Дело № 2-93/2023
33-5030/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июля 2023 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Наливкиной Е.А.,
судей Султанова Р.А., Хаирова М.Р.,
при секретаре Лихтиной А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области к Чеберяк Е.Ю. о понуждении к выполнению обязательств по сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия
по апелляционной жалобе инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 9 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Хаирова М.Р., пояснения представителя ответчика Максимова А.Д., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области обратилась в суд с иском к Чеберяк Е.Ю., указав, что здание, расположенное по адресу: (адрес) на основании приказа инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области № № от (дата) является объектом охраны культурного наследия регионального значения – «Дом жилой середина XX века», входит в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального наследия «Жилой комплекс для высшего офицерского состава середина XX века».
(дата) по результатам выездного обследования было установлено, что на дворовом фасаде указанного жилого дома, в границах второго этажа, со стороны квартиры № № установлена конструкция остекления балкона. Собственником указанной квартиры является ответчик Чеберяк Е.Ю. Однако, в нарушение положений действующего законодательства, данные действия в отношении объекта культурного наследия были совершены собственником квартиры без разрешения Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, задание и проектная документация на осуществление указанных работ не поступала.
Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области просила суд:
- обязать Чеберяк Е.Ю. в течение 14 календарных дней со дня вступления решения в законную силу выполнить демонтаж конструкции остекления балкона, размещенного в границах квартиры № 32 со стороны 2 этажа дворового фасада объекта культурного наследия, расположенного по адресу: (адрес) входящего в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения «Жилой комплекс для высшего офицерского состава, середина ХХ в.» ((адрес)) с восстановлением мест крепления;
- в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу привести в установленном порядке фасад объекта в границах квартиры № №, где было установлено остекление балкона, в соответствии с предметом охраны объекта;
- установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с Блиновой С.Н. в пользу инспекции, 25 000 рублей за каждый случай неисполнения решения суда в установленные сроки, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда – 50 000 рублей в месяц по каждому требованию п.1 просительной части настоящего искового заявления, до месяца фактического исполнения решения суда.
Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 июля 2022 года гражданское дело передано по подсудности в Центральный районный суд г. Оренбурга.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство культуры РФ, министерство культуры Оренбургской области, ООО «Центрковка».
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 9 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области отказано.
С решением суда не согласился истец, просит его отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность, вынести новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: стороны, представители третьих лиц – администрации г. Оренбурга, НКО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», Министерства культуры РФ, министерства культуры Оренбургской области, ООО «Центрковка», ООО УК «ЖФ «Постникова», о дате, месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуюсь ст. 167 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом Департамента по культуре и искусству Оренбургской области от 16 июня 2008 года № 218 «Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области» утвержден список выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области, куда вошли дома (адрес) Сталинский классицизм, Архитектор Постников А.Н.
На основании приказа Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия от 11 июня 2020 года № 93 «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (вид – ансамбль) «Жилой комплекс для высшего офицерского состава», середина XX в., об утверждении предметов охраны, границ и режима использования территории объекта культурного наследия» здание, расположенное по адресу: г(адрес) является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой», середина XX в. и входит в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения «Жилой комплекс для высшего офицерского состава, середина XX в.» ((адрес)).
Из информационного письма от (дата) НКО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», осуществляющего капитальный ремонт фасадов жилых домов, входящих в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения «Жилой комплекс для высшего офицерского состава, середина XX в.» ((адрес)) следует, что собственники квартир отказались демонтировать незаконные конструкции балконов и выносных блоков систем кондиционирования на фасадах зданий.
Актом контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от (дата), составленного Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, установлено, что в границах квартиры № № со стороны второго этажа дворового фасада объекта, установлена конструкция остекления балкона.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником квартиры № №, расположенной в доме 4 (адрес) является ответчик Чеберяк Е.Ю.
Установив указанные фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, в связи с отсутствием доказательств, свидетельствующих о нарушении конкретных требований региональной программы по реставрации объекта культурного наследия при размещении ответчиком Чеберяк Е.Ю. конструкции остекления балкона, а также, что остекление балкона приводит к искажению облика объекта культурного наследия, не позволяет обеспечить сохранность названных достопримечательных мест и их функционирование, исходя из современных условий. При этом, суд исходил из того, что истцом сведения в Единый государственный реестр недвижимости о жилом доме по адресу: (адрес) как о выявленном объекте культурного наследия, не вносились. Сведения о признании жилого дома объектом культурного наследия регионального значения в настоящее время внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается и находит их законными и обоснованными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны в точном соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Согласно пункту 5 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
Пункт 8 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливает, что региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 9 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.
Пункт 12 статьи 12.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусматривает, что обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления.
Также в соответствии с пунктом 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия направляет копию решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия в орган регистрации прав.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливает, что ведение реестра включает в себя регистрацию объекта культурного наследия в реестре, документационное обеспечение реестра, мониторинг данных об объектах культурного наследия.
В соответствии с пунктом 13 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия.
Статья 47.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусматривает, что ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).
Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, исходя из приведённых положений Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что обязанности по сохранению выявленного объекта культурного значения наступают у собственника с момента получения соответствующего уведомления, в котором в обязательном порядке подлежат указанию требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, а также с момента внесения соответствующих ограничений в Единый государственный реестр недвижимости. В отношении объекта, внесенного в Реестр объектов культурного наследия, соответствующие обязательства собственников по соблюдению требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия, наступают с момента получения паспорта объекта культурного наследия и охранного обязательства, а также с момента внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, определены статьёй 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а в отношении выявленных объектов культурного наследия – статьёй 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Так, в части 2 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Как следует из искового заявления и установлено судом первой инстанции, Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области исходила из совершения ответчиком действий, приведших к изменению предмета охраны – дворового фасада жилого дома, выразившейся в остеклении балкона.
Также из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: (адрес) был отнесен к выявленным объектам культурного наследия в 2008 году (Приказ Департамента по культуре и искусству Оренбургской области № 218 от 16 июня 2008 года). Однако, в нарушение приведенных выше положений Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» уведомление собственникам жилых помещений об установлении требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия не направлялось, сведения в Единый государственный реестр недвижимости также не вносились, что следует из содержания выписки из данного реестра. Доказательств направления уведомлений с требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области представлено не было.
Кроме того, суд первой инстанции в обоснование решения об отказе в иске указал а установленные обстоятельства остекления балкона в спорной квартире до вынесения вышеуказанного приказа в 2008 год, что также имеет существенное значение.
Приказом Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области № 93 от 18 июня 2020 года, жилой дом по адресу: (адрес) был включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Инспекцией в адрес собственников были направлены соответствующие уведомления. Однако, в нарушение приведенных выше положений Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости не вносились.
С учётом указанных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предусмотренные Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обстоятельства, при которых на собственника объекта культурного наследия распространяются требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, не наступили, поскольку сведения в Единый государственный реестр недвижимости о наличии ограничений на объект недвижимости внесены не были, а также в 2008 году после выявления объекта культурного наследия, собственникам уведомления направлены не были. В этой связи собственники жилых и нежилых помещений в объекте культурного наследия, расположенного по адресу: (адрес) не могли знать о необходимости соблюдения требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащимся на официальном портале Минкультуры России, объект культурного наследия регионального значения «Жилой комплекс для высшего офицерского состава середина XX века», в состав которого и входит жилой дом по адресу: (адрес) в единый государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации не внесен.
Правовой статус Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области определен Положением об инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, утверждённым Указом Губернатора Оренбургской области от 15 ноября 2018 года № 612-ук, а также положением пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в соответствии с которыми Инспекция вправе предъявлять исковые заявления в суд только:
- о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре;
- в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия либо собственник земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия;
- в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или пользователя данным объектом либо по вине владельца земельного участка, в границах которого располагался объект археологического наследия, иски о безвозмездном изъятии у указанных лиц земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, являющегося неотъемлемой частью объекта культурного наследия, либо земельного участка, в границах которого располагался объект археологического наследия выполняет функции.
Иных оснований для обращения Инспекции в суд с исковыми заявлениями, действующим законодательством не предусмотрено.
Следовательно, инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области не могли заявляться требования об обязании ответчика произвести действия, связанные с устранением нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации об осуществлении переустройства (перепланировки) помещений, использования общего имущества многоквартирного дома, а также соблюдения Правил благоустройства.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами I - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (пункт 1), в том числе устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона (подпункт I пункта 2).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия.
На основании пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Вместе с тем, в силу приведенных положений пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» перечень исков, с которыми может обратиться в суд Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, ограничен. В частности, она может обратиться в суд с иском о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре. Следовательно, Инспекция может обратиться в суд с требованиями о выполнении охранного обязательства в натуре, что предполагает выдачу собственнику соответствующего охранного обязательства. В случае, если соответствующее охранное обязательство не выдавалось, возможность удовлетворения иска Инспекции о выполнении обязательства в натуре, отсутствует. В данном случае охранное обязательство не выдавалось, в связи с чем иск Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области удовлетворен быть не может.
В силу приведенных положений статьи 40 и пункта 2 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» совершение действий и работ, направленных на изменение предмета охраны, без соответствующей экспертизы и согласования, в нарушение соответствующего охранного обязательства, представляют собой правонарушение, влекущее применение мер ответственности в виде необходимости приведения объекта в первоначальное состояние в соответствии с предметом охраны и охранным обязательством. При этом, совершение действий по установке конструкции остекления балкона и внешнего блока кондиционера до признания объекта недвижимости объектом культурного наследия, и как следствие распространение на него режима государственной охраны не может являться правонарушением, совершенным собственником в отношении объекта культурного наследия, поскольку на момент совершения действий, охрана в отношении объекта культурного наследия установлена не была, само здание объектом культурного наследия не являлось и какая-либо ответственность за совершение действий также установлена не была. Совершая действия по установке конструкции остекления балкона и внешнего блока кондиционера, до признания здания объектом культурного наследия, лицо не знало и не могло знать, что совершает какие-либо противоправные действия, приводящие фасад здания в ненадлежащее состояние. В этой связи, применение к нему мер ответственности в виде возложения обязанности привести объект в иное состояние, путем демонтажа конструкций, является необоснованным.
В данном случае, орган публичной власти, полагающий, что необходимо приведение объекта культурного наследия в его первоначальное архитектурное состояние, с целью сохранения памятного восприятия, вправе производить работы по восстановлению облика здания, однако не вправе это делать за счёт собственников помещений, которые произвели установку конструкции остекления балкона до признания жилого дома объектом культурного наследия.
В целом доводы апелляционной жалобы Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении иска в суде первой инстанции, и поддержанную в ходе судебного разбирательства, а потому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как не опровергают вышеизложенных выводов суда, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение неправильного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 9 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи