Решение от 08.02.2023 по делу № 2-71/2023 (2-2838/2022;) от 03.10.2022

УИД № 34RS0001-01-2022-004679-96

Дело № 2-71/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград                                 08 февраля 2023 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акобян ФИО8 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Акобян ФИО8 обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости в части невключения в стаж, дающий право на пенсионное обеспечение, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве подгонщицы цеха Завода Конденсаторов <адрес> Республики Армения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве ученицы 3 цеха «Б» на Ленинаканской обувной фабрике объединения «Масис» Республики Армения и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности уборщицы Пищеторга Республики Армения; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту – ОСФР по <адрес>) включить указанные периоды трудовой деятельности в ее стаж для назначения страховой пенсии по старости и назначить ей выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Однако решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия необходимого стажа вследствие невключения в страховой стаж спорных периодов трудовой деятельности, имевших место на территории Республики Армения, по причине некорректных записей в ее трудовой книжке. Однако пенсионным органом не учтено, что в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» данные периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат включению в безусловном порядке на основании трудовой книжки установленного образца, которая является основным документом, подтверждающим трудовую занятость, без предоставления дополнительного документального подтверждения фактов работы.

Считает принятое по ее обращению решение пенсионного органа незаконным, поскольку оно основано на неверном применении норм пенсионного законодательства и не отвечает критериям справедливости пенсионного обеспечения, гарантированного ч. 6 ст. 75 Конституции РФ, нарушая её конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, предусмотренное ст. 39 Конституции РФ.

В судебное заседание истец Акобян ФИО8 будучи надлежаще извещенной, не явилась, воспользовавшись правом на ведение гражданского дела в суде через представителя.

Представитель истца Галустян ФИО11 иск поддержала, суду пояснила, что до августа 2022 года Акобян ФИО8 являлась получателем пенсии по старосту в <адрес>, прибыла на территорию Российской Федерации и непосредственно в <адрес> в связи с переселением, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в ОПФР по <адрес>. Предоставленная ей в распоряжение пенсионного органа трудовая книжка в целом соответствует требованиям, действовавшим на даты совершения соответствующих записей. Доводы пенсионного органа о некорректности записей трудовой книжке являются субъективными. Все спорные записи о трудовой деятельности имели место до 1992 года, общее содержание выполненных записей позволяет подтвердить периоды трудовой занятости, а потому необходимости в направлении запросов в компетентные органы Республики Армения не имелось, т.к. данный документ являлся достаточным для подтверждения страхового стажа истца и назначения пенсии со дня подачи заявления.

Представитель ответчика ФИО4 возражала против удовлетворения иска, настаивая на законности и обоснованности оспариваемого истцом решения об отказе в назначении пенсии, суду пояснила, что спорные периоды работы не были включены в страховой стаж Акобян ФИО8 по причине некорректно оформленных записей о трудовой занятости истца в ее трудовой книжке. В соответствии с действующим международным договором направление запроса-формуляра о страховом стаже заявителя обязательно в отношении периодов работы, имевших место после 1992 года. Поскольку все спорные периоды имели место ранее указанного времени, необходимости в направлении запроса в компетентные органы Республики Армения не имелось. Несмотря на это, ДД.ММ.ГГГГ пенсионный орган направил компетентному органу Армении запрос о разъяснении стажа, учтенного при назначении Акобян ФИО8 пенсии в указанном иностранном государстве, ответ на него поступил лишь в декабре 2022 года, в котором никакой информации о стаже истца не отражено. В отсутствие иных доказательств, подтверждающих работу Акобян ФИО8 в спорные периоды, оснований для их включения в страховой стаж истца не имелось. При поступлении корректной информации от компетентного органа Республики Армении ОСФР по <адрес> готово пересмотреть ранее принятое решение в пользу истца. В этой связи полагала, что принятым решением права и законные интересы истца не нарушены, а потому полагала требования Акобян ФИО8 лишенными правовых оснований и не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица СФР ФИО5 поддержала позицию, озвученную представителем ответчика, и полагала требования истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.

    Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, перерасчетов, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

При этом система пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование (п. 6 ст. 75 Конституции РФ).

Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и других федеральных законов.

Установление и выплата пенсий в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 400-ФЗ его целью является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

    Согласно ч. 3 ст. 2 настоящего Федерального закона в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 4 ФЗ № 400-ФЗ).

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Акобян ФИО8., ДД.ММ.ГГГГ года рождения постоянно проживала на территории <адрес> и является иностранным гражданином, прибыла в Российскую Федерацию летом 2022 года в порядке переселения, ДД.ММ.ГГГГ оформила вид на жительство иностранного гражданина и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства в <адрес> <адрес>.

В системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации Акобян ФИО8 зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Акобян ФИО8 обратилась в ОПФР по Волгоградской области с заявлением об установлении страховой пенсии по старости, предоставив в распоряжение пенсионного органа трудовую книжку на свое имя б\н от ДД.ММ.ГГГГ, копии свидетельств о заключении брака и о рождении ребенка, а также вид на жительства от ДД.ММ.ГГГГ

Решением ОПФР по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии Акобян ФИО8 отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа в количестве 6 лет и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента – 6,ДД.ММ.ГГГГ год.

Из содержания решения следует, что страховой стаж Акобян ФИО8 дающий право на страховую пенсию по старости, пенсионным органом определен в количестве 00 лет 00 месяцев 00 дней.

Указанные в трудовой книжке периоды трудовой деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве подгонщицы цеха Завода Конденсаторов <адрес> Республики Армения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве ученицы 3 цеха «Б» на Ленинаканской обувной фабрике объединения «Масис» Республики Армения и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности уборщицы Пищеторга Республики Армения не включены в подсчет страхового стажа по следующим причинам:

- в записях о трудовой занятости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве подгонщицы цеха Завода Конденсаторов <адрес> Республики Армения отсутствует дата издания приказа о приеме на работу, а также в дате приема имеются незаверенные исправления, кроме того, в записях о приеме и увольнении не читается наименование организации, печать в соответствии с Инструкцией ;

- в записях о трудовой занятости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве ученицы 3 цеха «Б» на Ленинаканской обувной фабрике объединения «Масис» Республики Армения отсутствует дата издания приказов о приеме на работу и увольнении в соответствии с Инструкцией ;

- в записях о трудовой занятости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности уборщицы Пищеторга Республики Армения при увольнении не читается наименование организации и печать в соответствии с Инструкцией .

Также в решении сделана пометка о направлении запросов на подтверждение данного трудового стажа и о том, что после поступления ответов на запросы территориального органа ОПФР из <адрес> решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости, при необходимости, будет пересмотрено.

Будучи несогласной с решением пенсионного органа в части отказа от принятия ее трудовой книжки к оценке пенсионных прав, Акобян ФИО8 обратилась за судебной защитой нарушенных прав, настаивая на субъективной и неправильной оценке своей трудовой книжки должностными лицами пенсионного органа.

В ходе судебного разбирательства стороной ответчика представлены сведения о поступлении в распоряжение ОПФР по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ ответа Единой Социальной Службы Республики Армения от ДД.ММ.ГГГГ за запрос от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указанный компетентный орган подтвердил то, что Акобян ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения числится в базе государственной пенсионной системы Единой Социальной Службы Республики Армения, как пенсионерка, получающая пенсию, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ей выплачена пенсия по июль 2022 года включительно.

Сведения о трудовом стаже, учтенном при назначении пенсии на территории Республики Армения, в данном ответе не содержатся.

Иного подтверждения фактического осуществления Акобян ФИО8 трудовой деятельности в спорные периоды суду не представлено.

Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных в материалы дела доказательств дают основания для следующих выводов.

