Судья- Зорина О.В.
Дело № 33 – 1587
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Ворониной Е.И.
и судей Казанцевой Е.С., Заривчацкой Т.А.
при секретаре Овчинниковой Ю.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 06 февраля 2019 года дело по апелляционной жалобе МБОУ «Копчиковская начальная школа-детский сад» на решение Кунгурского городского суда Пермского края (ПСП в с.Березовка) от 29 ноября 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Берёзовского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Копчиковская начальная школа-детский сад», МКУ «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства удовлетворить.
Возложить на МБОУ «Копчиковская начальная школа-детский сад» обязанность произвести перерасчет заработной платы и выплатить недостающую разницу по должностям: музыкальный руководитель, уборщик помещений, водитель автобуса, бухгалтер, кладовщик, сторож, помощник воспитателя, прачка, кухонный работник, повар, дворник, слесарь-сантехник, воспитатель, логопед образовательного учреждения, полностью отработавшим за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы, заключенным 11.11.2016, во взаимосвязи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 №38-П с 07.12.2017 не ниже 11 788, 65 руб. (10251 руб. и уральский коэффициент 15%), с 24.02.2018 по 30.04.2018 не ниже 12 424, 60 руб. (10804 руб. и уральский коэффициент 15%).
Возложить на Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» обязанность по финансированию образовательного учреждения для осуществления выплат работникам в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы, заключенным 11.11.2016, во взаимосвязи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 №38-П с 07.12.2017 не ниже 11 788, 65 руб. (10251 руб. и уральский коэффициент 15%), с 24.02.2018 по 30.04.2018 не ниже 12424, 60 руб. (10804 руб. и уральский коэффициент 15%).
Решение должно быть исполнено не позднее 30 июня 2019 года.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., объяснения представителей ответчиков Калимуллиной Р.А., Мезенцевой С.В., прокурора Пермской краевой прокуратуры Третьяковой О.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Березовского района обратился в суд с иском к МБОУ «Копчиковская начальная школа-детский сад» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и выплатить недостающую разницу по должностям: музыкальный руководитель, уборщик помещений, водитель автобуса, бухгалтер, кладовщик, сторож, помощник воспитателя, прачка, кухонный работник, повар, дворник, слесарь-сантехник, воспитатель, логопед образовательного учреждения, полностью отработавшим за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы, заключенным 11.11.2016, во взаимосвязи с постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П с 07.12.2017 не ниже 11 788,65 руб. (10 251,00 руб. и уральский коэффициент 15%), с 24.02.2018 по 30.04.2018 не ниже 12 424,60 руб. (10 804,00 руб. и уральский коэффициент 15%); к МКУ «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» по финансированию образовательного учреждения для осуществления выплат работникам в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы, заключенным 11.11.2016, во взаимосвязи с постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П с 07.12.2017 не ниже 11 788,65 руб. (10 251,00 руб. и уральский коэффициент 15%), с 24.02.2018 не ниже 12 424,60 руб. (10 804,00 руб. и уральский коэффициент 15%).
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика - МБОУ «Копчиковская начальная школа-детский сад» в судебном заседании исковые требования признала.
Представитель МКУ «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» представил отзыв на исковое заявление, согласно которому расчет заработной платы производился правильно.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого ставится вопрос в апелляционной жалобе МБОУ «Копчиковская начальная школа-детский сад». Со ссылкой на п.3 Соглашения о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы, постановления Правительства Пермского края от 20.01.2017 года № 22-п, от 07.02.2018 №51-п, Федеральный закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» приведены доводы о том, что ответчиком заработная плата исчисляется исходя из требований указанного Федерального закона, применяется к установленной данным законом, районный коэффициент, таким образом, в спорный период времени заработная плата работников учреждения составила не ниже размера минимальной заработной платы в Пермском крае, установленной Соглашением, приведены доводы о верном начислении ответчиком заработной платы работникам учреждения.
В деле представлены письменные возражения прокурора Березовского района Пермского края по доводам апелляционной жалобы, в которых указывается на их несостоятельность.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей ответчиков – Калимуллиной Р.А., Мезенцевой С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Третьяковой О.В., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене либо изменению решения суда.
При этом решение суда в соответствии со ст.327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы истца.
Согласно положениям ст. ст. 21, 22 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ч. 1, 2, 5 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы N от 11.11.2016 размер минимальной заработной платы в Пермском крае установлен на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 20.01.2017 № 22-п ««Об установлении величины прожиточного минимума за IV квартал 2016 года» величина прожиточного минимума в среднем по Пермскому краю для трудоспособного населения составляет - 10251 руб., постановлением Правительства Пермского края от 07.02.2018 № 51-п «Об установлении величины прожиточного минимума за IV квартал 2017 года» величина прожиточного минимума в среднем по Пермскому краю для трудоспособного населения установлена в размере 10804 руб.
В ходе разрешения заявленных исковых требований судом было установлено, что заработная плата по должностям музыкальный руководитель, уборщик помещений, водитель автобуса, бухгалтер, кладовщик, сторож, помощник воспитателя, прачка, кухонный работник, повар, дворник, слесарь-сантехник, воспитатель, логопед в МБОУ «Копчиковская начальная школа-детский сад» заработная плата которых ниже МРОТ, с 07.12.2017 по 31.12.2018 начислялась в следующем порядке: МРОТ 7800+уральский коэффициент +доплата до прожиточного минимума, то есть до 10251 руб.; с 01.01.2018 года по 30.04.2018 заработная плата начислялась в следующем порядке: МРОТ 9489+уральский коэффициент +доплата до прожиточного минимума, то есть до 10912,35 руб. (л.д. 17).
Удовлетворяя исковые требования прокурора и возлагая на ответчика обязанность по перерасчету и выплате заработной платы вышеуказанным работникам учреждения с 07.12.2017 не ниже 11 788, 65 руб. (10251 руб. и уральский коэффициент 15%), с 24.02.2018 по 30.04.2018 не ниже 12 424, 60 руб. (10804 руб. и уральский коэффициент 15%), суд обоснованно отклонил доводы ответчиков о том, что районный коэффициент входит в состав заработной платы, которая в совокупности с этим коэффициентом должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, как ошибочные.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда, поскольку данные выводы основаны на правильном применении и толковании норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам, которые в апелляционной жалобе ответчика не оспариваются.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
Между тем частью 2 ст.146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со ст.148 этого же Кодекса порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса РФ и иных нормативных актов в их взаимосвязи следует, что законодатель возлагает на работодателей как обязанность оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, так и оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов.
Повышение оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями является реализацией вытекающих из положений статей 19 и 37 Конституции Российской Федерации, а также закрепленных в статьях 2 и 22 ТК РФ принципов равенства прав работников и запрета дискриминации, включающих право на равную оплату за труд равной ценности.
По смыслу приведенных норм права в их системном толковании повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ в связи с жалобами граждан Г., О.Л. Дейдей, К. и И.Я. Кураш" признаны взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
С учетом изложенного вывод суда о том, что районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда, в том числе установленный в субъекте Российской Федерации, должен выплачиваться с учетом районного коэффициента является обоснованным, что согласуется с суждениями Конституционного Суда РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право работников, осуществляющих трудовую деятельность в особых климатических условиях, не может считаться нарушенным в тех случаях, когда размер их заработной платы с учетом включения в ее состав районного коэффициента составляет не менее минимального размера оплаты труда, установленной в субъекте, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права и противорчат позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая оценка. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кунгурского городского суда Пермского края (ПСП в с.Березовка) от 29 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МБОУ «Копчиковская начальная школа-детский сад» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: