указанной задолженности налоговый орган должен был обратиться к мировому судье не позднее апреля 2019 года. В нарушение приведенных положений закона требование об уплате страховых взносов за налоговый период 2017 года и начисленных на них пени было сформировано налоговым органом лишь в октябре 2019 года, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье в феврале 2020 года, то есть с нарушением установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока. Проверяя законность решения суда в части отказа во взыскании пени по транспортному налогу за 2016 год по мотиву пропуска срока обращения в суд с заявленными требованиями, судебная коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно пункту 3 той же статьи требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку заявленная ко взысканию в настоящем иске сумма задолженности превысила 3 000 рублей при формировании требования № 102583 от 09 октября 2019 года, которым был установлен срок уплаты задолженности до 03 декабря 2019 года, срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании пени по транспортному налогу в силу абзаца второго пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации истекал 02 июня 2020 года.
27 февраля 2020 года, то есть в установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок, мировым судьей судебного участка № 5 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ о взыскании с Исмагилова Д.М. пени по транспортному налогу. Определением того же мирового судьи от 20 апреля 2020 года судебный приказ был отменен в связи с поступившими от Исмагилова Д.М. возражениями относительно порядка его исполнения.
С настоящим исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 02 сентября 2020 года, также в установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок.
С учетом изложенного правовых оснований для отказа во взыскании пени по транспортному налогу за 2016 год у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения о взыскании с административного ответчика пени по транспортному налогу в сумме 563,55 рублей.
Решение суда первой инстанции в остальной части сторонами не обжалуется, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене либо изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 января 2021 года отменить в части взыскания с Исмагилова Дамира Марсельевича страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 320,20 рублей, пени – 7,65 рублей, а также в части отказа во взыскании с него пени по транспортному налогу за 2016 год в сумме 563,55 рублей.
В отмененной части принять новое решение.
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан о взыскании с Исмагилова Дамира Марсельевича страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 320,20 рублей, пени – 7,65 рублей оставить без рассмотрения.
Взыскать с Исмагилова Дамира Марсельевича в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан пени на недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 563,55 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи А.Р. Багаутдинова
Э.М. Хамидуллина
Справка: судья Ярмухамедова А.С.