Решение по делу № 2-432/2024 от 02.07.2024

УИД 16RS0001-01-2024-000536-09

дело № 2-432/2024

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

06 августа 2024 года Агрызский районный суд РТ в составе:

председательствующего судьи Галявиевой А.Ф.,

с участием заместителя прокурора Агрызского района РТ Полякова А.В., при секретаре Морозовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казанского межрайонного природоохранного прокурора к Исполнительному комитету Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ о возложении обязанности по обеспечению безопасности ГТС,

установил:

Прокурор обратился в суд с заявлением в приведенной формулировке, указав, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) в деятельности Исполнительного комитета Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ, установлено следующее:

На территории Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан расположено ГТС, собственником которого является муниципальное образование (кадастровый , свидетельство о государственной регистрации права от 16.04.2015), обследование которого проведено 02.11.2018.

Периодичность регулярного обследования гидротехнического сооружения - не реже одного раза в 5 лет.

Однако органом местного самоуправления поселения данные регулярного обследования гидротехнического сооружения не обновлены.

В соответствии с абз. 19 ст. 9 Закона № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 20 Закона № 117-ФЗ должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, 4 несут ответственность в соответствии с законодательством.

Между тем, Исполнительным комитетом Кадыбашского сельского поселения не обеспечено проведение аттестации работников по вопросам безопасности ГТС (пункт 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2023 № 13; абзац 18 статьи 9 Закона № 117-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 47 Устава Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан от 31.05.2023 № 30-1, Исполнительный комитет в области управления муниципальной собственности, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории Поселения: управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности Поселения, решает вопросы по созданию, приобретению, использованию, распоряжению и аренде объектов муниципальной собственности.

На основании выявленных нарушений действующего законодательства 14.05.2024 природоохранной прокуратурой в адрес Исполнительного комитета внесено представление об устранении нарушений закона.

Однако указанное в акте прокурорского реагирования требование о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений до настоящего времени органом местного самоуправления поселения не исполнено.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами прокурор просил обязать Исполнительный комитет Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан в срок до 01.08.2025 обеспечить безопасность гидротехнического сооружения (кадастровый ), а именно в установленном законодательством Российской Федерации порядке: обеспечить проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений; провести регулярное обследование ГТС.

Заместитель прокурора Агрызского района РТ Поляков А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика – руководитель ИК Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ Закиров Х.Л. в судебное заседание не явился, в заявлении исковые требования признал в полном объеме, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель третьего лица Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Бакин П.А. в судебное заседание не явился, в заявлении просила рассмотреть дело без его участия, завяленные требования прокурора поддержал.

Выслушав мнение прокурора, изучив представленные суду документы, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на территории Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан расположено ГТС, собственником которого является муниципальное образование (кадастровый , свидетельство о государственной регистрации права от 16.04.2015), обследование которого проведено 02.11.2018.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ) собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

В соответствии с п. 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Положение), декларация безопасности представляется декларантом в орган государственного надзора не реже одного раза в 5 лет со дня ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию. Процедуре декларирования предшествует проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения (п. 6 Положения).

Проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения также является обязанностью собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организаций (ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).

С учетом взаимосвязанного толкования вышеуказанных требований законодательства, периодичность регулярного обследования гидротехнического сооружения - не реже одного раза в 5 лет.

Однако органом местного самоуправления поселения вопреки вышеуказанным нормам законодательства Российской Федерации данные регулярного обследования гидротехнического сооружения не обновлены.

В соответствии с абз. 19 ст. 9 Закона № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 20 Закона № 117-ФЗ должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Между тем, Исполнительным комитетом Кадыбашского сельского поселения не обеспечено проведение аттестации работников по вопросам безопасности ГТС (пункт 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2023 № 13; абзац 18 статьи 9 Закона № 117-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 47 Устава Кадыбашского сельского 4- поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан от 31.05.2023 № 30-1, Исполнительный комитет в области управления муниципальной собственности, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории Поселения: управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности Поселения, решает вопросы по созданию, приобретению, использованию, распоряжению и аренде объектов муниципальной собственности.

На основании выявленных нарушений действующего законодательства 14.05.2024 природоохранной прокуратурой в адрес Исполнительного комитета внесено представление об устранении нарушений закона.

Однако указанное в акте прокурорского реагирования требование о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений до настоящего времени органом местного самоуправления поселения не исполнено.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О безопасности ГТС» обеспечение безопасности ГТС осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС; представление деклараций безопасности; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности     ГТС; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Неисполнение требований законодательства при обеспечении безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, ущемляет права неопределенного круга лиц, пребывающих на территории Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Исходя из изложенного и учитывая, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и доказанными, суд считает данные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Казанского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Исполнительный комитет Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан в срок до 01.08.2025 обеспечить безопасность гидротехнического сооружения (кадастровый ), а именно в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

- обеспечить проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений;

- провести регулярное обследование ГТС.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Агрызский районный суд РТ.

Судья                                Галявиева А.Ф.

Мотивированное решение составлено 06 августа 2024 года

2-432/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Казанский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Исполнительный комитет Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ
Другие
Приволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Суд
Агрызский районный суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
agryzsky.tat.sudrf.ru
02.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2024Передача материалов судье
02.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2024Судебное заседание
06.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2024Дело оформлено
09.09.2024Дело передано в архив
06.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее