РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.Г.
при секретаре Чиж Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 ноября 2012 года в г. Кургане Курганской области гражданское дело по заявлению Незговоровой Н.П. к финансовому отделу Администрации Кетовского района, Администрации Кетовского района, Управлению Федерального казначейства Кетовского района по Курганской области, Администрации Чашинского сельсовета, отделу Управления Федерального казначейства Кетовского района Курганской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Незговорова Н.П. обратилась в суд с заявлением к Администрации Чашинского сельсовета, отделению по Кетовскому району Управления Федерального казначейства по Курганской области, Управлению Федерального казначейства по Курганской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. В ходе рассмотрения дела требования предъявили к Финансовому отделу Администрации Кетовского района Курганской области, Администрации Кетовского района Курганской области, Управлению Федерального казначейства Кетовского района Курганской области, Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области, Управлению Федерального казначейства по Курганской области. В обоснование заявленных требований указали, что решением Кетовского районного суда Курганской области от <...> на Администрацию Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области возложена обязанность по предоставлению Незговоровой Н.П. вне очереди жилого помещения в размере не менее <...> кв.м. по договору социального найма, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории Администрации Чашинского сельсовета. Решение суда длительное время не исполнялось, в связи с чем определением Кетовского районного суда Курганской области от <...> изменен способ исполнения указанного решения, с Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области в ее пользу взыскана компенсация стоимости жилья в размере <...> рублей. Исполнительный лист был принят к исполнению <...> в отделении по Кетовскому району Управления Федерального казначейства по Курганской области. До настоящего времени решения судов не исполнены. Жилое помещение, в котором она проживает, представляет угрозу для жизни и здоровья. Ссылается на ст.ст. 1,5 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. ст. 7, 242.1, 242.2,243, 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которых решение суда о взыскании денежных средств должно быть исполнено не позднее трех месяцев с момента вступления решения в законную силу. Со ссылками на ст.ст. 244.1,244.9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее- Федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ) просила взыскать с Финансового отдела Администрации Кетовского района Курганской области, Администрации Кетовского района Курганской области, Управления Федерального казначейства Кетовского района Курганской области, Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области, Управления Федерального казначейства по Курганской области компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере <...> рублей, судебные расходы с перечислением денежных средств на лицевой счет, открытый на имя Незговоровой Н.П..
Заявитель Незговорова Н.Н., ее представитель по доверенности ФИО11 в судебном заседании заявленные требования поддержали, полагали, сумма заявленных требований соответствует длительности неисполнения решений. Пояснили, что факт проживания в жилом помещении, непригодном для проживания, уклонение ответчиков от исполнения решения, нравственные переживания, являются основанием для взыскания компенсации в заявленной сумме, полагали, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна быть взыскана со всех ответчиков. Признавая факт отсутствия денежных средств у Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области, полагали, заявленная компенсация также подлежит взысканию с Администрации Кетовского района Курганской области и финансового отдела Администрации Кетовского района Курганской области.
Администрация Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области в письменном отзыве просит отказать Незговоровой Н.П. в удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что требуемого жилого помещения в муниципальном жилом фонде нет, бюджет Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области не располагает достаточными средствами для исполнения решения суда. Ссылается на то, что в бюджете Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области на <...> были заложены лимиты бюджетных обязательств в размере <...> рублей в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет фонда выравнивания Кетовского района Курганской области. Указывает на причины неисполнения решения, а именно отсутствие жилья в пос.Чашинский Кетовского района Курганской области, связанные с пожарами в <...>, в связи с чем способ исполнения решения был изменен именно по заявлению Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области. Решение суда о взыскании в пользу Незговоровой Н.П. компенсации стоимости жилья не исполнено ввиду того, что Финансовый отдел Администрации Кетовского района Курганской области необоснованно снизил средства, направленные на выравнивание бюджетной обеспеченности, что привело к отсутствию средств в бюджете Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области на исполнение решения суда. Указывает на то, что Администрация Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области предпринимала меры к исполнению решения, обращалась в Администрацию Кетовского района Курганской области, Финансовый отдел Администрации Кетовского района за выделением соответствующих лимитов, однако указанные лимиты были отозваны. Ссылается на отсутствие в штатном расписании Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области финансового отдела, и должностных лиц, осуществляющих полномочия финансового отдела Чашинского сельсовета. Полагает, в силу соглашения между Администрацией Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области и Администрацией Кетовского района Курганской области, полномочия финансового отдела Чашинского сельсовета Кетовского района переданы Финансовому отделу Кетовского района Курганской области, что является основанием для взыскания заявленной компенсации с Администрации Кетовского района Курганской области и Финансового отдела Кетовского района Курганской области. Указывает на то, что Финансовый отдел Кетовского района Курганской области незаконно не отразил в бюджете Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области задолженность перед Незговоровой Н.П., что является нарушением принципа полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета и привело к затягиванию исполнения решений суда. <...> отделением по Кетовскому району Управления Федерального казначейства по Курганской области операции по счетам Администрации Чашинского сельсовета были приостановлены, что привело к отключению света, телефона, невыплате заработной платы. Указывает на то, что организация исполнения бюджета Чашинского сельсовета в полномочия Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области не входит. Полагает, размер компенсации, заявленный Незговоровой Н.П. явно завышен, наложение дополнительных финансовых обязательств только усугубит положение Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области.
В судебном заседании представитель Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области ФИО12 доводы, изложенные в письменном отзыве, поддержал, не оспаривал нарушение права заявителя на исполнение решения в разумный срок, просил заявление Незговоровой Н.П. оставить без удовлетворения.
От Администрации Кетовского района Курганской области, Финансового отдела Администрации Кетовского района Курганской области поступил письменный отзыв, в котором они выражают несогласие с заявлением Незговоровой Н.П. Указывают на то, что с момента предъявления исполнительного листа к исполнению в отделение Управления Федерального казначейства Курганской области предприняты меры к исполнению решений суда. Указывают, что Финансовый отдел Администрации Кетовского района Курганской области является распорядителем средств бюджета Кетовского района, но не распорядителем средств бюджетов сельских советов, в том числе и Чашинского сельского совета Кетовского района Курганской области. Подтверждают, что в <...> бюджету поселения Чашинский сельсовет Кетовского района Курганской области была предоставлена дотация целевого назначения в размере <...> рублей на приобретение жилья Незговоровой Н.П.. В связи с тем, что указанная дотация не была использована, а также в связи с изменением способа исполнения решения суда указанная дотация, имеющая целевое назначение, была отозвана. Полагают, исполнение решения должно производиться в соответствии с Бюджетным законодательством, Федеральным законом от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации». Указывают на то, что ни Администрация Кетовского района, ни Финансовый отдел Администрации Кетовского района Курганской области распорядителем средств бюджета Администрации Чашинского сельсовета не являются.
В судебном заседании представители Администрации Кетовского района Курганской области, Финансового отдела Кетовского района Курганской области ФИО13., ФИО14 доводы, изложенные в письменном отзыве, поддержали. Пояснили, что в соответствии с соглашением между Администрацией Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области и Администрацией Кетовского района, Администрации Кетовского района Курганской области переданы полномочия по бухгалтерскому учету. Указанные полномочия осуществляются специалистом «Централизованной бухгалтерии муниципальных образований сельсоветов» финансового отдела Администрации Кетовского района, который самостоятельным юридическим лицом не является. Финансовый отдел Администрации Кетовского района финансовым органом Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области не является, осуществляет только бухгалтерский учет, полномочия по формированию и исполнению бюджета Чашинского сельсовета не осуществляет. Единый лицевой счет бюджета Чашинского сельсовета открыт на Администрацию Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области, которая и является распорядителем бюджета, проект бюджета составляется специалистом бухгалтерии «Централизованной бухгалтерии муниципальных образований сельсоветов» финансового отдела Администрации Кетовского района и главой Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области, бюджетную роспись осуществляет то же лицо. Какими-либо распорядительными функциями в области составления, формирования и исполнения бюджета Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области они не обладают.
Председатель Кетовской районной Думы Курганской области ФИО15. доводы, изложенные представителями Администрации Кетовского района Курганской области, Финансового отдела Администрации Кетовского района Курганской области поддержал.
Управление Федерального казначейства по Курганской области в письменном отзыве просит заявление Незговоровой Н.П. оставить без удовлетворения, полагает, требования к Управлению Федерального казначейства по Курганской области заявлены не обоснованно. Ссылаясь на ст. 166.1, главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положение о Федеральном казначействе, Положение об Управлении Федерального казначейства по Курганской области, указывает, что Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти и территориальные органы Федерального казначейства, включая Управление Федерального казначейства, обладают специальной компетенцией, обеспечивают проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства. Указанное свидетельствует о том, что Управление Федерального казначейства по Курганской области самостоятельно не санкционирует оплату денежных обязательств, а действует от имени и по поручению получателей средств бюджетов и органов государственной власти, лицевые счета которых открыты в Управлении Федерального казначейства по Курганской области. В соответствии со ст.ст. 242.1, 242. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации Управление Федерального казначейства по Курганской области осуществляет только открытие и ведение лицевых счетов должников – муниципальных казенных учреждений и участвует в исполнении исполнительных документов, выданных на основании судебных актов, полномочиями самостоятельно распоряжаться денежными средствами должника, в том числе и Администрации Чашинского сельсовета, не обладает. Полагает, надлежащими ответчиками по делу являются Финансовый отдел Администрации Кетовского района Курганской области и Администрация Чашинского сельсовета. Указали, что исполнительный лист, выданный Кетовским районным судом Курганской области о взыскании с Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области суммы в размере <...> рублей, поступил в отделение по Кетовскому району Управления Федерального казначейства по Курганской области <...>, был принят к исполнению, поскольку лицевой счет Администрации Чашинского сельского совета открыт в отделении.
В соответствии с п. 2 ст. 242.5 БК РФ <...> Отделением в адрес Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области было направлено уведомление о поступлении исполнительного документа, вручено должнику <...>. Администрация Чашинского сельсовета в соответствии с п. 3 ст. 242.5 БК РФ предоставила информацию от <...> № об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Письмом от <...> № Администрация Чашинского сельсовета уточнила коды бюджетной классификации.
В связи с неисполнением Администрацией Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области требований исполнительного документа, на основании п. 7 ст. 242.5 БК РФ Отделением в адрес Администрации было направлено уведомление о приостановлении операций по расходованию средств. Взыскателю направлено уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа от <...>, в этом же уведомлении было разъяснено право на обращение с заявлением в Отделение об отзыве исполнительного документа. С <...> Отделением до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Администрации Чашинского сельсовета, открытых в Отделении, приостановлено.
В отзыве указано, что <...> в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности Отделения по Кетовскому району УФК по Курганской области путем реорганизации в форме присоединения к УФК по Курганской области. Полагают, требования Незговоровой Н.П. предъявлены к Управлению Федерального казначейства по Курганской области необоснованно, так как оно действовало в строгом соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, нарушений не допускало.
В судебном заседании представитель Управления Федерального Казначейства по Курганской области ФИО16 доводы, изложенные в письменном отзыве, поддержала.
Представитель третьего лица Отделения по Кетовскому району Управления федеральной службы судебных приставов по Курганской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещался надлежаще, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела №, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Установлено, что решением Кетовского районного суда Курганской области от <...> на Администрацию Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области возложена обязанность предоставить Незговоровой Н.П. вне очереди по договору социального найма на территории п.Чашинский Администрации Чашинского сельсовета жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее <...> кв.м.(л.д.172-173).
Определением Кетовского районного суда Курганской области от <...> заявление Незговоровой Н.П. об изменении способа исполнения решения Кетовского районного суда Курганской области от <...>, взыскании с Администрации Чашинского сельсовета денежных средств на приобретение жилья оставлено без удовлетворения, определение вступило в законную силу <...>.
Определением Кетовского районного суда Курганской области от <...> заявление должника Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области об изменении способа исполнения решения Кетовского районного суда Курганской области от <...> оставлено без удовлетворения, определение вступило в законную силу.
Определением Кетовского районного суда Курганской области от <...> заявление Незговоровой Н.П. об изменении способа исполнения решения Кетовского районного суда Курганской области от <...> удовлетворено в части, способ исполнения решения о предоставлении Незговоровой Н.П. вне очереди по договору социального найма на территории п.Чашинский Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области жилого помещения изменен, в пользу Незговоровой Н.П. с Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области взыскана компенсация в счет стоимости жилья в размере <...> рублей.
Кассационным определением Курганского областного суда от <...> определение Кетовского районного суда Курганской области от <...> отменено, в удовлетворении заявления Незговоровой Н.П. об изменении способа исполнения решения отказано.
<...> должник Администрация Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области обратилась в Кетовский районный суд Курганской области с заявлением об изменении способа исполнения решения Кетовского районного суда Курганской области от <...>.
Определением Кетовского районного суда Курганской области от <...> по заявлению ответчика Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области способ исполнения решения суда от <...> изменен, с Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области в пользу Незговоровой Н.П. взыскано <...> рублей – стоимость жилого помещения, необходимого для предоставления Незговоровой Н.П. (л.д.53).
Названное определение вступило в законную силу <...>. <...> исполнительный лист выдан Незговоровой Н.П., который принят к исполнению Отделением по Кетовскому району Управления Федерального Казначейства по Курганской области, до настоящего времени не исполнен.(л.д.54-57).
<...> Незговорова Н.П. обратилась в Отделение по Кетовскому району Управления Федерального Казначейства по Курганской области с заявлением о взыскании в ее пользу <...> рублей путем перечисления на лицевой счет на имя Незговоровой Н.П., что подтверждено копией заявления (л.д. 52).
В перечень обязательств Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области по выплате из бюджета сельского поселения в <...>, <...> денежного эквивалента стоимости жилья по судебным решениям заявитель не включена (л.д.137-144, 158-165).
Как пояснил в судебном заседании представитель Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области, заявитель не включена в перечень обязательств по причине отсутствия денежных средств на исполнение решения, а также в связи с тем, что дотации, выделенные для исполнения решения по предоставлению жилья, были отозваны.
Согласно Федеральному закону от 30.04.2010 № 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" истец может требовать компенсации за вред, причиненный ему в случае задержки исполнения судебного постановления, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В частности, согласно части 1 статьи 1 названного Федерального закона взыскатели при нарушении их права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 названной статьи компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, независящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям, в том числе о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), установлен в три месяца.
При этом при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления надлежаще оформленного исполнительного документа на исполнение до момента окончания производства по исполнению судебного акта (пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Поскольку определением Кетовского районного суда от <...> способ исполнения решения Кетовского районного суда от <...> о предоставлении Незговоровой Н.П. жилого помещения изменен, на Администрацию Чашинского сельсовета возложена обязанность выплатить заявителю денежную сумму вместо предоставления жилья, дата исполнения названного решения определяется со дня выплаты причитающейся заявителю суммы.
Данная правовая позиция сформулирована в практике Европейского суда по правам человека (пункт 34 постановления Европейского суда по правам человека от 12.04.2011 по делу «Золотарева и другие против России»).
Со дня вступления в законную силу определения Кетовского районного суда Курганской области до дня подачи заявления прошло 11 месяцев 6 дней, исходя из чего установлено, что исполнение решения в отношении заявителя длится около года.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд находит, что указанный срок исполнения решения является неразумным.
При этом суд учитывает практику Европейского суда по правам человека, выраженную в постановления «Стрельцов и другие против России», «Абдеевы против России», а также тот факт, что изменение способа исполнения решения суда было инициировано стороной ответчика, на которого была возложена обязанность по предоставлению жилья Незговоровой Н.П., общую продолжительность исполнения решения, факт того, что решение до настоящего времени не исполнено, а также значимость указанного решения для истца Незговоровой Н.П., проживающей в жилом помещении, признанным непригодным для постоянного проживания, грозящего обвалом, представляющем угрозу жизни и здоровью заявителя.
Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, чем в интересах общества и на условиях, предусмотренных законами и общими принципами международного права.
Из пояснений представителя Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области следует, что денежные средства по исполнению решения в пользу Незговоровой Н.П. могут быть выделены в пределах лимитов, утвержденных на финансовый год, по мере поступления доходов в муниципальный бюджет, в том числе и за счет дотаций. Препятствием для исполнения решения является отсутствие в бюджете сельского поселения на <...> и <...> средств на исполнение судебного решения о взыскании в пользу Незговоровой Н.П. <...> рублей. Обращение в Администрацию Кетовского района за выделением дотаций на исполнения решения оставлено без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 30, Пленума ВАС РФ № 64 от 23.12.2010 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок превышение разумного срока исполнения судебного акта не оправдывают обстоятельства, связанные, в том числе, с организацией процедуры исполнения судебных актов, отсутствием необходимых для исполнения судебного акта денежных средств.
Поскольку определение суда от <...> до настоящего времени не исполнено, а отсутствие денежных средств законодателем не предусмотрено в качестве основания для освобождения должника от исполнения судебного акта, требования Незговоровой Н.П. о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд находит обоснованными.
Как указал Европейский Суд по правам человека (пункт 32 постановления от 12.04.2011 по делу «Золотарева и другие против России»), неспособность кредитора добиться исполнения вынесенного в его пользу судебного решения в полном объеме и в разумные сроки является нарушением его права на справедливое судебное разбирательство, закрепленное пунктом 1 статьи 6 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», а также права на свободное пользование своим имуществом в соответствии со статьей 1 Протокола № 1.
Разумность сроков судебного разбирательства должна оцениваться с учетом обстоятельств дела на основании следующих критериев: сложность дела, действия заявителя и властей государства-ответчика, атакже значимость исхода дела для заявителя (Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Фридлендер против Франции").
Суд считает, что дело заявителя не было сложным, так как касалось прямого требования о выплате компенсации.
Принимая во внимание обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, отсутствие иных обязательств по взысканию денежных средств, продолжительность нарушения права заявителя на исполнение судебного решения в разумный срок и значимость его последствий для Незговоровой Н.П., с учетом критериев, установленных в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека при взыскании компенсации в связи с неисполнением (длительным неисполнением) вынесенных в пользу заявителя судебных решений о предоставлении жилья за аналогичный и более длительный период, с учетом принципов разумности и справедливости, суд определяет к взысканию компенсацию за нарушение права на исполнение судебного решения в разумный срок в пользу Незговоровой Н.П. в размере <...> рублей.
Согласно пункту 4 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 названного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета, в разумный срок исполняется соответствующим финансовым органом.
Пунктом 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 64 от 23.12.2010 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющих составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
В соответствии с Законом Курганской области от 06.07.2004 № 419 «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, сельского поселения, городского поселения, о месте нахождения представительных органов муниципальных районов, сельских поселений, об установлении наименований представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)» Чашинскому сельсовету Кетовского района Курганской области присвоен статус муниципального поселения.
В соответствии с Уставом Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области, принятого решением Чашинской сельской Думы от <...> № Чашинский сельсовет имеет собственный бюджет. Сбалансированность бюджета Чашинского сельсовета и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета Чашинского сельсовета, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств Чашинского сельсовета обеспечивают органы местного самоуправления Чашинского сельсовета (ст. 46 Устава).
Пунктом 3 ст. 46 Устава Чашинского сельсовета установлено, что порядок формирования, утверждения, исполнения бюджета Чашинского сельсовета, а также порядок контроля за его исполнением утверждается решением Чашинской сельской Думы с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законами Курганской области.
Из пояснений представителя Администрации Чашинского сельсовета в судебном заседании следует, что указанное решение, регулирующее порядок формирования, утверждения, исполнения бюджета, Чашинской сельской Думой не принято.
Уставом Чашинского сельсовета (ст. 20) определена структура органов местного самоуправления Чашинского сельсовета, к которым отнесены Чашинская сельская Дума, глава Чашинского сельсовета, Администрация Чашинского сельсовета.
Проект бюджета и отчет о его исполнении представляет на Утверждение Чашинской сельской Думы глава Чашинского сельсовета (п. 2 ст. 29 Устава).
Исполнительно-распорядительным органом Чашинского сельсовета, является Администрация Чашинского сельсовета, обладающая правами юридического лица (ст. 32 Устава).
В штате Чашинского сельсовета отсутствует самостоятельный финансовый орган, полномочия по формированию, исполнению бюджета Чашинского сельсовета осуществляет Администрация Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области.
Доводы представителя Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области о том, что надлежащим ответчиком является Финансовый отдел Администрации Кетовского района Курганской области, суд находит необоснованными.
В соответствии с соглашением между Администрацией Чашинского сельского совета и Администрацией Кетовского района от <...>, Администрации Кетовского района переданы полномочия только по ведению бухгалтерского учета, указанные полномочия осуществляются Финансовым отделом Администрации района «Централизованная бухгалтерия муниципальных образований сельсоветов».
В соответствии с указанным соглашением, Положением о Финансовом отделе Администрации Кетовского района полномочиями по составлению, формированию, исполнению бюджета Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области Финансовый отдел Кетовского района Курганской области не обладает, лицевого счета Чашинского сельсовета в Финансовом отделе Администрации Кетовского района нет, правом бюджетной росписи специалист Финансового отдела Администрации Кетовского района «Централизованная бухгалтерия муниципальных образований сельсоветов», распоряжения бюджетными средствами Чашинского сельсовета, не обладает.
Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки между поселениями, входящими в состав Кетовского района, является полномочиями Администрации Кетовского района в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», ст.ст. 11,15 Закона Курганской области от 28.12.2007 № 326 «О бюджетном процессе в Курганской области», однако ответственность по исполнению решения суда о взыскании денежных средств в пользу Незговоровой Н.П. не является субсидиарной.
С учетом изложенного, а также на основании пункта 4 части 1 ст. 244.9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит исполнению за счет средств бюджета Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области Администрацией Чашинского сельсовета.
Из пояснений сторон в судебном заседании следует, что единый лицевой счет Чашинского сельсовета открыт на Администрацию Кетовского района Курганской области, главным распорядителем средств бюджета является Администрация Чашинского сельсовета, бюджетную роспись осуществляет глава Администрации Чашинского сельсовета, бюджет сельского поселения на <...> и на <...> подписан главой Администрации Чашинского сельсовета.
Требования к Управлению Федерального казначейства Кетовского района по Курганской области и отделению Управления заявлены также необоснованно, так как <...> в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности Отделения по Кетовскому району УФК по Курганской области путем реорганизации в форме присоединения к УФК по Курганской области.
В соответствии со ст.ст. 242.1, 242. 5 Бюджетного кодекса российской Федерации Управление Федерального казначейства по Курганской области осуществляет только открытие и ведение лицевых счетов должников – муниципальных казенных учреждений и участвует в исполнении исполнительных документов, выданных на основании судебных актов, полномочиями самостоятельно распоряжаться денежными средствами должника, в том числе и Администрации Чашинского сельсовета не обладает.
В соответствии с пунктом 5 части 1 ст. 244.9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации денежная компенсация должна быть перечислена на банковский счет, открытый на имя Незговоровой Н.П. в филиале Курганского отделения Сбербанка России, реквизиты которого указаны в заявлении.
На основании пункта 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу Незговоровой Н.П. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей, подтвержденные чеком-ордером от <...> (л.д.
Решение о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194-198,244.9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Незговоровой Н.П. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать с Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области в лице Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области за счет средств бюджета Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в пользу Незговоровой Н.П. <...> (<...>) рублей, перечислив их на счет №, открытый на имя Незговоровой Н.П. в филиале № Курганского отделения Сбербанка России, ИНН №, БИК №, КПП №, ОКПО №, а также <...> (<...>) рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
В остальной части заявленных требований Незговоровой Н.П. отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Курганского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2012 года в 14-00.
Судья
Курганского областного суда И.Г.Ушакова