Решение по делу № 2-3805/2024 от 20.05.2024

Дело

22RS0068-01-2023-009886-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2024 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Неустроевой С.А.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г. Барнаула в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Министерству спорта Алтайского края о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Индустриального района г. Барнаула обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ФИО1, в котором просит признать незаконным бездействие Министерства спорта Алтайского края по созданию и обеспечению деятельности физкультурно-оздоровительного комплекса по ...., взыскать с Министерства спорта Алтайского края в пользу несовершеннолетнего ФИО1 3 500 руб. в качестве возмещения причиненных убытков от платного занятия спортом, 1000 руб. в качестве морального вреда за неисполнение социальных обязательств по обеспечению доступа к бесплатным занятиям спортом.

В обоснование требований указано, прокуратурой Индустриального района г. Барнаула производится надзорное сопровождение национального проекта «Демография» по строительству объекта спорта на территории района.

В соответствии с паспортом регионального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятия физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышения уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва» национального проекта «Демография» с ДД.ММ.ГГГГ года на территории Индустриального района ведется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по .....

Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по адресу: .... осуществляется на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством спорта Алтайского края и ООО «ИНОСИБ».

Срок ввода объекта в эксплуатацию, предусмотренный концессионным соглашением, истек в ДД.ММ.ГГГГ, строительство объекта не завершено.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством спорта Алтайского края заключено дополнительное соглашение с Минспорта РФ о переносе срока ввода объекта в эксплуатацию на ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, заключение дополнительного соглашения с федеральными органами власти не свидетельствуют о принятии ответственными должностными лицами исчерпывающего комплекса мер с целью пресечения нарушения прав граждан.

Спортивный объект до настоящего времени в эксплуатацию не сдан, результаты регионального проекта «Спорт-норма жизни» национального проекта «Демография», не достигнуты.

Государство в лице Министерства спорта Российской Федерации исполнило социальные обязательства – выделило денежные средства на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по .....

Однако, Министерство спорта Алтайского края обязанность по строительству и вводу в эксплуатацию физкультурно-оздоровительного комплекса в установленный срок не исполнило, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО1 на бесплатное посещение указанного физкультурного объекта, а также необходимость оплачивать посещения АНО ДЮСШ «Темп» для занятия спортом.

Оплата родителями ФИО1 занятий физической культуре в размере 3 500 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является убытками.

Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по строительству и сдаче физкультурно-оздоровительного комплекса состоит в причинно-следственной связи с возникшими у законного представителя несовершеннолетнего убытками в виде оплаты услуг, оказываемых в АНО ДЮСШ «Темп» для занятия спортом.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Барнаула ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям.

Представитель ответчика в судебном заседании против требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица АНО ДЮСШ «ТЕМП» в судебном заседании исковые требования оставил на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность.

В рамках исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.", реализации национального проекта "Демография" утвержден Паспорт регионального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятия физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышения уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва» (далее – Спорт – норма жизни»).

В рамках исполнения федеральной программы при реализации национального проекта "Демография" между Министерством спорта Российской Федерации и Министерством спорта Алтайского края заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п.1.1 Соглашения, предметом договорных обязательств является организация взаимодействия Министерства спорта Российской Федерации и Министерства при реализации регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в Алтайском крае и (или) муниципальных образованиях, расположенных на территории Алтайского края.

Согласно п.3.1 Соглашения, договорные обязательства вступают в силу с момента подписания Соглашения и действуют до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с паспортом регионального проекта «Спорт-норма жизни» с ДД.ММ.ГГГГ на территории Индустриального района г. Барнаула ведется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по .....

В целях реализации Регионального проекта «Спорт-норма жизни», между Министерством спорта Алтайского края и ООО «ИНОСИБ», ДД.ММ.ГГГГ заключено концессионное соглашение о строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: .....

Согласно п.1 концессионного соглашения ООО «ИНОСИБ» обязуется за счет бюджетных, собственных, заемных, и привлеченных средств создать физкультурно-оздоровительный комплекс. Срок создания объекта соглашения составляет 12 месяцев с даты выдачи концессионеру разрешения на строительство, 2 месяца предусмотрено на ввод объекта в эксплуатацию.

Срок ввода объекта в эксплуатацию, предусмотренный концессионным соглашением истек в феврале 2023 года, строительство объекта не завершено.

На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного Правительством Алтайского края с Министерством спорта Российской Федерации, срок ввода спортивного комплекса в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство спорта Российской Федерации и Правительство Алтайского края заключено дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета от ДД.ММ.ГГГГ , которым срок ввода объекта в эксплуатацию установлен ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством спорта Российской Федерации и Министерством спорта Алтайского края заключено дополнительное соглашение к Соглашению, которым срок ввода в эксплуатацию вышеуказанного физкультурно-оздоровительного комплекса перенесен на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации, предоставленной Министерством спорта Алтайского края, концессионное соглашение, заключенное с ООО «ИНОСИБ» расторгнуто ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п.1 ст.3 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» одним из принципов законодательства о физической культуре и спорта является обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения.

Согласно ч.7 ст.2 ФЗ «О физической культуре и спорте Российской Федерации», объект спорта – объект недвижимого имущества или единый недвижимый комплекс, предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивное сооружение, являющееся объектом недвижимого имущества.

Согласно пп.2.2.3 Указа Губернатора Алтайского края от 06.12.2018 №193 «Об утверждении Положения о Министерстве спорта Алтайского края», Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя подведомственных учреждений, создаваемых для выполнения работ, оказания государственных услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Алтайского края полномочий в сфере физической культуры и спорта, осуществление ведомственного контроля за деятельностью подведомственных краевых государственных учреждений, организаций.

На территории города Барнаула Алтайского края, Министерством создано 18 подведомственных учреждений: КГБУ ДО «СШОР по хоккею «Алтай», КГБУ ДО «СШОР по футболу А. Смертина», КГБУ ДО «СШОР «Клевченя», КГБУ ДО «СШОР по плаванию «Обь», КГБУ ДО «СШ по гребле на байдарках и каноэ им. К. Костенко», КГБУ ДО «СШОР «Горные лыжи», КГБУ ДО «СШОР по волейболу «Заря Алтая», КГБУ ДО «СШОР по хоккею на траве «Юность Алтая», КГБУ ДО «СШОР по боксу «Алтайский ринг», КГБПОУ АУОР, КАУ «Хоккейный клуб «Алтай», КГБУ ДО «СШ «Жемчужина Алтая», КАУ «ЦСП», КГБУ «Краевой шахматный клуб», КГБУ ДО «СШОР АлтайБаскет», КГБУ ДО»СШОР по тхэквондо «Олимпийские надежды», КГБУ ДО «КСШОР», КГБУ ДО «РЦПС по настольному теннису».

Данные подведомственные учреждения оказывают обучающимся образовательные услуги по различным видам спорта и физической культуре на безвозмездной основе. В соответствии с ч.4 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Согласно п.1 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", граждане и организации могут обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов в порядке административного, арбитражного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, в том числе ненормативных правовых актов (далее также - решение, решения), действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, иных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями (далее также - наделенные публичными полномочиями органы и лица), в результате которых, по их мнению, были нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы или созданы препятствия к осуществлению ими прав, свобод, законных интересов, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, они незаконно привлечены к ответственности (статья 46 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме (пункт 5 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).

Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2017 года N 18-П, доступность образования предполагает доступность не только экономическую (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям

Исходя из приведенного правового регулирования суд приходит к выводу, что Министерство спорта Алтайского края в пределах предоставленных ему законом полномочий и возложенных обязанностей самостоятельно принимает меры в сфере физической культуры и спорта, в частности по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов.

После ввода в эксплуатацию, в объекте спорта по .... может быть размещено уже действующее или вновь образованное подведомственное Министерству учреждение, оказывающие образовательные услуги по определенному виду спорта и физической культуре.

При таких данных у суда не имеется оснований полагать, что Министерство спорта Алтайского края с ДД.ММ.ГГГГ не принималось мер по организации мероприятий по реализации регионального проекта «Спорт-норма жизни», в частности по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса по адресу: ...., а увеличение срока сдачи объекта концессионного соглашения не повлияло на доступность занятий несовершеннолетним ФИО1 спортом и физической культурой в спортивной школе.

В рамках компетенции, Министерство реализовало предусмотренные законодательством Российской Федерации и Алтайского края полномочия в сфере физической культуры и спорта, учредив соответствующие подведомственные учреждения, в том числе, по виду спорта «Футбол», тем самым реализовав право несовершеннолетних лиц на образование, охрану здоровья, а также занятия спортом и физической культурой.

Разрешая требования о взыскании с ответчика в пользу несовершеннолетнего ФИО1 убытков в сумме 3 500 руб., компенсации морального вреда, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст.16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, прочиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

При этом на лицо, заявившее требование о взыскании убытков, возложена обязанность доказать: наступление вреда и его размер; неправомерность действий (бездействия) должностных лиц, наличие причинно-следственной связи между наступившим вредом и действиями должностных лиц.

Как следует из содержания искового заявления, ответчиком нарушено право несовершеннолетнего ФИО1 на бесплатное посещение физкультурного объекта по ...., в связи с чем у него появилась необходимость оплачивать посещения АНО ДЮСШ «Темп» для занятия спортом.

В счет оплаты услуг в АНО ДЮСШ ТЕМП», ФИО9 оплачено 3 500 руб. – ДД.ММ.ГГГГ, 2 692 руб. – ДД.ММ.ГГГГ, 4 038 руб. – ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пояснениям представителя третьего лица АНО «ДЮСШ «ТЕМП», данных в судебном заседании, несовершеннолетний ФИО1 занимается в АНО ДЮСШ «Темп» футболом с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время регулярно, он тренируется и участвует в соревнованиях, конфликтных ситуаций с тренером или командой нет. Территориально АНО «ДЮСШ ТЕМП» располагается ближе к дому несовершеннолетнего, чем строящийся объект на .....

Как следует из показаний свидетеля, директора КГБУ ДО «СШОР по футболу А. Смертина» ФИО6, обращений о зачислении несовершеннолетнего ФИО1 в их школу футбола не было, все дети у них занимаются на бесплатной основе.

Согласно пояснениям свидетеля ФИО7, их ребенок ФИО1 занимается футболом в ДЮСШ ТЕМП с ДД.ММ.ГГГГ регулярно, занятия платные. По слухам от родителей им стало известно, что на .... строится новый спортивный комплекс, в котором будет новая спортивная школа по футболу, и она будет бесплатной. Хотели бы заниматься в этом комплексе, потому что территориально от дома близко, на сегодняшний день просто хотели бы чтоб ребенок занимался футболом бесплатно. При этом в иные спортивные школы, такие как Полимер и школа Смертина они не обращались, поскольку они территориально от места жительства находятся далеко.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истцом не доказана совокупность условий, необходимых для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков, а именно: истцом не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии как бездействия Министерства спорта по Алтайскому краю, так и причинно-следственной связи с возникшими у несовершеннолетнего убытками, при том, что расходы по оплате занятий в ДЮСШ «ТЕМП» оплачены ФИО9, а не самим несовершеннолетним.

Расходы, понесенные ФИО9, не находятся в причинно-следственной связи с несвоевременной сдачей и вводом в эксплуатацию спортивного комплекса; оплата занятий несовершеннолетнего ФИО1 по футболу в АНО «ДЮСШ «ТЕМП» осуществляется на усмотрение его законного представителя ФИО9 и не направлена на восстановление прав несовершеннолетнего.

Поскольку истцом не представлено достаточных доказательств и судом не установлено причинения несовершеннолетнему ФИО1 убытков незаконным бездействием Министерства спорта Алтайского края, а также самого факта причинения истцу физических и нравственных страданий в результате неправомерных действий (бездействия) ответчика оснований для компенсации морального вреда у суда не имеется.

На основании изложенного, исковые требования суд оставляет без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.А. Неустроева

Мотивированное решение изготовлено 25.10.2024

    

2-3805/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
ЛИТВИНЕНКО ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА
Прокурор Индустриального района г.Барнаула
Ответчики
Министерство спорта АК
Другие
АНО « Детско-юношеская спортивная школа «ТЕМП»
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Неустроева Светлана Алексеевна
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
20.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2024Передача материалов судье
24.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.06.2024Предварительное судебное заседание
30.07.2024Судебное заседание
01.10.2024Судебное заседание
11.10.2024Судебное заседание
25.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2024Дело оформлено
11.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее