Решение по делу № 33-8338/2023 от 17.04.2023

Судья Димитриева Н.В.                      УИД 16RS0044-01-2023-000007-77

                                                                               Дело № 2-240/2023

                                                                                      Дело № 33-8338/2023

                                                                                      Учет № 094г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 мая 2023 года            город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Сахиповой Г.А.,

судей Мелихова А.В., Муртазина А.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи                     Гафуровой Ю.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 2 марта 2023 года, которым отказано в удовлетворении иска ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» к Устюжиной Н.И. о взыскании ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возврате от 3 до 7 лет включительно за период с 12 августа 2021 года по 11 августа 2022 года в размере 109286,24 руб.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

                                            УСТАНОВИЛА:

ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» обратилось в суд с иском к Устюжиной Н.И. о взыскании полученной ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возврате от 3 до 7 лет включительно за период с 12 августа 2021 года по 11 августа 2022 года в размере 109286,24 руб.

В обоснование требований указано, что по предоставленному заявлению Устюжиной Н.И. назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возврате от 3 до 7 лет включительно на ребенка ФИО1, <дата> года рождения, на периоды с 12 августа 2021 года по 11 августа 2022 года и с 12 августа 2022 года по 11 августа 2023 года. 12 августа 2021 года Устюжина Н.И. через Единый портал государственных и муниципальных услуг подала заявление на назначение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возврате от 3 до 7 лет. 8 сентября 2021 года отделением .... РЦМП в <адрес> вынесено решение о предоставлении мер социальной поддержки Устюжиной Н.И. на период с 12 августа 2021 года по 11 августа 2022 года. 12 августа 2022 года Устюжина Н.И. повторно подала заявление на назначение ежемесячной денежной выплаты на ребенка. 16 сентября 2022 года отделением .... РЦМП в <адрес> вынесено решение о предоставлении мер социальной поддержки на период с 12 августа 2022 года по 11 августа 2023 года. В сентябре 2022 года при рассмотрении заявления Устюжиной Н.И. установлено, что ее супруг является сотрудником УФСИН. Для корректного расчета среднедушевого дохода семьи ответчика были пересчитаны доходы ее супруга. Среднедушевой доход за расчетный период составил 10259,43 руб., что превысило величину прожиточного минимума на душу населения в Республике Татарстан на дату обращения (9995 руб.), следовательно, ежемесячная денежная выплата на ребенка ФИО1 не должна была быть предоставлена в связи с превышением прожиточного минимума на душу населения в Республике Татарстан. Устюжина Н.И. при подаче заявления на назначение мер социальной поддержки не представила справку о доходах супруга и незаконно получила ежемесячную денежную выплату на ребенка в размере 109286,24 руб., которая подлежит взысканию.

В судебном заседании представитель истца ГБУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» Гришанова О.А. поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Устюжина Н.И. и ее представитель с иском не согласились, просили в удовлетворении требований отказать. Устюжина Н.И. пояснила, что ей не было известно с учетом различных социальных выплат, превышает ли доход их семьи прожиточный минимум, после подачи заявления через Единый портал государственных и муниципальных услуг она лично пришла в учреждение без записи на прием, не стала брать талон, просто донесла справку о доходах супруга, после чего было принято положительное решение по ее обращению.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В апелляционной жалобе ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая на ненадлежащую оценку судом обстоятельств по делу и неправильное применение норм материального права, регулирующего спорные правоотношения. В сентябре 2022 года при рассмотрении заявления Устюжиной Н.И. установлено, что супруг Устюжиной Н.И. является сотрудником УФСИН. Для корректного расчета среднедушевого дохода семьи по заявлению Устюжиной Н.И. были пересчитаны доходы ее супруга. Среднедушевой доход за расчетный период составил 10259,43 руб., что превысило величину прожиточного минимума на душу населения в Республике Татарстан на дату обращения (9995 руб.), соответственно, ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на ребенка ФИО1, <дата> года рождения, не должна была быть предоставлена в связи с превышением прожиточного минимума на душу населения в Республике Татарстан. Таким образом, Устюжина Н.И., при подачи заявления на назначение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, на ребенка ФИО1, <дата> года рождения, не предоставила справку о доходах супруга и незаконно получила ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно за периоды с 12.08.2021г. по 11.08.2022г. и с 12.08.2022г. по 11.08.2023г. в размере 109 286,24 рублей. Согласно п.2,1 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - Порядок), одновременно с заявлением заявителем представляется копия документа о размере доходов, предусмотренных абзацами вторым (в случае если получатель или члены его семьи являются (являлись) сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации). Поэтому ответчик обязана была представить справку о доходах своего супруга.

