К делу № 2-1294/2016г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Крымск «04» мая 2016 года
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Кияшко В.А.,
при секретаре Соловьевой М.Н.,
с участием представителя истца Нестеренко Н.А.,
представителя третьего лица – администрации муниципального образования Крымский район Азарова ФИО10
представителя третьего лица ООО «Хлебторг» Сидоровой ФИО11.,
третьего лица Попандопуло ФИО12.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Крымского городского поселения Крымского района к Пропой ФИО13, Товстуха ФИО14 о прекращении права собственности на жилое помещение и сносе многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Крымского городского поселения Крымского района обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО2 и ФИО3 о прекращении права собственности на жилое помещение и сносе многоквартирного дома.
В обоснование своих требований указала, что решением Крымского районного суда от 17.04.2013 года требования ФИО2, ФИО3 удовлетворены, постановление Администрации Крымского городского поселения Крымского района от 31.07.2012 года № 700 в части решения о признании жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, подлежащим капитальному ремонту, признано незаконным, Администрацию Крымского городского поселения Крымского района суд обязал принять соответствующее решение о включении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в перечень жилых домов, подлежащих сносу в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 6-7 июля 2012 года на территории Крымского городского поселения Крымского района.
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> постановлением администрации Крымского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № включен в перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 6-7 июля 2012 года.
Квартира № по <адрес> принадлежит на праве долевой собственности ФИО2, ФИО3, что подтверждается справкой ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчикам Министерством гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края были предоставлены меры государственной поддержки в виде социальной выплаты, на основании которых ими приобретены новые жилые помещения.
В настоящий момент, после предоставления ответчикам мер государственной поддержки в денежной форме и приобретении ими иных жилых помещений в собственность, права на квартиры не прекращены, аварийная жилая квартира не снесена.
Действия ответчиков, выражающиеся в уклонении от сноса принадлежащего им жилого помещения, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания, незаконны и нарушают права неопределенного круга лиц. Эксплуатация спорного жилого помещения для целей, с которыми оно было возведено (т.е. для непосредственного проживания в нем) невозможна, в том числе, потому что это нарушает санитарные и эпидемиологические нормы и правила. Сохранение принадлежащего ответчикам на праве собственности жилого помещения, признанного непригодным для проживания, противоречит действующему федеральному законодательству и не отвечает правилам целесообразности и разумности его использования. Утрата указанным объектом капитального строительства определенных свойств, присущих жилым помещениям, исключает его использование в качестве такового на будущих период, что указывает на необходимость исключения этого объекта недвижимого имущества из гражданского оборота в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Изъятие такого объекта из гражданского оборота возможно исключительно путем сноса непригодного для проживания жилого помещения и прекращения права собственности на него. Права и законные интересы собственников жилого помещения не ущемляются, так как им и членам их семей была предоставлена равноценная мера господдержки.
На основании вышеизложенного просит суд обязать ответчиков за свой счет произвести снос аварийной жилой квартиры, а также прекратить право собственности на жилое помещение: <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, указав, что решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В судебном заседании представитель истца ФИО6 исковые требования поддержала в полном объеме. В дополнение указала, что органам местного самоуправления денежные средства на производство сносов не выделялись, органами государственной власти решений о сносе непригодных для проживания жилых помещений за счет органов местного самоуправления не принималось и Законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» снос за счет органов местного самоуправления не предусмотрен.
Ответчица ФИО3 в судебном заседании исковые требования признала частично, не возражала против прекращения права собственности на принадлежащую ей квартиру. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в части сноса за ее счет аварийной квартиры. Суду пояснила, что осуществить самостоятельно снос многоквартирного дома будет для затруднительно как в материальном отношении, так и физически.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал частично, в части сноса дома за счет собственников жилья просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Крымский район ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель третьего лица ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был своевременно извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Крымского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ООО «Хлебторг» ФИО8 и третье лицо ФИО9 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в части сноса многоквартирного дома.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования администрации Крымского городского поселения <адрес> подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО3 и ФИО2 являются сособственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается справкой ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в материалах дела.
По общему правилу, установленному действующим гражданским законодательством, собственник в соответствии со ст.211 ГК РФ несет риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, в т.ч. и в результате чрезвычайной ситуации. В целях гарантирования возмещения убытков, связанных с утратой (разрушением) или повреждением жилых помещений, собственником может осуществляться страхование жилых помещений (ст.21 ЖК РФ). В случае разрушения (повреждения) имущества собственник признанного непригодным для проживания жилого помещения как лицо, несущее риск случайной гибели (повреждения) имущества, в соответствии со ст.ст. 209-210 ГК РФ должен самостоятельно осуществить его снос или реконструкцию. При этом факт признания жилого помещения непригодным для проживания является основанием для предъявления к собственнику требования о сносе (реконструкции) жилого помещения в разумный срок и в случае невыполнения этого требования орган местного самоуправления вправе принять решение об изъятии у собственника жилого помещения для муниципальных нужд с выплатой собственнику возмещения исходя из фактической стоимости поврежденного чрезвычайной ситуацией имущества (ст.ст.7, 32 ЖК РФ, ст.ст.209-211 ГК РФ).
Однако в целях социальной защиты пострадавших от чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в Крымском районе 06-07.07.2012 года, органами государственной власти РФ и Краснодарского края было принято отличное от общего порядка, связанного с несением собственником риска случайной гибели или случайного повреждения имущества, решение – об оказании гражданам, утратившим жилые помещения, мер государственной поддержки по обеспечению жильем.
Законом Краснодарского края за № 2542-КЗ от 12.07.2012 года «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильём граждан, утративших жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года», а также принятыми во исполнение указанного Закона постановлениями главы администрации (губернатора) №821 от 16.07.2012 года и №820 от 15.07.2012 года, предусмотрены меры государственной поддержки по обеспечению жильём граждан, утративших жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Крымского района в июле 2012 года. Указанные меры государственной поддержки оказываются в натуральной форме (в виде строительства жилого помещения) и в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
В соответствии с п. 6 раздела 1 Порядка, утверждённого постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № от 15.07.2012г., граждане, утратившие жилые помещения, принимают решение о получении социальной выплаты добровольно и самостоятельно и имеют право на получение социальной выплаты только один раз.
По смыслу указанных нормативно-правовых актов оказание гражданам мер государственной поддержки по обеспечению жильем производилось взамен утраченного ими в результате чрезвычайной ситуации жилья.
На основании п.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отказе собственника от права собственности.
Согласно п.1 ст.9 ЖК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Ответчики, имея обязанность по реконструкции признанного непригодным жилого помещения и при определенных условиях на основании ст.32 ЖК РФ право на возмещение исходя из фактической стоимости поврежденного чрезвычайной ситуацией имущества, подали заявление об оказании им мер государственной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с законом Краснодарского края от 12.07.2012 года №-КЗ.
В соответствии со ст.236 ГК РФ гражданин может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Подача ответчиками заявлений о включении их и членов их семей семьи в список граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки, является действием, определенно свидетельствующим об устранении их как собственников, обязанных на основании ст. 32 ЖК РФ осуществить снос или реконструкцию жилого помещения, от владения, пользования и распоряжения квартирами без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Судом установлено, что ответчикам и членам их семей Министерством гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края предоставлены меры государственной поддержки в денежной форме исходя из количества членов семей. Указанные средства были перечислены на счёт продавцов жилого помещения, после чего ответчиками и членами их семей в общую долевую собственность были приобретены новые жилые помещения.
Факт приобретения новых жилых помещений за счет предоставленных мер государственной поддержки подтверждается ответом Министерства ГО и ЧС Краснодарского края от 25.02.2016г. № (л.д.___) и ответчиками не оспаривается.
При указанных обстоятельствах право собственности ответчиков на <адрес> по адресу: <адрес>, признанную непригодной для проживания, подлежит прекращению.
Кроме того, исходя из п.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при гибели или уничтожении имущества.
На основании решения Крымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по <адрес> включен в постановление администрации Крымского городского поселения № 571 от 20.05.2013 года «О внесении дополнений в постановление администрации Крымского городского поселения Крымского района от 20.07.2012 года № 646 «О признании жилых помещений, расположенных на территории Крымского городского поселения Крымского района, непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 6-ДД.ММ.ГГГГ на территории Крымского городского поселения Крымского района» на основании решения Крымского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, то есть расположенные в нем жилые квартиры как жилые помещения были уничтожены.
В связи с этим право собственности на данный объект недвижимости (<адрес>) как на жилое помещение подлежит прекращению.
При указанных обстоятельствах исковые требования администрации Крымского городского поселения Крымского района о прекращении права собственности подлежат удовлетворению.
В связи с удовлетворением исковых требований в части прекращения права собственности, указанное решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения Филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по г.Крымску и Крымскому району.
Рассматривая исковые требования Администрации Крымского городского поселения к ответчикам о сносе ими многоквартирного дома, суд считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В отличие от индивидуальных жилых домов, в отношении которых собственники несут бремя их содержания, в т.ч и обязаны осуществить снос в случае приведения жилого помещения в непригодное в результате чрезвычайной ситуации состояние, к многоквартирным домам ЖК РФ предусмотрен специальный порядок, по которому снос многоквартирного жилого дома, в случае, если собственниками помещений в указанном доме снос не был осуществлен, осуществляется органом местного самоуправления.
Так, частью 10 ст.32 ЖК РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи.
Данная норма применяется не только к случаям выплаты собственникам равноценной компенсации за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение, но и по аналогии закона в соответствии с ч.1 ст.7 ЖК РФ подлежит применению к ситуации, когда собственники жилых помещений взамен признанного непригодным жилого помещения получали меру государственной поддержки.
Исходя из изложенного, обязанность сноса многоквартирного дома в соответствии с ч.10 ст.32 ЖК РФ лежит именно на органе местного самоуправления. При этом наличие данной обязанности также следует и из п.8 ч.1 ст.14 закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которого к вопросам местного значения городского поселения относится ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
При указанных обстоятельствах требование Администрации Крымского городского поселения Крымского района о сносе многоквартирного дома собственниками жилого помещения, расположенного в нем, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Также данное требование не подлежит удовлетворению, т.к может угрожать жизни и здоровью собственников многоквартирного дома или других людей, поскольку решение суда об обязании снести многоквартирный дом собственники могут исполнять и лично своими силами, что может быть небезопасным, в связи с чем является недопустимым.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход муниципалитета (пропорционально долям в праве собственности).
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░15, ░░░░░░░░ ░░░16 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░3 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░2, ░░░3 ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░. 61.1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 75 (░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░3 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░. 61.1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 225 (░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░