Решение по делу № 2-1-1760/2024 от 11.10.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2024 г. г. Ливны Орловская область

Ливенскийрайонный суд Орловской области в составепредседательствующего судьи Соповой Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ходаковой Л.А.,

с участием помощника Ливенского межрайонного прокурора Орловской области Фоминой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску заместителя Ливенской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, о возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата,

установил:

заместитель Ливенского межрайонного прокурора Орловской области в интересах ФИО1 обратился в суд с иском, уточнив требования в ходе судебного разбирательства, к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом и взыскании расходов на его приобретение, в обоснование указав, что по обращению ФИО1 Ливенской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по вопросу льготного обеспечения его лекарственными препаратами. В ходе проверки было установлено, что ФИО1 поставлен диагноз «Е11.9- Инсулиннезависимый сахарный диабет без осложнений», в связи с чем, в силу положений действующего законодательства он является региональным льготником, имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.

Установлено, что, несмотря на наличие медицинских показаний Департаментом здравоохранения Орловской области ФИО1 лекарственным препаратом по МНН «Алоглиптин» и тест-полосками обеспечивался несвоевременно.

04.06.2024 г. на имя ФИО1 лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» был выписан рецепт №7016760480029297 на получение лекарственного препарата по МНН «Алоглиптин», который 10.07.2024 г. предъявлен в аптечную организацию, 04.09.2024 аннулирован по истечении срока действия рецепта.

08.10.2024 г. на имя ФИО1 лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» был выписан рецепт №5016760824777949 на получение лекарственного препарата по МНН «Алоглиптин», который 08.10.2024 г. предъявлен в аптечную организацию, находится на отсроченном обеспечении.

08.10.2024 г. на имя ФИО1 лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» был выписан рецепт №3016760865777950 на получение медицинского изделия тест-полосок, который 08.10.2024 г. предъявлен в аптечную организацию, находится на отсроченном обеспечении.

Поскольку ФИО1 не был обеспечен необходимым лекарственным препаратом, им09.09.2024 г. был приобретен лекарственный препарат «Алоглиптин» на сумму 1099 рублей, 07.09.2024 на сумму 1098,40 руб. и 09.09.2024 г. на сумму 1099 рублей.

Просят обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить ФИО1 лекарственным препаратом по МНН «Алоглиптин», медицинским изделием «Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу ФИО1 расходы на приобретение лекарственного препарата по МНН «Алоглиптин» в размере 3296,40 рублей.

В судебном заседании помощник прокурораЛивенской межрайонной прокуратуры Орловской области Фомина В.А уточненные исковые требования к Департаменту здравоохранения Орловской области поддержала в полном объеме, просила обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечивать ФИО1 лекарственным препаратом по МНН «Алоглиптин», медицинским изделием «Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу ФИО1 расходы на приобретение лекарственного препарата по МНН «Алоглиптин» в размере 3296,40 рублей.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, представил суду заявление об отказе от исковых требований к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ».

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица - Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом.

Выслушав пояснения помощника прокурора,исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2)в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4)с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено выделение денежных средств для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право наполучение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствие с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение таких вопросов, как организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.

В пункте 24 части 2 статьи 26.3 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Из анализа приведенных норм права следует, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2020 г. №857 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее по тексту – Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения оДепартаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. №942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

В силу пункта 11 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденных Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н, действующих с 01 сентября 2022 г., отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.

В силу пункта 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных Приказом Минздрава России от 11 июля 2017 г. №403н отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.

В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание): рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.

В соответствии с п.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования

Судом установлено, что ФИО1имеет диагноз «Е11.9- Инсулиннезависимый сахарный диабет без осложнений», является региональным льготником, в связи с чем, имеет право на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Согласно ответу на запрос, предоставленному БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» потребность у ФИО1 имеется в лекарственных препаратах: Алоглиптин – 1 табл. в сутки, мес. потр. – 1,1 уп.,Метформин – 2 табл. в сутки, мес. потр. –1 уп.,Тест-полоски – для контроля уровня гликемии – по потр., мес. потр. – 0,33 уп.

Согласно данным единой региональной информационной системы Орловской области реестра на ФИО1 выписан рецепт №7016760480029297 от 04.06.2024 на получение лекарственного препарата по МНН «Алоглиптин», который 10.07.2024 г. предъявлен в аптечную организацию, 04.09.2024 аннулирован по истечении срока действия рецепта; 08.10.2024 г. выписан рецепт №5016760824777949 на получение лекарственного препарата по МНН «Алоглиптин», который 08.10.2024 г. предъявлен в аптечную организацию, находится на отсроченном обеспечении; 08.10.2024 г. выписан рецепт №3016760865777950 на получение медицинского изделия тест-полосок, который 08.10.2024 г. предъявлен в аптечную организацию, находится на отсроченном обеспечении.

Из кассового чека от 09.09.2024 г. и товарного чека №241894 от 09.09.2024 усматривается, что ФИО1 приобретен лекарственный препарат Випидия 1 упаковка, стоимостью одной упаковки 1099 рублей.

Из кассового чека от 07.09.2024 г. и товарного чека №241540 от 07.09.2024 усматривается, что ФИО1 приобретен лекарственный препарат Випидия 1 упаковка, стоимостью одной упаковки 1098,40 рублей.

Из кассового чека от 09.09.2024 г. и товарного чека №117466 от 09.09.2024 усматривается, что ФИО1 приобретен лекарственный препарат Випидия 1 упаковка, стоимостью одной упаковки 1099 рублей.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что обеспечение ФИО1 лекарственными препаратами с нарушением установленного законом срока создает условия, угрожающие его здоровью, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, что противоречит приведенному выше правовому регулированию, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Также, суд находит обоснованным требование истца о возложении на Департамент здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области обязанности возместить ФИО1 денежные средства, потраченные на приобретение лекарственного препарата по МНН «Алоглиптин», поскольку приобретение данного лекарства было в период его отсутствия в аптеке №3 ГУП ОО «Орелфармация».

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования заместителя Ливенского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах ФИО1, удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308) в полном объеме обеспечивать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцаг.<адрес>, гражданина Российской Федерации, паспорт , лекарственным препаратом по МНН «Алоглиптин», медицинским изделием «Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови» в соответствии медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

Взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308) за счет казны Орловской области в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, паспорт , расходы, произведенные на приобретение лекарственного препарата по МНН «Алоглиптин» в размере 3 296 (три тысячи двести девяносто шесть) рублей 40 копеек.

Решение в части обязания Департамент здравоохранения <адрес> обеспечивать ФИО1 лекарственными препаратами и медицинскими изделиями подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13.11.2024 г.

Судья

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2024 г. г. Ливны Орловская область

Ливенскийрайонный суд Орловской области в составепредседательствующего судьи Соповой Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ходаковой Л.А.,

с участием помощника Ливенского межрайонного прокурора Орловской области Фоминой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску заместителя Ливенской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, о возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата,

установил:

заместитель Ливенского межрайонного прокурора Орловской области в интересах ФИО1 обратился в суд с иском, уточнив требования в ходе судебного разбирательства, к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом и взыскании расходов на его приобретение, в обоснование указав, что по обращению ФИО1 Ливенской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по вопросу льготного обеспечения его лекарственными препаратами. В ходе проверки было установлено, что ФИО1 поставлен диагноз «Е11.9- Инсулиннезависимый сахарный диабет без осложнений», в связи с чем, в силу положений действующего законодательства он является региональным льготником, имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.

Установлено, что, несмотря на наличие медицинских показаний Департаментом здравоохранения Орловской области ФИО1 лекарственным препаратом по МНН «Алоглиптин» и тест-полосками обеспечивался несвоевременно.

04.06.2024 г. на имя ФИО1 лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» был выписан рецепт №7016760480029297 на получение лекарственного препарата по МНН «Алоглиптин», который 10.07.2024 г. предъявлен в аптечную организацию, 04.09.2024 аннулирован по истечении срока действия рецепта.

08.10.2024 г. на имя ФИО1 лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» был выписан рецепт №5016760824777949 на получение лекарственного препарата по МНН «Алоглиптин», который 08.10.2024 г. предъявлен в аптечную организацию, находится на отсроченном обеспечении.

08.10.2024 г. на имя ФИО1 лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» был выписан рецепт №3016760865777950 на получение медицинского изделия тест-полосок, который 08.10.2024 г. предъявлен в аптечную организацию, находится на отсроченном обеспечении.

Поскольку ФИО1 не был обеспечен необходимым лекарственным препаратом, им09.09.2024 г. был приобретен лекарственный препарат «Алоглиптин» на сумму 1099 рублей, 07.09.2024 на сумму 1098,40 руб. и 09.09.2024 г. на сумму 1099 рублей.

Просят обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить ФИО1 лекарственным препаратом по МНН «Алоглиптин», медицинским изделием «Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу ФИО1 расходы на приобретение лекарственного препарата по МНН «Алоглиптин» в размере 3296,40 рублей.

В судебном заседании помощник прокурораЛивенской межрайонной прокуратуры Орловской области Фомина В.А уточненные исковые требования к Департаменту здравоохранения Орловской области поддержала в полном объеме, просила обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечивать ФИО1 лекарственным препаратом по МНН «Алоглиптин», медицинским изделием «Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу ФИО1 расходы на приобретение лекарственного препарата по МНН «Алоглиптин» в размере 3296,40 рублей.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, представил суду заявление об отказе от исковых требований к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ».

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица - Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом.

Выслушав пояснения помощника прокурора,исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2)в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4)с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено выделение денежных средств для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право наполучение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствие с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение таких вопросов, как организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.

В пункте 24 части 2 статьи 26.3 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Из анализа приведенных норм права следует, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2020 г. №857 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее по тексту – Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения оДепартаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. №942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

В силу пункта 11 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденных Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н, действующих с 01 сентября 2022 г., отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.

В силу пункта 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных Приказом Минздрава России от 11 июля 2017 г. №403н отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.

В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание): рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.

В соответствии с п.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования

Судом установлено, что ФИО1имеет диагноз «Е11.9- Инсулиннезависимый сахарный диабет без осложнений», является региональным льготником, в связи с чем, имеет право на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Согласно ответу на запрос, предоставленному БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» потребность у ФИО1 имеется в лекарственных препаратах: Алоглиптин – 1 табл. в сутки, мес. потр. – 1,1 уп.,Метформин – 2 табл. в сутки, мес. потр. –1 уп.,Тест-полоски – для контроля уровня гликемии – по потр., мес. потр. – 0,33 уп.

Согласно данным единой региональной информационной системы Орловской области реестра на ФИО1 выписан рецепт №7016760480029297 от 04.06.2024 на получение лекарственного препарата по МНН «Алоглиптин», который 10.07.2024 г. предъявлен в аптечную организацию, 04.09.2024 аннулирован по истечении срока действия рецепта; 08.10.2024 г. выписан рецепт №5016760824777949 на получение лекарственного препарата по МНН «Алоглиптин», который 08.10.2024 г. предъявлен в аптечную организацию, находится на отсроченном обеспечении; 08.10.2024 г. выписан рецепт №3016760865777950 на получение медицинского изделия тест-полосок, который 08.10.2024 г. предъявлен в аптечную организацию, находится на отсроченном обеспечении.

Из кассового чека от 09.09.2024 г. и товарного чека №241894 от 09.09.2024 усматривается, что ФИО1 приобретен лекарственный препарат Випидия 1 упаковка, стоимостью одной упаковки 1099 рублей.

Из кассового чека от 07.09.2024 г. и товарного чека №241540 от 07.09.2024 усматривается, что ФИО1 приобретен лекарственный препарат Випидия 1 упаковка, стоимостью одной упаковки 1098,40 рублей.

Из кассового чека от 09.09.2024 г. и товарного чека №117466 от 09.09.2024 усматривается, что ФИО1 приобретен лекарственный препарат Випидия 1 упаковка, стоимостью одной упаковки 1099 рублей.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что обеспечение ФИО1 лекарственными препаратами с нарушением установленного законом срока создает условия, угрожающие его здоровью, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, что противоречит приведенному выше правовому регулированию, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Также, суд находит обоснованным требование истца о возложении на Департамент здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области обязанности возместить ФИО1 денежные средства, потраченные на приобретение лекарственного препарата по МНН «Алоглиптин», поскольку приобретение данного лекарства было в период его отсутствия в аптеке №3 ГУП ОО «Орелфармация».

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования заместителя Ливенского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах ФИО1, удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308) в полном объеме обеспечивать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцаг.<адрес>, гражданина Российской Федерации, паспорт , лекарственным препаратом по МНН «Алоглиптин», медицинским изделием «Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови» в соответствии медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

Взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308) за счет казны Орловской области в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, паспорт , расходы, произведенные на приобретение лекарственного препарата по МНН «Алоглиптин» в размере 3 296 (три тысячи двести девяносто шесть) рублей 40 копеек.

Решение в части обязания Департамент здравоохранения <адрес> обеспечивать ФИО1 лекарственными препаратами и медицинскими изделиями подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13.11.2024 г.

Судья

2-1-1760/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ливенская межрайонная прокуратура
Семянников Владимир Дмитриевич
Ответчики
БУЗ ОО "Ливенская ЦРБ"
Департамент здравоохранения Орловской области
Другие
Департамент финансов Орловской области
ГУП ОО "Орелфармация"
Суд
Ливенский районный суд Орловской области
Судья
Сопова Н.И.
Дело на странице суда
livensky.orl.sudrf.ru
11.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2024Передача материалов судье
15.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2024Судебное заседание
13.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2024Дело оформлено
30.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее