Решение по делу № 33-11662/2023 от 27.09.2023

Дело № 33-11662/2023

(№ 2-2756/2023)

УИД УИД 59RS0011-01-2023-003267-89

Судья Зуева О.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 24 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Журавлевой В.М., Кляусовой И.В.

при секретаре Говорухиной Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Березники, действующего в защиту прав и законных интересов Шерстобитовой Анастасии Владимировны, к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда, по апелляционной жалобе администрации г.Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 08.08.2023.

Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения истца Шерстобитовой А.В., прокурора отдела прокуратуры Пермского края Рычковой А.Б., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

прокурор г. Березники обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Шерстобитовой А.В. к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений в черте муниципального образования город Березники.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Березники в связи с поступившим обращением Шерстобитовой А.В. проведена проверка, в ходе которой установлено, что Шерстобитова А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Решением Березниковского городского суда от 13.05.2003 Ш. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Шерстобитовой А.В. МТУ по Александровскому муниципальному округу и городскому округу «город Кизел» Министерства социального развития Пермского края 15.09.2020 установлен факт невозможности проживания Шерстобитовой А.В. в ранее занимаемом помещении по ****, в связи с тем, что общая жилая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении. Постановлением администрации г. Березники от 13.04.2021 № 01-02-461 Шерстобитова А.В. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. На 01.06.2023 истец состоит в очереди под № 122. В ЕГРН отсутствует информация о правах на какие – либо объекты недвижимости.

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 08.08.2023 на администрацию города Березники Пермского края возложена обязанность предоставить Шерстобитовой Анастасии Владимировне на территории города Березники Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых для этих целей.

Об отмене постановленного решения в апелляционной жалобе просит ответчик, указывая, что ответчиком осуществлялись действия по обеспечению Шерстобитовой А.В. жильем в порядке, установленном законодательством. Шерстобитова А.В. включена в список детей-сирот. Само по себе то обстоятельство, что с момента постановки на учет до настоящего времени истцу не предоставлено помещение, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав Шерстобитовой А.В. Шерстобитова А.В. не утратила право на получение жилья. Всего в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г.Березники в настоящее время состоят 309 лиц. Из них у 210 лиц право на получение жилого помещения возникло и не реализовано. Выделение Правительством края субвенции на обеспечение 8 из 210 лиц является нарушением со стороны Правительства края. Администрацией г.Березники проведены все мероприятия по информированию Правительства края о сложившейся ситуации.

Прокуратурой г.Березники на апелляционную жалобу поданы возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец, прокурор просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Администрация г. Березники, УИЗО администрации г. Березники, Министерство социального развития Пермского края о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просят.

Министерством социального развития Пермского края подано ходатайство с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу без участия своего представителя.

На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), с учетом надлежащего извещения сторон, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене либо изменению.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).

Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).

Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Шерстобитова А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 13.05.2003 одинокая мать Ш. лишена родительских прав в отношении своей несовершеннолетней дочери Шерстобитовой А.В.

Ш. умерла 25.06.2008.

На основании Распоряжения главы города Березники Пермского края № 1091-р от 17.12.2008 несовершеннолетняя Шерстобитова А.В. передана в приемную семью.

Шерстобитова А.В. имеет в общедолевой собственности жилое помещение, расположенное по адресу: ****, с 20.1.02016 по 16.03.2021 была зарегистрирована по указанному адресу.

Согласно Заключению Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Александровскому муниципальному округу и городскому округу «Город Кизел» от 15.09.2020 жилое помещение по адресу: **** не пригодно для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Указанное жилье признано непригодным для проживания (л.д. 82-84).

В период с 01.09.2018 по 30.06.2021 Шерстобитова А.В. проходила обучение в ГБПОУ «Пермский профессиональный педагогический колледж». В период с 26.10.2020 по 30.06.2021 имела временную регистрацию по адресу: ****.

На основании Постановления муниципального округа «Город Березники» № 01.02.461 от 13.04.2021 Шерстобитова А.В. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Шерстобитова А.В. объектов недвижимости в собственности не имеет.

До настоящего времени истец не обеспечена жильем в установленном законом порядке, что является нарушением ее прав. Из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях, не исключена.

Установив изложенные выше обстоятельства, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела Шерстобитова А.В. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о возложении на администрацию г. Березники обязанности по предоставлению ей жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда подлежат удовлетворению.

Доказательства тому, что с момента постановки на учет изменились обстоятельства, в связи, с чем Шерстобитова А.В. перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья в собственность либо в постоянное пользование по договору социального найма, или по иным установленным законом основаниям, в судебном заседании суду первой и апелляционной инстанции не представлены.

На сегодняшний день Шерстобитова А.В. не обеспечена жилым помещением, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования «Город Березники».

Действующим законодательством (ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, поэтому иск удовлетворен обоснованно.

Доводы ответчика о неисполнении Правительством Пермского края, Министерством строительства Пермского края финансовых обязательств, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, является фактически попыткой переложить на иных лиц ответственность за ненадлежащее исполнение собственных полномочий, а ссылка администрации г. Березники на недостаточность денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа должно быть обеспечено немедленно при обращении за жилыми помещениями лиц указанной категории при наступлении предусмотренных в законе обстоятельств (достижение определенного возраста, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия и др.). Немедленное предоставление жилых помещений лицам указанной категории из специализированного жилищного фонда должно достигаться посредством формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

При этом формирование и ведение указанного выше списка, в свою очередь, направлено в том числе на эффективное планирование бюджетных денежных средств для приобретения (строительства) жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа; заблаговременный учет таких детей; установление нуждаемости лиц указанной категории в жилых помещениях; контроль за своевременным обеспечением лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, но не устанавливает очередность предоставления жилья.

Сам по себе факт включения истца в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не свидетельствует, вопреки позиции ответчика, об исполнении уполномоченным органом обязательств по предоставлению жилого помещения.

Гарантированное законом право истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений, и включенных в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, ранее истца.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Березниковского городского суда Пермского края от 08.08.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Березники – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение составлено 26.10.2023.

Дело № 33-11662/2023

(№ 2-2756/2023)

УИД УИД 59RS0011-01-2023-003267-89

Судья Зуева О.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 24 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Журавлевой В.М., Кляусовой И.В.

при секретаре Говорухиной Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Березники, действующего в защиту прав и законных интересов Шерстобитовой Анастасии Владимировны, к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда, по апелляционной жалобе администрации г.Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 08.08.2023.

Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения истца Шерстобитовой А.В., прокурора отдела прокуратуры Пермского края Рычковой А.Б., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

прокурор г. Березники обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Шерстобитовой А.В. к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений в черте муниципального образования город Березники.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Березники в связи с поступившим обращением Шерстобитовой А.В. проведена проверка, в ходе которой установлено, что Шерстобитова А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Решением Березниковского городского суда от 13.05.2003 Ш. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Шерстобитовой А.В. МТУ по Александровскому муниципальному округу и городскому округу «город Кизел» Министерства социального развития Пермского края 15.09.2020 установлен факт невозможности проживания Шерстобитовой А.В. в ранее занимаемом помещении по ****, в связи с тем, что общая жилая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении. Постановлением администрации г. Березники от 13.04.2021 № 01-02-461 Шерстобитова А.В. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. На 01.06.2023 истец состоит в очереди под № 122. В ЕГРН отсутствует информация о правах на какие – либо объекты недвижимости.

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 08.08.2023 на администрацию города Березники Пермского края возложена обязанность предоставить Шерстобитовой Анастасии Владимировне на территории города Березники Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых для этих целей.

Об отмене постановленного решения в апелляционной жалобе просит ответчик, указывая, что ответчиком осуществлялись действия по обеспечению Шерстобитовой А.В. жильем в порядке, установленном законодательством. Шерстобитова А.В. включена в список детей-сирот. Само по себе то обстоятельство, что с момента постановки на учет до настоящего времени истцу не предоставлено помещение, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав Шерстобитовой А.В. Шерстобитова А.В. не утратила право на получение жилья. Всего в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г.Березники в настоящее время состоят 309 лиц. Из них у 210 лиц право на получение жилого помещения возникло и не реализовано. Выделение Правительством края субвенции на обеспечение 8 из 210 лиц является нарушением со стороны Правительства края. Администрацией г.Березники проведены все мероприятия по информированию Правительства края о сложившейся ситуации.

Прокуратурой г.Березники на апелляционную жалобу поданы возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец, прокурор просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Администрация г. Березники, УИЗО администрации г. Березники, Министерство социального развития Пермского края о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просят.

Министерством социального развития Пермского края подано ходатайство с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу без участия своего представителя.

На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), с учетом надлежащего извещения сторон, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене либо изменению.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).

Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).

Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Шерстобитова А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 13.05.2003 одинокая мать Ш. лишена родительских прав в отношении своей несовершеннолетней дочери Шерстобитовой А.В.

Ш. умерла 25.06.2008.

На основании Распоряжения главы города Березники Пермского края № 1091-р от 17.12.2008 несовершеннолетняя Шерстобитова А.В. передана в приемную семью.

Шерстобитова А.В. имеет в общедолевой собственности жилое помещение, расположенное по адресу: ****, с 20.1.02016 по 16.03.2021 была зарегистрирована по указанному адресу.

Согласно Заключению Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Александровскому муниципальному округу и городскому округу «Город Кизел» от 15.09.2020 жилое помещение по адресу: **** не пригодно для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Указанное жилье признано непригодным для проживания (л.д. 82-84).

В период с 01.09.2018 по 30.06.2021 Шерстобитова А.В. проходила обучение в ГБПОУ «Пермский профессиональный педагогический колледж». В период с 26.10.2020 по 30.06.2021 имела временную регистрацию по адресу: ****.

На основании Постановления муниципального округа «Город Березники» № 01.02.461 от 13.04.2021 Шерстобитова А.В. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Шерстобитова А.В. объектов недвижимости в собственности не имеет.

До настоящего времени истец не обеспечена жильем в установленном законом порядке, что является нарушением ее прав. Из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях, не исключена.

Установив изложенные выше обстоятельства, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела Шерстобитова А.В. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о возложении на администрацию г. Березники обязанности по предоставлению ей жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда подлежат удовлетворению.

Доказательства тому, что с момента постановки на учет изменились обстоятельства, в связи, с чем Шерстобитова А.В. перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья в собственность либо в постоянное пользование по договору социального найма, или по иным установленным законом основаниям, в судебном заседании суду первой и апелляционной инстанции не представлены.

На сегодняшний день Шерстобитова А.В. не обеспечена жилым помещением, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования «Город Березники».

Действующим законодательством (ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, поэтому иск удовлетворен обоснованно.

Доводы ответчика о неисполнении Правительством Пермского края, Министерством строительства Пермского края финансовых обязательств, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, является фактически попыткой переложить на иных лиц ответственность за ненадлежащее исполнение собственных полномочий, а ссылка администрации г. Березники на недостаточность денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа должно быть обеспечено немедленно при обращении за жилыми помещениями лиц указанной категории при наступлении предусмотренных в законе обстоятельств (достижение определенного возраста, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия и др.). Немедленное предоставление жилых помещений лицам указанной категории из специализированного жилищного фонда должно достигаться посредством формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

При этом формирование и ведение указанного выше списка, в свою очередь, направлено в том числе на эффективное планирование бюджетных денежных средств для приобретения (строительства) жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа; заблаговременный учет таких детей; установление нуждаемости лиц указанной категории в жилых помещениях; контроль за своевременным обеспечением лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, но не устанавливает очередность предоставления жилья.

Сам по себе факт включения истца в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не свидетельствует, вопреки позиции ответчика, об исполнении уполномоченным органом обязательств по предоставлению жилого помещения.

Гарантированное законом право истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений, и включенных в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, ранее истца.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Березниковского городского суда Пермского края от 08.08.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Березники – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение составлено 26.10.2023.

33-11662/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Высочанская Ольга Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
27.09.2023Передача дела судье
24.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2023Передано в экспедицию
24.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее