Решение по делу № 12-147/2024 от 27.03.2024

Дело № 12-147/2024

Р Е Ш Е Н И Е

26 апреля 2024 года                                                                       г. Пермь Пермского края

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Зайцева А.А.,

при секретаре судебного заседания Лимонове И.К.,

с участием лица привлекаемого к административной ответственности Дубоенко Т.А.,

помощника прокурора Дзержинского района г.Перми ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Дзержинского района г.Перми на постановление мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района Адрес от Дата , вынесенное в отношении заведующей МАДОУ «Детский суд «Легополис» г.Перми Дубоенко Т. А. по ч.2 ст.5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением прокурора Дзержинского района г.Перми от 25.12.2023 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении заведующей МАДОУ «Детский суд «Легополис» Адрес Дубоенко Т.А. по ч.2 ст. 5.57 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района г. Перми от Дата производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании ч.2 ст.5.57 КоАП РФ.

Дата прокурором Дзержинского района г. Перми принесен протест на постановление мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района г.Перми по делу об административном правонарушении от Дата. Считают, что отстранение несовершеннолетнего ребенка от образовательного процесса было незаконным, так как ограничило право ребенка на образование, поставив его получение в зависимости от наличия согласия родителей на медицинское вмешательство. Правовых оснований для прекращения (приостановления) образовательных отношений, отстранения от обучения по данному основанию не имелось. Считают, что в данном случае несовершеннолетней должно было быть представлено дистанционное обучение, что фактически стало осуществляться с января 2024 г. после прокурорской проверки. На основании изложенного просят постановление мирового судьи отменить.

Участвующий в деле помощник прокурора ФИО4 на доводах протеста настаивала, считает необходимым постановление мирового судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности Дубоенко Т.А. возражала против доводов, указанных в протесте, в обоснование чего представила письменные возражения.

    Законный представитель несовершеннолетней ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом по имеющемуся адресу.

    Проверив доводы представления, законность и обоснованность постановления мирового судьи, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья находит представление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 43 Конституции Российской Федерации предусматривает гарантированное право каждого на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод.

Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

В соответствии с ч.3 ст.5 Закона об образовании в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

На основании ч.7 ст.28 Закона об образовании, за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела усматривается, что Дата между МАДОУ «Детский сад «Легополис», осуществляющего образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Адрес, в лице заведующей Дубоенко Т.А. и ФИО5 был заключен договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования, ФИО6 зачислена в МАДОУ «Детский сад «Легополис» Адрес.

При поступлении в детский сад, медицинская карта формы 026/у-2000 и данные о туберкулинодиагностике законным представителем предоставлены не были.

29.11.2022 г. законному представителю было выдано добровольное информационное согласие на проведение туберкулинодиагностики (проба Манту). Законным представителем написан отказ от проведения туберкулинодиагностики, в связи с чем медицинским сотрудником была направлена докладная на имя заведующей детского сада.

06.12.2022 законным представителем подписан информационный добровольный отказ от медицинского вмешательства

29.11.2023 г. медицинским сотрудником была направлена докладная об отказе родителей от реакции Манту, БЦЖ и отказ от консультации фтизиатра. Согласно выписке из медицинской карты законный представитель ФИО5 получила официальное направление на консультацию к врачу фтизиатру от 06.12.2022. Законным представителем подписан отказ «информированный добровольный отказ от медицинского вмешательства» от 06.12.2022 г.

Согласно ответу на запрос от Дата ГБУЗ ПК «ГДКП » Дата медицинским сотрудником была направлена повторная докладная. На дату дачи ответа данных о прохождении врача-фтизиатра, ФИО6 не представлено. С Дата ребенок детский сад не посещает.

Дата на основании уведомлений от медицинского работника, закрепленного за МАДОУ «Детский сад «Легополис» Адрес от Дата и Дата в соответствии с Федеральным законом от Дата №52-ФЗ «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения», от Дата №77-ФЗ «О предупреждении туберкулеза в Российской Федерации», с пунктом 823 раздела Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от Дата «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» издан приказ об отстранении от образовательного процесса ФИО6

Дата законному представителю вручено уведомление, с предложением выбора альтернативных вариантов организации образовательного процесса.