В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

От Устюжиной Н.И. поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовая форма заявления о назначении ежемесячной выплаты утверждены Постановлением Правительства РФ                от 31 марта 2020 года № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».

Согласно пункту 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной выплаты, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.

Пунктом 2 Основных требований установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Пунктами 3 и 4 Основных требований предусмотрено, что право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации, такое право имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации.

В пункте 9 Основных требований указано на необходимость обращения одного из родителей с соответствующим заявлением установленной формы для получения выплат.

Согласно пункту 16 Основных требований решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

В соответствии с пунктом 5 названного Постановления Правительства Российской Федерации ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 года, до достижения ребенком возраста 8 лет.

Согласно пункту 9 Постановления выплата осуществляется в заявительном порядке.

Пунктом 2.1 Постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 10 апреля 2020 № 267 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» (вместе с «Порядком и условиями предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно») предусмотрено, что для назначения ежемесячной выплаты получатель, законный представитель получателя или лицо, уполномоченное им на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - заявители), представляют в отделение государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» по месту жительства заявление о назначении ежемесячной выплаты (далее - заявление) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».

Пунктом 2.3 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно предусмотрено, что Отделение Центра получает на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия, из уполномоченных органов и (или) организаций следующие сведения, необходимые для принятия решения о назначении (перерасчете) ежемесячной выплаты: о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора; о доходах военнослужащих, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации;

Пунктом 2.6 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно предусмотрены основания для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты, в том числе наличие у получателя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленную на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), открытых в кредитных организациях.

Из материалов дела следует, что Устюжина Н.И. является матерью несовершеннолетней ФИО1, <дата> года рождения (свидетельство о рождении IV...., выдано Отделом ЗАГС исполнительного комитета <адрес> <дата>).

12 августа 2021 года Устюжина Н.И. через Единый портал государственных и муниципальных услуг подала заявление на назначение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возврате от 3 до 7 лет на ребенка ФИО1

8 сентября 2021 года отделением .... РЦМП в <адрес> вынесено решение о предоставлении мер социальной поддержки Устюжиной Н.И. в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лети включительно на ребенка ФИО1 на период с 12 августа 2021 года по 11 августа 2022 года.

12 августа 2022 года Устюжина Н.И. через Единый портал государственных и муниципальных услуг повторно подала заявление на назначение ежемесячной денежной выплаты на ребенка.

16 сентября 2022 года отделением .... РЦМП в <адрес> вынесено решение о предоставлении мер социальной поддержки Устюжиной Н.И. в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лети включительно на ребенка ФИО1 на период с 12 августа 2022 года по 11 августа 2023 года.

По сведениям истца в сентябре 2022 года при рассмотрении заявления Устюжиной Н.И. установлено, что ее супруг ФИО8 является сотрудником ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан.

Для корректного расчета среднедушевого дохода семьи ответчика были пересчитаны доходы ее супруга. Среднедушевой доход по заявлению                    от <дата> за расчетный период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года составил 10259,43 руб., что превысило величину прожиточного минимума на душу населения в Республике Татарстан на дату обращения (9995 руб.), в связи с чем ежемесячная денежная выплата на ребенка ФИО1 не должна была быть предоставлена в связи с превышением прожиточного минимума на душу населения в Республике Татарстан.

14 декабря 2022 года истцом в адрес ответчика направлено уведомление об оплате задолженности в размере 109286,24 руб., однако полученная сумма не возращена, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом городского суда, как соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к тому, что ответчик обязана была представить справку о доходах своего супруга, который работал в УФСИН, и которая не могла быть запрошена истцом в рамках межведомственного взаимодействия, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При этом следует исходить из того, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Ответчик Устюжина Н.И. как мать ребенка, находящегося в возрасте от 3 до 7 лет, имела право на обращение в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, предоставила сведения о своей семье согласно типовой форме, при обращении в уполномоченный орган с заявлением на Устюжиной Н.И. лежала именно обязанность предоставить сведения согласно типовой форме, а на Учреждении проверить данные сведения, а также запросить в уполномоченных органах сведения и документы, необходимые для назначения ежемесячной денежной выплаты, запросить недостающую информацию, в том числе сведения о доходах каждого члена семьи.

Согласно заявлению Устюжиной Н.И. о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно оно содержит информацию о заявителе, ее супруге и детях.

Данное заявление заполнено согласно типовой форме, при этом доказательств, подтверждающих, что оно содержит какие-либо недостоверные, заведомо ложные сведения, в материалы дела не представлено. Каких-либо неправомерных действий со стороны ответчика не установлено.

Судебная коллегия критически относится к доводам истца о том, что истица не представила справку о доходах с места службы своего супруга – сотрудника УФСИН РФ по РТ.

Устюжина Н.И. пояснила в суде первой инстанции, что она лично пришла в учреждение без записи на прием, не стала брать талон, просто донесла справку о доходах супруга, после чего было принято положительное решение по ее обращению. Ее доводы подтверждаются справкой УФСИН РФ по РТ от <дата> о том, что были выданы справки о доходах ФИО8 (2-НДФЛ) <дата> (2 штуки), <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> (л.д.77). Дата выдачи справки 2-НДФЛ - 31.07.2021_ предшествует дате подачи заявления ответчиком - 12.08.2021.

В то время как сторона истца так и не смогла пояснить, как в отсутствие справки о доходах супруга – сотрудника УФСИН РФ по РТ, было принято решение о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.

Судом первой инстанции было установлено, что причиной назначения выплаты явилось то, что согласно поступившим ответам на основании межведомственных запросов справка о доходе ФИО8 содержала сведения за 12 месяцев расчетного периода с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года, при этом был указан размер заработной платы за первые 9 месяцев, а за последние 3 месяца - первый квартал 2021 года согласно полученным сведениям доход составил 0 руб., что не соответствовало действительности.

Согласно ответу Межрайонной ИФНС России .... по <адрес> от <дата> согласно налоговому законодательству срок предоставления налогоплательщиками сведений по форме 2-НДФЛ за 2021 год – не позднее 1 марта 2022 года, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан предоставило справку по форме 2-НДФЛ за 2021 года на              ФИО8 <дата>.

Следовательно, на момент получения учреждением ответа на межведомственный запрос о размере заработной платы ФИО8 от налогового органа последний сведениями за 1 квартал 2021 года не располагал.

Учитывая, что обстоятельств, подтверждающих факт представления Устюжиной Н.И. заведомо недостоверных сведений либо сокрытия сведений, иного злого умысла с целью незаконного получения мер социальной поддержки, либо наличие счетной ошибки, не установлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для принудительного взыскания выплаченных ответчику денежных средств на содержание ребенка от 3 до 7 лет в размере 109286,24 руб.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.

Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.

Таким образом, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан                    от 2 марта 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме                             6 июня 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-8338/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ГКУЗ «Республиканский центр материальной помощи
Ответчики
Устюжина Надежда Ивановна
Другие
Шишкина Елизавета Михайловна
Гришанова Оксана Анатольевна
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
17.04.2023Передача дела судье
29.05.2023Судебное заседание
14.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2023Передано в экспедицию
29.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее