Дело 2 - 1731\12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2012 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в составе :
председательствующей судьи Красильниковой С.А.
при секретаре Тухфетулловой И.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора г. Новочебоксарска Кузнецовой Н.А.
представителя истицы Падюковой Л.В.
представителя ответчика Костюнина А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А.Л.И. о признании решения отдела социальной защиты населения города Новочебоксарск Казенного учреждения « Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашии об отказе в назначении ежемесячной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 и статьи 41 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» незаконным, об обязании отдел социальной защиты населения города Новочебоксарск Казенного учреждения «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашии назначить ежемесячную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 статьи 14 и статьи 41 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ
У С Т А Н О В И Л :
А.Ю.Б. в 1986 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ДД.ММ.ГГГГ он умер.
Его супруга А.Л.И. после смерти супруга ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Отдел социальной защиты населения г. Новочебоксарска Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики по вопросу назначения как вдове умершего чернобыльца ежемесячных компенсаций в соответствии Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Получив отказ на свое обращения она обратилась с иском в Новочебоксарский городской суд о признании данного отказа Отдела социальной защиты населения незаконным, об обязании назначения ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14, а также статьи 41 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ссылаясь на то обстоятельство, что в соответствии с действующим законодательством о чернобыльцах ей положены данные выплаты.
В последующем истица в соответствии со статьей 39 ГПК РФ уточнила свои требования и ее требования, поданные в суд ДД.ММ.ГГГГ были изложены в следующей редакции, истица просила суд признать решение отдела социальной защиты населения города Новочебоксарск Казенного учреждения « Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашии об отказе в назначении ежемесячной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 и статьи 41 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» незаконным, обязать отдел социальной защиты населения города Новочебоксарск Казенного учреждения «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашии назначить ежемесячную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 статьи 14 и статьи 41 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ.
Истица в суд не явилась, о дне и времени судебного процесса была извещена надлежащим образом.
Представитель истицы исковые требования в судебном заседании поддержала по тем же мотивам, изложенным в исковом заявлении и вновь привела их суду.
Представитель Отдела социальной защиты населения г. Новочебоксарска Казенного учреждения «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в суде иск не признал, ссылаясь на свои письменные возражения.
Представители третьих лиц Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Управления Федерального казначейства РФ по Чувашской Республике, ООО « УК «Новэк» в суд не явились, о времени судебного процесса были извещены надлежащим образом.
Суд выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, пришел к следующему.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту.
Статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Из статей 1,2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2,19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.
Закон РФ « О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года согласно Постановления Верховного совета РФ № 1223-1 от 27 декабря 1991 года направлен на защиту прав и интересов, в том числе граждан РФ, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварии ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
Меры социальной защиты граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы и членам их семей устанавливаются Законом РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Часть 2 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" устанавливает, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части 1 статьи 14 данного Закона и пунктом 1 части 1 настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей (статья 7), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39, часть 1), и относит установление пенсий, пособий и других видов социального обеспечения к полномочиям законодателя (статья 39, часть 2).
Предоставление права на получение выплат в случае смерти лица, являвшегося участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС предусмотрено статьей 41 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и обусловлено необходимостью поддержания стабильности их имущественного положения как лиц, получавших существенную материальную поддержку от умершего и объективно, в силу нетрудоспособности, не могущих компенсировать ее потерю за счет собственных ресурсов. Это в полной мере соответствует вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости, равенства, на основе которых должно реализовываться право на социальное обеспечение и осуществляться социальное обеспечение в целом.
Меры социальной поддержки семей, потерявших кормильца из числа граждан, умерших вследствие заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, включают денежные компенсации:
- ежемесячную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ( пункт 3 статьи 14 Закона),
- ежемесячную компенсацию возмещение вреда в связи с потерей кормильца ( пункт 15 статьи 14 Закона)
- ежемесячную компенсацию возмещения вреда в связи с потерей кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ( часть 2 статьи 41 Закона)
- единовременную компенсацию семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы ( часть 4 статьи 39 Закона)
Судом установлено, что ежемесячная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истице была назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
Законодателем установлено, что право на получение ежемесячной компенсации за потерю кормильца - участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы имеет определенный круг лиц, к которым предъявлены следующие правовые требования. Во-первых, это должны быть члены семьи умершего, во-вторых, они должны быть нетрудоспособными и, в-третьих, состоять у него на иждивении.
Состав семьи определяется в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ.
А.Л.И. состояла в зарегистрированном браке с умершим А.Ю.Б. , что подтверждается копией свидетельства о регистрации брака.
Истица была прописана и проживала совместно по день смерти А.Ю.Б. по адресу <адрес>.
А.Ю.Б. являлся участником ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, ему предоставлялись соответствующие меры социальной поддержки, предусмотренные Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", причина смерти супруга истицы была посмертно связана с воздействием радиации при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
ДД.ММ.ГГГГ А.Л.И. обратилась с заявлением о назначении ежемесячных компенсации, предусмотренных для семей, потерявших кормильца из числа граждан, умерших вследствие заболеваний, возникших вследствие Чернобыльской катастрофы.
А.Л.И. , родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, достигшая к моменту смерти супруга возраста 59 лет, исходя из положений статьи 7 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» относится к категории нетрудоспособных.
Доход А.Л.И. состоял из пенсии по старости, согласно имеющейся справки доход истицы за 12 месяцев до даты смерти супруга ( ДД.ММ.ГГГГ) составил : <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, ежемесячный доход составлял - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Умерший А.Ю.Б. за юридически значимый период времени получил доход в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек ( пенсия и компенсационные выплаты), его ежемесячный доход составлял <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки.
При сопоставлении размера дохода А.Л.И. с получаемыми доходами умершего супруга следует, что предоставляемая А.Ю.Б. своей супруге помощь в виде части заработка, которая не могла превышать <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки ( из расчета <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки ( ежемесячный доход) : 2 ( количество членов семьи) меньше постоянного самостоятельного дохода истицы, который составлял <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Таким образом по мнению суда получаемая истицей помощь от мужа не могла являться для нее постоянным и основным источником средств к существованию, поскольку она имела свой самостоятельный и постоянный доход, который превышал размер возможного предоставляемого ей дохода.
Доводы представителя истицы в той части, что А.Ю.Б. как супруг до своей смерти направлял свои действия на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, содержание жилья, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости), данная помощь осуществлялась систематически в течение определенного периода времени перед смертью кормильца, т.е. эта помощь была не разовой (единовременной, от случая к случаю) по мнению суда не имеют правового значения, поскольку сами по себе не свидетельствуют о нахождении А.Л.И. на иждивении А.Ю.Б. .
Оценивая все предоставленные доказательства в совокупности, а также учитывая то, что других доказательств у сторон не имеется, стороны просят рассмотреть дело по имеющимся в деле материалам, суд проверив законность и обоснованность отказа отдела социальной защиты населения города Новочебоксарск Казенного учреждения « Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашии в назначении ежемесячной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 и статьи 41 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пришел к выводу, ответчик обоснованно отказал в назначении истице данных выплат и при таких обстоятельствах считает необходимым в иске А.Л.И. о признании решения отдела социальной защиты населения города Новочебоксарск Казенного учреждения « Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашии об отказе в назначении ежемесячной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 и статьи 41 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» незаконным, об обязании отдел социальной защиты населения города Новочебоксарск Казенного учреждения «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашии назначить ежемесячную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 статьи 14 и статьи 41 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Руководствуясь ст. 198 - ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске А.Л.И. о признании решения отдела социальной защиты населения города Новочебоксарск Казенного учреждения « Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашии об отказе в назначении ежемесячной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 и статьи 41 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» незаконным, об обязании отдел социальной защиты населения города Новочебоксарск Казенного учреждения «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашии назначить ежемесячную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 статьи 14 и статьи 41 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 18 декабря 2012 года
Судья : С.А. Красильникова