С отстранением ребенка от посещения детского сада законный представитель ФИО5 была не согласна, в связи, с чем обратилась к уполномоченному при президенте Российской Федерации по правам ребенка, на основании чего прокуратурой Адрес была проведена проверка.

В ходе проверки выявлено нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод.

Дата на основании протеста на приказ от Дата прокуратуры Дзержинского района, в ранее вынесенный приказ внесены изменения, а именно слова «от образовательной деятельности» заменены на «о недопуске в образовательную организацию», ФИО6 до момента предоставления медицинскому работнику, закрепленного за ДОУ, заключения врача-фтизиатра об отсутствии у ребенка туберкулезного процесса недопущена в образовательную организацию.

Как следует из ответа Департамента образования администрации г. Перми от 01.03.2024 Законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена очная форма обучения для всех учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе для дошкольных образовательных учреждений (ст. 17).

Кроме того, Законом об образовании (п.2 ст. 13, п.2 ст.16) установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, предусмотренном постановлением Правительства от Дата «Об утверждении Правил применения организации, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ».

Однако, согласно п.2.10.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП-2.4.3648-20 «санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», применение электронного обучения детей возраста до 5 лет не производятся.

Не согласиться с выводами мирового судьи, у судьи оснований не имеется.

Согласно ч.1 ст.64 Семейного кодекса Российской Федерации, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

В силу ч.6 ст.12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.

Статья 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает, что в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", определено содержание и организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности и на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Пунктом 2.5 приказа установлено, что при разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий предусмотрена статьей 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, которые содержат электронные учебно-методические материалы, а также включающей в себя государственные информационные системы в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Из вышеуказанного следует, что применение электронного обучения является правом образовательной организации, а не обязанностью. Посещение ребенком дошкольного учреждения в первую очередь направлено на его социализацию в обществе, а не на предоставление ему образовательного процесса.

В соответствии с п.2.10.2 Санитарных правил СП Дата-20 «Санитарно-эпидемиологическое требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» установлено, что занятия с использованием электронных средств обучения (п.2.4.5 СП Дата-20) в возрастных группах до 5 лет не проводятся. Следовательно, установлен запрет на проведение с ребенком занятий с использованием электронных средств обучения. При этом, как верно указано мировым судьей, действующее законодательство не возлагает на дошкольные учреждения обязанности проводить дистанционное либо электронное обучение с детьми, отстранёнными от посещения учреждения.

Таким образом, мировой судья обоснованно пришел к выводам об отсутствии в действиях Дубоенко Т.А. состава вмененного правонарушения.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену постановления мирового судьи, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Требование прокурора о направлении дела на новое рассмотрение с учетом п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ не может подлежать удовлетворению.

По смыслу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных с ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из положений ст. 4.5 КоАП РФ и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности, вопрос о привлечении лица к административной ответственности обсуждаться не может, т.к. это ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Из правовой позиции ВС РФ, изложенной в п. 13 Постановления ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» следует, что возможность проверки и оценки доводов о наличии в действиях лица состава административного правонарушения за пределами срока давности привлечения к административной ответственности по делу, производство по которому прекращено, возможно, только по заявлению лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.

На основании изучения собранных по делу доказательств с точки зрения относимости, допустимости и достоверности прихожу к выводу о том, что в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, в связи с чем, оснований для отмены постановления не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района г. Перми от 12 марта 2024 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении заведующей МАДОУ «Детский суд «Легополис» Адрес Дубоенко Т. А. по ч. 2 ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, протест прокурора Дзержинского района г. Перми от 27.03.2024 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном ст.ст.30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

...

.... Судья                                         А.А.Зайцева

12-147/2024

Категория:
Административные
Истцы
прокурор Дзержинского района г. Перми Конев В.В.
Ответчики
Дубоенко Татьяна Анатольевна
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Зайцева А.А.
Статьи

5.57

Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
27.03.2024Материалы переданы в производство судье
27.03.2024Истребованы материалы
03.04.2024Поступили истребованные материалы
26.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Вступило в законную силу
14.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее