ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ФИО3
<...>,
<...>, 670000
тел/факс: 8 (3012) 21-50-78,
E-mail: vs.bur@sudrf.ru
Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/
судья Николаева И.П.
дело ...
поступило 30 июня 2021 года
УИД04RS0...-27
Р Е Ш Е Н И Е
... <...>
Верховный Суд Республики ФИО3 в составе судьи ФИО1 в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Министерства социальной защиты населения Республики ФИО3,
У С Т А Н О В И Л:
1. Постановлениемзаместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по <...> (ОСП по ВАП) ФИО5 от ... Министерство социальной защиты населения Республики ФИО3 (далее – Минсоцзащиты Республики ФИО3) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 30 000 рублей.
Минсоцзащиты Республики ФИО3 обжаловало постановление в районный суд.
Решением Железнодорожного районного суда <...> от ... постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях Минсоцзащиты Республики ФИО3 состава административного правонарушения.
Должностное лицо ФИО5 подала жалобу на решение районного суда в Верховный Суд Республики ФИО3.
В заседание вышестоящего суда должностное лицо и представитель Минсоцзащиты Республики ФИО3 не явились, ходатайство об отложении судебного разбирательства не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.
2. Рассмотрев дело, вышестоящий суд не находит оснований к отмене решения районного суда.
Согласно части 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характерав срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела видно, что решением Железнодорожного районного суда Республики ФИО3 от ... на Минсоцзащиты Республики ФИО3 возложена обязанность предоставитьФИО2 жилое помещение специализированного жилищного фонда.
... судебным-приставом исполнителем УФССП по РБ возбуждено исполнительное производство по исполнению данного решения, срок для добровольного исполнения установлен в пять дней с момента получения должником копии постановления.
В указанный срок требования исполнительного документа не исполнены.
... с Минсоцзащиты Республики ФИО3 взыскан исполнительский сбор, а также установлен новый срок для исполнения исполнительного документа – 30 дней со дня поступления требования судебного пристава-исполнителя.
Требование судебного пристава-исполнителя в установленный срок не исполнено.
... в отношении министерства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, ... вынесено постановление о назначении министерству административного наказания.
Возражая против привлечения к административной ответственности, Минсоцзащиты Республики ФИО3 ссылается на то, что решение суда невозможно исполнить в установленные судебным приставом-исполнителем сроки, поскольку процедура формирования специализированного жилищного фонда занимает длительное время.
Районный суд признал эти доводы обоснованными и указал в решении, что данных о наличии у Минсоцзащиты Республики ФИО3 на момент установления срока для исполнения исполнительного документа соответствующего жилого помещения не было. Министерство предприняло зависящие от него необходимые меры, обстоятельства, препятствовавшие исполнению решения суда в установленный срок, не могли быть устранены исключительно действиями министерства.
Выводы суда об отсутствии виновного поведения Минсоцзащиты Республики ФИО3 являются правильными.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Состав, предусмотренный частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, образует неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно статье 105 Федерального закона от ... № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:
в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения;
при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Таким образом, должник может быть привлечен к административной ответственности только в случае, если будет установлено, что он не выполнил требования исполнительного документа во вновь установленный срок без уважительных причин.
Применительно к исполнительному производству, возбужденному в отношении Минсоцзащиты Республики ФИО3, должно быть доказано, что министерство имело в своем распоряжении свободное жилое помещение специализированного жилищного фонда либо в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока могло в полном объеме осуществить процедуру приобретения специализированного жилья и передать это жилье взыскателю.
Согласно статье 6 Закона Республики ФИО3 от ... ...-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике ФИО3» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а такжедетям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики ФИО3.
Из статьи 9 данного Закона Республики ФИО3 следует, что гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные данным Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета. Порядок финансирования расходов, предусмотренных данным Законом, определяется Правительством Республики ФИО3.
Постановлением Правительства Республики ФИО3 от 14.03.2014 ... утверждена Государственная программа Республики ФИО3 «Социальная поддержка граждан».
Из данной Государственной программы следует, что ответственными соисполнителями мероприятия 3.7 «Обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» являются Минсоцзащиты Республики ФИО3 и Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики ФИО3. При этом Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики ФИО3 является главным распорядителем бюджетных средств, предусматриваемых в бюджете на строительство и приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Распоряжением Правительства Республики ФИО3 от ... ...-р утвержден Технологический регламент («дорожная карта») приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
В нем перечислены мероприятия по передаче жилых помещений, сроки реализации и ответственные исполнители.
Ряд мероприятий подлежат реализации в сроки, установленные Федеральным законом от ... № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из указанных норм видно, что Минсоцзащиты Республики ФИО3 не может единолично разрешить вопрос о приобретении жилья для детей-сирот. Процедура приобретения жилья для специализированного жилищного фонда занимает длительное время, в ней участвуют несколько органов исполнительной власти Республики ФИО3, органы местного самоуправления, государственные казенные и бюджетные учреждения.
Сведений о том, что у Минсоцзащиты Республики Бурятияна момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и установления нового срока исполнения имелась реальная возможность исполнить решение суда, материалы дела не содержат.
Судебный пристав-исполнитель сослался только на факт неисполнения требований исполнительного документа, не приведя в постановлении доказательства, которые свидетельствуют о неуважительности причин неисполнения решения суда.
При рассмотрении дела в районном суде Минсоцзащиты Республики ФИО3 представило ряд документов, в частности:
соглашение между Министерством просвещения России и Минсоцзащиты Республики ФИО3 от ... о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики ФИО3 на предоставление жилых помещенийдетям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа;
дополнительное соглашение между Министерством просвещения России и Минсоцзащиты Республики ФИО3 от ...;
протоколы еженедельных совещаний в Правительстве Республики ФИО3 по вопросу обеспечения жильем детей-сирот от 4 и ...;
протокол совещания «Об итогах формирования специализированного жилищного фонда для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2020 г. и задачах в 2021 г.», состоявшегося у Главы Республики ФИО3 ...;
подготовленные министерством проекты писем от имени Главы Республики ФИО3 на имя заместителя Председателя Правительства РФ ФИО6 и заместителя Генерального прокурора РФ ФИО7 «О ситуации по обеспечению жильем детей-сирот в Республике ФИО3»;
сведения о направлении министерством 5 и 16 февраля, ... информации на имя министра строительства и модернизации ЖКК Республики ФИО3 о потребности в жилых помещения для детей-сирот в 2021 году.
Также представлено письмо Минсоцзащиты Республики ФИО3 на имя первого заместителя председателя Правительства Республики ФИО3 от .... Из письма следует, что по состоянию на ... имеется 303 неисполненных судебных решения о предоставлении жилья, на исполнение которых требуется 606,493 млн рублей. В 2020 году на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот предусматривалось 184,924 млн рублей, в 2021 году – 47,005 млн рублей.
Эти документы подтверждают, что Минсоцзащиты Республики ФИО3 не бездействует, а принимает меры к разрешению проблемы в рамках предоставленных полномочий.
Доводы Минсоцзащиты Республики ФИО3 судебным приставом-исполнителем не опровергнуты.
Отсутствие виновного поведения не дает оснований для привлечения Минсоцзащиты Республики ФИО3 к административной ответственности, поэтому районный суд обоснованно отменил постановление о назначении административного наказания и прекратил производство по делу.
3. Доводы жалобы о неуважительности причин неисполнения требований исполнительного документа подлежат отклонению.
Из статьи 26.1 КоАП РФ следует, что по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Привлекая министерство к административной ответственности, судебный пристав-исполнитель ограничился формальной ссылкой на неисполнение требований исполнительного документа, не приведя в постановлении доказательства, подтверждающие вину министерства в совершении административного правонарушения.
При этом обстоятельства, установленные районным судом, свидетельствуют о том, что неисполнение требований исполнительного документа вызвано уважительными причинами.
Довод о том, что возложенная на Минсоцзащиты Республики ФИО3 обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не ставится в зависимость от отсутствия достаточных финансовых средств или иных условий, нельзя принять во внимание, поскольку это обстоятельство имеет значение при разрешении материально-правового спора.
Для привлечения к административной ответственности требуется установить виновное поведение лица, а в данном случае факта намеренного уклонения должника от исполнения решения суда не установлено.
Доказательства, представленные министерством, однозначно подтверждают невозможность исполнить решение суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Вопреки утверждению в жалобе, они являются объективными, полностью подтверждающими доводы министерства.
Кроме того, КоАП РФ не обязывает лицо доказывать свою невиновность.
В данном случае судебный пристав-исполнитель должен доказать не просто факт неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а именно неуважительность неисполнения, поскольку из статьи 105 Федерального закона от ... № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Судебный пристав-исполнитель не выяснял причины неисполнения требований исполнительного документа, поэтому нет оснований считать, что доказано виновное поведение министерства.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9КоАП РФ, вышестоящий суд
Р Е Ш И Л:
Решение Железнодорожного районного суда <...> от ... по делу об административном правонарушении в отношении Министерства социальной защиты населения Республики ФИО3 оставить без изменения, жалобузаместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по <...> (ОСП по ВАП) ФИО5 – без удовлетворения.
Судья ФИО1