Поименованные в решении пенсионного органа критические замечания в отношении записей о трудовой деятельности Акобян ФИО8 содержащихся в ее трудовой книжке, являются верными и обоснованными, поскольку спорные записи не соотносятся с требованиями п. 6, 8, 13 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых книжках рабочих и служащих», как и ранее действовавшим нормативным требованиям о порядке ведения (заполнения) трудовых книжек, т.к. они содержат некорректные или неполные сведения о работе Акобян ФИО8 незаверенные исправления, а также нечитаемые наименования организаций и оттиски печатей, что препятствует установлению фактов трудовой занятости исключительно по записям трудовой книжки.

Между тем суд находит, что в свете действующего нормативного регулирования ненадлежащее оформление записей в трудовой книжке на имя Акобян ФИО8 необходимым и достаточным условием для принятия решения об отказе в назначении пенсии не является, а потому принятое по заявлению Акобян ФИО8 решение от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным.

Приходя к такому выводу, суд руководствуется следующим.

Порядок установления страховых пенсий регулируется положениями ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ, в ч. 6 которой определено, что перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7).

Согласно ч. 8 настоящей статьи закона иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Согласно ч. 8.1 настоящей статьи закона орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 настоящей статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств.

В силу ч. 9 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Согласно ч. 3 ст. 22 настоящего Федерального закона, в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно ч. 8 настоящей статьи Федерального закона в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее – Правила № 546н).

Согласно подп. «г» п. 15 настоящих Правил при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных гражданином для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата подачи заявления, способ подачи заявления, дата приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления (для заявления о назначении страховой пенсии указывает срок представления документов, недостающих для подтверждения права на страховую пенсию), перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

Согласно п. 18 Правил 546н при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в числе прочего:

а) дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета;

б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

в) оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств;

г) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;

д) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;

ж) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу п. 19 настоящих Правил решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В отношении трудящихся государств – участников Евразийского экономического союза, к каковым относятся Российская Федерация и Республика Армения, по вопросам пенсионного обеспечения применяется Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – участников Евразийского экономического союза от 20.12.2019, которое относится к международным договором.

Согласно ст. 3 настоящего Соглашения формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства. Реализация права на назначение и выплату трудящимся (членам семьи) пенсии осуществляется на тех же условиях, что и для граждан государства трудоустройства. Трудящийся (член семьи) имеет право обратиться за назначением и выплатой пенсии в компетентный орган государства проживания и (или) в компетентный орган государства трудоустройства. Дата подачи заявления и других документов в целях пенсионного обеспечения в компетентный орган одного государства-члена считается датой их подачи в компетентный орган другого государства-члена. Срок пересылки документов между компетентными органами в рамках реализации настоящего Соглашения не включается в срок рассмотрения заявления и принятия решения об установлении пенсии.

По смыслу ст. 4 настоящего Соглашения пенсии выплачиваются компетентными органами, в том числе в случае проживания трудящегося (члена семьи) на территории другого государства-члена; трудящийся (член семьи) имеет право на получение пенсии на территории государства проживания либо государства-члена, назначившего пенсию. Размеры пенсий не могут быть уменьшены, их выплата не может быть приостановлена или прекращена на основании местожительства трудящегося (члена семьи) на территории другого государства-члена, если иное не установлено настоящим Соглашением.

При переселении трудящегося (члена семьи) с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в случае, если трудящимся (членом семьи) было реализовано право на пенсию до переселения, производится ее пересмотр (перерасчет) с применением статьи 12 настоящего Соглашения. При этом право на пенсию за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, не пересматривается (п. 6 ст. 4).

Согласно ст. 7 Соглашения каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения. В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени. В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик.

Согласно ст. 12 настоящего Соглашения назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

- за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;

- за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Исходя из содержания ст. 11 Соглашения от 13 марта 1992 года во взаимосвязи с разъяснениями, приведенными в письме Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 за № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., подлежат принятию на территории государств - участников Содружества без легализации, тогда как выданные позднее указанной даты документы на государственных языках указанных государств принимаются для назначения пенсии при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями РФ.

Однако на основании Федерального закона от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» настоящее Соглашение денонсировано с 30 июня 2022 года и с указанного времени оно не применяется.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2000 № 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств – членов Евразийского экономического союза, который разработан в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года и определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза между собой, а также с Евразийской экономической комиссией в целях реализации норм настоящего Соглашения.

Указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, до перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.

Согласно п. 3, 5 настоящего Порядка в целях реализации Соглашения и настоящего Порядка компетентные органы государств-членов при осуществлении сотрудничества в числе прочего применяют формуляр "О стаже работы" по форме согласно приложению N 4, заполнение которого производится компетентным органом государства-члена. Направление формуляров и документов компетентными органами государств-членов производится не позднее 10 рабочих дней со дня: регистрации формуляра "Анкета-заявление"; получения документов от трудящегося; вынесения соответствующего решения (осуществления расчетов); поступления запроса от компетентного органа государства-члена.

Согласно п. 6 Порядка с целью реализации права на пенсию в соответствии с Соглашением трудящийся либо его представитель обращается в компетентный орган государства проживания или государства трудоустройства с заявлением о назначении и выплате пенсии и необходимыми документами, предусмотренными законодательством государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы. В случае если трудящийся претендует на пенсию от другого государства-члена, при заполнении формуляра "Анкета-заявление" указывается в том числе информация о стаже работы трудящегося в этом государстве-члене.

Компетентный орган государства-члена после регистрации формуляра "Анкета-заявление" направляет в компетентный орган другого государства-члена, на пенсию которого трудящийся пенсионных накоплений претендует формуляр "О стаже работы" (в случае, если на день направления компетентный орган государства-члена располагает сведениями о стаже работы трудящегося, которые подлежат доведению до сведения компетентного органа другого государства-члена).

В свою очередь согласно п. 19 Порядка компетентный орган государства-члена, получивший запрос о стаже работы трудящегося на территории своего государства-члена, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра "О стаже работы" в компетентный орган государства-члена, направившего запрос.

Если для подтверждения стажа работы требуется проведение дополнительных мероприятий (истребование сведений, документов), в формуляре "О стаже работы" отражается промежуточная информация с указанием планируемых сроков направления формуляра "О стаже работы", содержащего исчерпывающую информацию.

Компетентные органы государств-членов принимают документы, содержащие сведения о стаже работы и (или) заработной плате, выданные в установленном порядке, за период до 13 марта 1992 г. без направления формуляра "Запрос".

При поступлении формуляра "Запрос" о стаже работы и (или) заработной плате за период с 13 марта 1992 г. компетентные органы государств-членов направляют имеющуюся в их распоряжении информацию, в том числе полученную от организаций (учреждений) государств-членов.

Из п. 36, 37 Порядка следует, что компетентные органы государств-членов информируют друг друга об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, а также об изменении персональных данных трудящегося (члена семьи) и иных обстоятельствах, имеющих значение для применения Соглашения, путем направления формуляров "Информационный лист" и (или) "О стаже работы" в течение 5 рабочих дней со дня выявления таких обстоятельств. При необходимости истребования дополнительной информации компетентный орган одного государства-члена вправе запросить у компетентного органа другого государства-члена необходимые формуляры, документы и сведения, имеющие значение для пенсионного обеспечения трудящегося (члена семьи).

Из приведенного выше нормативного регулирования следует, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (ныне – Социальный Фонд России) обязан принять решение по заявлению лица об установлении пенсии на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в его распоряжении, а не только предоставленных заявителем.

При этом пенсионный орган не только не лишен возможности истребования дополнительной документации (информации) для принятия законного и обоснованного решения по обращению заявителя, но и обязан обеспечить сбор всех документов, необходимых для надлежащей оценки пенсионных прав заявителя, оказать содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств, а также запросить документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

В настоящем случае данные требования закона ОПФР по Волгоградской области были проигнорированы, поскольку обязанность по сбору документов, подтверждающих трудовую деятельность Акобян ФИО8 на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, ответчиком фактически возложена на истца, что не соотносится с конституционными принципами и нормами пенсионного законодательства.

При имеющихся данных решение пенсионного органа об отказе в установлении Акобян ФИО8 страховой пенсии по старости по мотиву невозможности принятия к оценке трудовой книжки в связи с некорректностью содержащихся в ней записей работодателей о трудовой занятости, нельзя признать отвечающим требованиям ст. 7, 39, 75 Конституции РФ, а также ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ и п. 19 Правил 546н, поскольку оно не соотносится с положениями указанным правовых норм и не отвечает принципам полноты, объективности и всесторонности оценки пенсионных прав Акобян ФИО8 на дату подачи ей заявления.

Поскольку обжалуемое истцом решение пенсионного органа в рассматриваемой части не отвечает требованиям действующего пенсионного законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы истца на пенсионное обеспечение по возрасту, данное решение подлежит признанию незаконным с возложением на ответчика обязанности по повторному рассмотрению заявления Акобян ФИО8 о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ с учетом с учетом сведений о ее трудовом стаже, учтенном компетентным органом при назначении пенсии на территории Республики Армения.

Доводы ответчика, входящие в противоречие с выводами суда, несостоятельны, поскольку основаны на неверной оценке фактических обстоятельств и неправильном применении действующего законодательства.

Ссылка ответчика на затруднительность межведомственного взаимодействия с компетентными органами Республики Армения и длительность получения ответов на запросы-формуляры не может быть принята во внимание, поскольку возникновение у пенсионного органа собственных затруднений в исполнении возложенных на него функций и задач в свете действующего законодательства не может негативным образом сказываться на заявителе и служить формальным основанием для принятия решения об отказе в установлении пенсии лишь по той причине, что получение необходимых сведений и документов в порядке межведомственного (межгосударственного) взаимодействия затруднено.

В настоящем случае неоспоримо, что ОПФР по Волгоградской области не только не было лишено возможности, но и было обязано получить у компетентного органа Республики Армения сведения о трудовом стаже Акобян ФИО8 учтенном при назначении ей пенсии на территории Республики Армения, после чего осуществить пересмотр (перерасчет) ранее назначенной ей в указанном иностранном государстве пенсии по старости в соответствии с положением п. 6 ст. 4 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ с применении ст. 12 настоящего Соглашения, однако от выполнения своих прямых обязанностей Отделение фактически уклонилось, ограничившись вынесением формального решения об отказе в назначении пенсии.

Поскольку в свете действующего процессуального законодательства и нормативного регулирования пенсионных отношений суд не подменяет собой пенсионные органы, а лишь проверяет законность и обоснованность решений таких органов, в условиях наличия в трудовой книжке истца явных признаков некорректного заполнения записей о трудоустройстве, и в отсутствие сведений о трудовом стаже Акобян ФИО8 учтенном при назначении ей пенсии на территории Республики Армения, суд лишен возможности установления фактов трудовой деятельности истца в спорные периоды, в силу чего правовые основания для возложения на ответчика обязанности по включению этих периодов трудовой деятельности в страховой стаж истца и назначению Акобян ФИО8 страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, что влечет отказ в удовлетворении соответствующей части иска.

Доводы сторон, входящие в противоречие с выводами суда, признаются судом несостоятельными, поскольку они основаны на неверной оценке имеющих правовое значение для дела обстоятельств и\или неправильном применении норм материального прав, регулирующих возникшие правоотношения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░8 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░8 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░8 ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░: ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ /░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ 3 ░░░░ «░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░8 ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                     ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-71/2023 (2-2838/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Акобян Елена Гегамовна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области
Другие
Галустян Алина Артуровна
Фонд пенсионного и социального страхования РФ
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгоград
Судья
Болохонова Татьяна Юрьевна
Дело на сайте суда
vor.vol.sudrf.ru
03.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2022Передача материалов судье
07.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2022Подготовка дела (собеседование)
24.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2022Судебное заседание
05.12.2022Судебное заседание
12.01.2023Судебное заседание
08.02.2023Судебное заседание
08.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее