10RS0011-01-2022-009961-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2022 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Шишкарёвой И.А. при секретаре Шориной В.В., с участием помощника прокурора Красновой А.Ю., представителей ответчика по доверенности Федотковой А.Ю., Шиловой А.В., представителя ответчика по доверенности Егорова С.В., представителя третьего лица Самохвалова Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи гражданское дело по иску прокурора г.Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к министерству социальной защиты Республики Карелия, государственному бюджетному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Надежда» о понуждении совершить определенные действия,
установил:
Прокурор г.Петрозаводска в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к министерству социальной защиты Республики Карели, государственному бюджетному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда» о понуждении совершить определенные действия, по следующим мотивам. Была проведена проверка, направленная на защиту прав и интересов несовершеннолетних, выявлены нарушения правил пожарной безопасности в ГБУ СО РК «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда». Выявлено, что в нарушение ч.2 ст.4, ч.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также п.4.2.18 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194: ширина эвакуационных выходов из помещений на 2 этаже на лестничные клетки (помещения № на лестничные клетки 9, в соответствии с поэтажным планом) в свету менее 0,8 метра (фактическая ширина 0,73 м); ширина эвакуационного выхода из помещения на 1 этаже в лестничную клетку (помещение № на лестничную клетку № в соответствии с поэтажным планом) в свету менее 0,8 метра (фактическая ширина составляет 0,73 м); ширина эвакуационных выходов помещений на 1 этаже (помещения № на поэтажном плане) в свету менее 0,8 метра (фактическая ширина составляет 0,68 м). Также в нарушение ч.2 ст.4, ч.4 ст.6 ФЗ № 123, а также п.5.1.4 Свода правил ширина эвакуационных выходов из помещения коридора на первом этаже (помещение № на поэтажном плане) при числе эвакуирующихся более 15 человек через лестничные клетки (помещения №) менее 1,2 м (фактическая ширина составляет от 0,77 до 0,92 м). В нарушение ч.2 ст.4, ч.4 ст.6 ФЗ № 123, а также п.п.5.1.2, 4.3.4 Свода правил: ширина горизонтальных участков пути эвакуации для общего коридора на 1-ом этаже здания (помещение № на поэтажном плане), по которому могут эвакуироваться из помещений более 15 человек менее 1,2 метра (фактическая ширина на отдельных участках пути эвакуации составляет от 0,92 м до 1,1 м); ширина эвакуационного пути по коридору на 1-ом этаже здания (помещение № на поэтажном плане) при одностороннем расположении дверей, открывающихся из помещений (помещения № на поэтажном плане) в указанный коридор, менее 1,2 метра (фактическая ширина коридора 1,3 м, при этом ширина эвакуационного пути 0,9 м при ширине дверных полотен 0,8 м). По результатам проведенных проверок отделом, центру выданы предписания № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, с установленными сроками устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Вместе с тем, предписания до настоящего времени не исполнены, нарушения не устранены. Однако выполнение требований законодательства по пожарной безопасности является обязательным для центра. Центр, являясь бюджетным учреждением, обращался к учредителю - министерству социальной защиты Республики Карелия с просьбой выделить достаточный объем финансовых средств на ремонт и устранение предписаний надзорных органов, однако до настоящего времени денежные средства не выделены, ремонтные работы не произведены, что делает невозможным безопасное функционирование центра. Истец просит обязать Министерство социальной защиты Республики Карелия обеспечить финансирование следующих работ, необходимых для выполнения требований пожарной безопасности в ГБУ СО РК «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда», расположенном по адресу: <адрес> обеспечить ширину эвакуационных выходов из помещений на 2 этаже на лестничные клетки (помещения № на лестничные клетки 9, в соответствии с поэтажным планом) в свету не менее 0,8 метра; обеспечить ширину эвакуационного выхода из помещения на 1 этаже в лестничную клетку (помещение № на лестничную клетку № в соответствии с поэтажным планом) в свету не менее 0,8 метра; обеспечить ширину эвакуационных выходов помещений на 1 этаже (помещения № на поэтажном плане) в свету не менее 0,8 метра; обеспечить ширину эвакуационных выходов из помещения коридора на первом этаже (помещение № на поэтажном плане) при числе эвакуирующихся более 15 человек через лестничные клетки (помещения №) не менее метра; обеспечить ширину горизонтальных участков пути эвакуации для общего коридора на 1-ом этаже здания (помещение № на поэтажном плане), по которому могут эвакуироваться из помещений более 15 человек, не менее 1,2 метра; обеспечить ширину эвакуационного пути по коридору на первом этаже здания (помещение № на поэтажном плане) при одностороннем расположении дверей, открывающихся из помещений (помещения № на поэтажном плане) в указанный коридор, не менее 1,2 метра. Обязать государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Республики Карелия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда», расположенное по адресу: <адрес>, выполнить следующие работы, необходимые для выполнения требований пожарной безопасности: обеспечить ширину эвакуационных выходов из помещений на 2 этаже на лестничные клетки (помещения № на лестничные клетки 9, в соответствии с поэтажным планом) в свету не менее 0,8 метра; обеспечить ширину эвакуационного выхода из помещения на 1 этаже в лестничную клетку (помещение № на лестничную клетку № в соответствии с поэтажным планом) в свету не менее 0,8 метра; обеспечить ширину эвакуационных выходов помещений на 1 этаже (помещения № на поэтажном плане) в свету не менее 0,8 метра; обеспечить ширину эвакуационных выходов из помещения коридора на первом этаже (помещение № на поэтажном плане) при числе эвакуирующихся более 15 человек через лестничные клетки (помещения №) не менее метра; обеспечить ширину горизонтальных участков пути эвакуации для общего коридора на 1 -ом этаже здания (помещение № на поэтажном плане), по которому могут эвакуироваться из помещений более 15 человек, не менее 1,2 метра; обеспечить ширину эвакуационного пути по коридору на 1-ом этаже здания (помещение № на поэтажном плане) при одностороннем расположении дверей, открывающихся из помещений (помещения № на поэтажном плане) в указанный коридор, не менее 1,2 метра.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены министерство имущественных и земельных отношений, министерство финансов РК.
В судебном заседании помощник прокурора Краснова А.Ю. требования поддержала.
Представители ответчика по доверенности Федоткова А.Ю., Шилова А.В. в судебном заседании требования не признали, указав на отсутствие финансирования. Представлен отзыв на иск, по которому с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ центром неоднократно в адрес учредителя направлялись письма с обоснованием необходимости выделения дополнительных финансовых средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности. В ДД.ММ.ГГГГ году ООО «Аудит-профессионал» был подготовлен отчет по результатам расчета по оценке пожарного риска для здания, в котором расположен центр. Предписания не исполнены не по вине центра. Прокурор должен представить доказательства того, что центр имеет возможность самостоятельно исполнить решение суда в случае возложения обязанности. Центр не имеет необходимых, в том числе значительных (для фактической реконструкции здания) финансовых средств для устранения нарушений финансовой безопасности, решение суда будет изначально неисполнимо.
Представитель министерства социальной защиты по доверенности Егоров С.В. в судебном заседании требования не признал, указав, что существует определенный порядок для запроса соответствующих субсидий для исполнения предписания. Заявка в ДД.ММ.ГГГГ году была направлена учреждением, но она была коммерчески не подтверждена. Соответственно, денежные средства не были выделены. Если заявка поступит в соответствии с правилами, то будет одобрена. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ году учреждение сообщало, что ширину проемов невозможно расширить, т.к. требует вмешательства в несущие конструкции.
Представитель третьего лица Самохвалов Ю.В. полагал, что требования подлежат удовлетворению, предписания выносились, не все пункты выполнены. В случае, если действительно проемы нельзя будет увеличить, есть иные меры для выполнения требований пожарной безопасности.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте рассмотрения дела. Министерством финансов РК представлено ходатайство, по которому требования не подлежат удовлетворению к министерству. Собственник, передав имущество во владение, возлагает на учреждение и обязанности по его содержанию.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов.
В соответствии с п. 3 ст. 35 данного Федерального закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Положения ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положения данного Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, техническом обслуживании, эксплуатации объектов защиты.
В силу ст.89 ФЗ № 123 эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
В соответствии с п. 1.1 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ.
Как следует из письма Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.08.2013 «О применении нормативных актов», применение нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих требования пожарной безопасности, осуществляется исключительно с учетом обязательности исполнения в части, не противоречащей требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ и п. 1 ст. 46 Федерального закона от 22.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», области их применения (проектирования, строительство и эксплуатация), действия во времени (с момента вступления в законную силу и только на объекты, запроектированные и построенные, а также на которых произведен капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение и изменение функционального назначения после указанного момента времени, если иное прямо не предусмотрено нормативным документов).
Письмом МЧС России N 19-2-12-3578 от 22.03.2013 разъяснено, что собственник вправе выбирать способ обеспечения пожарной безопасности подобного рода объекта путем выполнения положений законодательства и нормативных документов по пожарной безопасности, принятых в его развитие, либо реализации требований нормативных документов, в соответствии с которыми указанный объект запроектирован и построен. Для объектов, построенных до вступления в силу указанных законов, обеспечение пожарной безопасности подтверждается определением уровня пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91* «Пожарная безопасность. Общие требования»; для зданий, запроектированных и построенных после его вступления в силу - на основании расчета пожарного риска, выполненного по утвержденным в установленным порядке методикам.
В п. 39 Приказа МЧС России от 16.03.2007 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введениях их в действие и применения» разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в ДД.ММ.ГГГГ г.г. отделом надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> УНДиПР ГУ МЧС России по РК в центре проведены проверки соблюдения правил пожарной безопасности, по результатам которой выявлены следующие нарушения. В нарушение ч.2 ст.4, ч.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также п.4.2.18 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194:- ширина эвакуационных выходов из помещений на 2 этаже на лестничные клетки (помещения №, на лестничные клетки 9, в соответствии с поэтажным планом) в свету менее 0,8 метра (фактическая ширина 0,73 м); ширина эвакуационного выхода из помещения на 1 этаже в лестничную клетку (помещение № на лестничную клетку № в соответствии с поэтажным планом) в свету менее 0,8 метра (фактическая ширина составляет 0,73 м); ширина эвакуационных выходов помещений на 1 этаже (помещения № на поэтажном плане) в свету менее 0,8 метра (фактическая ширина составляет 0,68 м). Также в нарушение ч.2 ст.4, ч.4 ст.6 ФЗ № 123, а также п.5.1.4 Свода правил ширина эвакуационных выходов из помещения коридора на первом этаже (помещение № на поэтажном плане) при числе эвакуирующихся более 15 человек через лестничные клетки (помещения №) менее 1,2 м (фактическая ширина составляет от 0,77 до 0,92 м). В нарушение ч.2 ст.4, ч.4 ст.6 ФЗ № 123, а также п.п.5.1.2, 4.3.4 Свода правил: ширина горизонтальных участков пути эвакуации для общего коридора на 1-ом этаже здания (помещение № на поэтажном плане), по которому могут эвакуироваться из помещений более 15 человек менее 1,2 метра (фактическая ширина на отдельных участках пути эвакуации составляет от 0,92 м до 1,1 м); ширина эвакуационного пути по коридору на 1-ом этаже здания (помещение № на поэтажном плане) при одностороннем расположении дверей, открывающихся из помещений (помещения № на поэтажном плане) в указанный коридор, менее 1,2 метра (фактическая ширина коридора 1,3 м, при этом ширина эвакуационного пути 0,9 м при ширине дверных полотен 0,8 м).
По результатам проведенных проверок отделом, центру выданы предписания № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, с установленными сроками устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Несмотря на то, что выполнение требований законодательства по пожарной безопасности является обязательным для центра, предписания выполнены не были.
Для устранения выявленных нарушений необходим большой объем финансирования, о чем центр неоднократно информировал учредителя - министерство социального развития Республики Карелия.
В п.1.1 Устава ГБУ СО РК «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 31.05.2016 № 1025, указано, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной Республикой Карелия в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан.
В соответствии с п.5.3 Устава финансовое обеспечение деятельности центра осуществляется на основе плана финансово-хозяйственной деятельности за счет субсидий из бюджета Республики Карелия, предоставляемых на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и пр.
В соответствии с п.5.8 Устава финансовое обеспечение деятельности центра по выполнению государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета Республики Карелия. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за центром учредителем или приобретенных центром за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения.
Согласно со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета, а главным распорядителем таких средств является министерство.
Центр, являясь бюджетным учреждением, обращался к учредителю - министерству социальной защиты Республики Карелия с просьбой выделить достаточный объем финансовых средств на ремонт и устранение предписаний надзорных органов, однако до настоящего времени денежные средства не выделены, ремонтные работы не произведены, что делает невозможным безопасное функционирование центра.
Отсутствие финансирования не может служить основанием для отказа в иске.
Невыполнение всех указанных требований по противопожарной безопасности в центре представляет собой угрозу жизни и здоровью лицам, находящимся в указанном учреждении. Выявленные нарушения норм и правил пожарной безопасности создают непосредственную угрозу при возникновении пожара, способствуют быстрому распространению огня, препятствуют ликвидации пожара и спасению людей, что может повлечь гибель неопределенного круга лиц и уничтожению материальных ценностей. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в нарушение норм ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, ответчиками не представлено.
В связи с чем требования подлежат удовлетворению в полном объеме к двум ответчикам.
Однако в силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Между тем, с учетом того, что бюджет Республики Карелии на ДД.ММ.ГГГГ год сформирован, суд полагает возможным, обязав министерство произвести указанные действия в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с требованиями вышеуказанной статьи, а так же с учетом того, что для исполнения требований прокурора требуется время, принимая во внимание позицию ответчика и требования законодательства, суд находит возможным возложить на центр выполнение указанных в настоящем решении работ после поступления денежных средств на устранение нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора г.Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к министерству социальной защиты Республики Карелии (ИНН №, ОГРН №), государственному бюджетному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда» (ИНН № ОГРН № о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать министерство социальной защиты Республики Карелия (ИНН № ОГРН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование следующих работ, необходимых для выполнения требований пожарной безопасности в государственном бюджетном учреждении социальной защиты Республики Карелия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда», расположенном по адресу: <адрес> обеспечить ширину эвакуационных выходов из помещений на 2 этаже на лестничные клетки (помещения №, на лестничные клетки 9, в соответствии с поэтажным планом) в свету не менее 0,8 метра; обеспечить ширину эвакуационного выхода из помещения на 1 этаже в лестничную клетку (помещение № на лестничную клетку № в соответствии с поэтажным планом) в свету не менее 0,8 метра; обеспечить ширину эвакуационных выходов помещений на 1 этаже (помещения № на поэтажном плане) в свету не менее 0,8 метра; обеспечить ширину эвакуационных выходов из помещения коридора на первом этаже (помещение № на поэтажном плане) при числе эвакуирующихся более 15 человек через лестничные клетки (помещения № не менее метра; обеспечить ширину горизонтальных участков пути эвакуации для общего коридора на 1-ом этаже здания (помещение № на поэтажном плане), по которому могут эвакуироваться из помещений более 15 человек, не менее 1,2 метра; обеспечить ширину эвакуационного пути по коридору на первом этаже здания (помещение № на поэтажном плане) при одностороннем расположении дверей, открывающихся из помещений (помещения № на поэтажном плане) в указанный коридор, не менее 1,2 метра.
Обязать государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Республики Карелия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда» (ИНН № ОГРН № расположенное по адресу: <адрес>, после поступления денежных средств на устранение допущенных нарушений требований пожарной безопасности выполнить следующие работы, необходимые для выполнения требований пожарной безопасности: обеспечить ширину эвакуационных выходов из помещений на 2 этаже на лестничные клетки (помещения №, на лестничные клетки 9, в соответствии с поэтажным планом) в свету не менее 0,8 метра; обеспечить ширину эвакуационного выхода из помещения на 1 этаже в лестничную клетку (помещение № на лестничную клетку № в соответствии с поэтажным планом) в свету не менее 0,8 метра; обеспечить ширину эвакуационных выходов помещений на 1 этаже (помещения № на поэтажном плане) в свету не менее 0,8 метра; обеспечить ширину эвакуационных выходов из помещения коридора на первом этаже (помещение № на поэтажном плане) при числе эвакуирующихся более 15 человек через лестничные клетки (помещения № не менее метра; обеспечить ширину горизонтальных участков пути эвакуации для общего коридора на 1 -ом этаже здания (помещение № на поэтажном плане), по которому могут эвакуироваться из помещений более 15 человек, не менее 1,2 метра; обеспечить ширину эвакуационного пути по коридору на первом этаже здания (помещение № на поэтажном плане) при одностороннем расположении дверей, открывающихся из помещений (помещения № на поэтажном плане) в указанный коридор, не менее 1,2 метра.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.А. Шишкарёва
Мотивированное решение составлено 16.11.2022