10RS0011-01-2024-006109-79
Дело №2-5306/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2024 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Андроновой А.В.,
при секретаре Быковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Прокурор города Петрозаводска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с названным иском к администрации Петрозаводского городского округа, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности в сфере газоснабжения и промышленной безопасности опасных производственных объектов, в ходе которой было установлено, что в нарушение положений ст. 210 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации», Федерального закона от 04.05.2011 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», сооружение «Газоснабжение жилых домов в районе ул. Сегежской жилого района «Ключевая» в г. Петрозаводске (2-ая очередь строительства)» протяженностью 431 метр, с кадастровым номером 10:01:0170101:342, на основании обращения застройщика ООО «Камтеко» об отказе от права собственности от 06.05.2022 принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости и в соответствии с решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26.07.2023 оформлено в муниципальную собственность 20.09.2023, что подтверждается выпиской из ЕГРН. При этом с даты признания сооружения бесхозяйным по настоящее время, не смотря на потенциальную опасность объекта, договор обслуживания сетей газоснабжения Администрацией Петрозаводского городского округа не заключен, техническая безопасность газораспределительных сетей собственником не обеспечена, обязанности, закрепленные вышеприведенными нормами закона, не исполнены. Ответчиком не произведены мероприятия, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающее содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; проведение технического диагностирования газопроводов по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; организация и осуществление технического надзора при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления. Бездействие собственника не обеспечивает надежность и безопасность указанных объектов газоснабжения, создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц по причине возможности разрушения указанных объектов, наступления аварийной ситуации, выхода из строя конструкций сети, утечки коммунального ресурса. По изложенным в иске основаниям прокурору просит суд обязать администрацию Петрозаводского городского округа заключить договор на выполнение работ по аварийно-диспетчерскому обеспечению и техническому обслуживанию газораспределительных сетей - сооружения «Газоснабжение жилых домов в районе ул. Сегежской жилого района «Ключевая» в г. Петрозаводске (2-я очередь строительства)» протяженностью 431 м с кадастровым номером 10:01:0170101:342.
Определением суда от 27.06.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
В судебном заседании помощник прокурора Плохова Д.С. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Аникина ИО исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, полагала, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Петрозаводским городским Советом принято Решение от 24.11.2023 № 29/22-334 «О передаче из муниципальной собственности Петрозаводского городского округа имущества в муниципальную собственность Республики Карелия». Указанное решение, которым был утвержден перечень объектов муниципальной собственности, предлагаемых для передачи в государственную собственность Республики Карелия, 29.11.2023 направлено в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Однако до настоящего времени Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия предложение об издании распоряжения о принятии в казну Республики Карелия сетей газоснабжения в адрес Правительства Республики Карелия не направлено, в связи с чем передача имущества не осуществлена. Указала, что спорный объект газораспределения находится в собственности муниципального образования, однако решение вопросов организации газоснабжения в границах городского округа не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Для решения вопроса организации содержания спорного сооружения необходимо провести мероприятия по передаче сетей газоснабжения в государственную собственность Республики Карелия с последующей передачей в аренду АО «Газпром газораспределение Петрозаводск». Полагала требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» Резник ИО действующая на основании доверенности, полагала требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, пояснила, что спорный объект был построен в 2015 году ООО «Камтеко», которое отказалось от права собственности на объект. В 2022 году сети газоснабжения были приняты на учет в качестве бесхозяйного имущества. Вступившим в законную силу решением суда признано право муниципальной собственности на спорный объект. Ситуация складывается неординарная, сети представляют собой опасность, длительный период времени не обслуживаются, при этом газ по ним подается. Поскольку для обслуживания сетей необходимо заключить договор с собственником, при этом передача сетей в казну Республики Карелия – это длительный процесс, АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» было принято решение работать с собственником сетей - администрацией Петрозаводского городского округа. После того, как прокуратура направила преставление в адрес ответчика, от администрации в АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» поступил запрос относительно рассмотрения возможности обслуживания сооружения в период нахождения в составе муниципального имущества на безвозмездной основе. В связи с чем администрация Петрозаводского городского округа в письменном виде была уведомлена о возможности заключении договора только на возмездной основе, а также о стоимости обслуживания объекта. Пояснила, что при смене собственника, вопрос будет решаться с новым собственником. При этом на сегодняшний день заключение договора необходимо в целях сохранения жизни и здоровья жильцов домов, к которым по данным сетям подается газ. В судебном заседании представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» Ревукова Ю.В., действующая на основании доверенности, также полагала требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором полагал требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы гражданского дела № 2-4369/2023, приходит к следующим выводам.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация в границах городского округа газоснабжения населения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа относится к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании ч. 1. ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, перечень которых указан в Приложении № 1.
Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ предусмотрено, что требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ предусмотрены требования промышленной безопасности, согласно которых организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.
Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 утверждены Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
Согласно п. 5 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого ими газа.
В соответствии с п. 9 названных Правил организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 №870 утвержден Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
Установлено, что сооружение «Газоснабжение жилых домов в районе ул. Сегежской жилого района «Ключевая» в г. Петрозаводске (2-ая очередь строительства)» протяженностью 431 метр, с кадастровым номером 10:01:0170101:342, на основании обращения застройщика ООО «Камтеко» об отказе от права собственности от 06.05.2022 принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости.
Вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26.07.2023 по гражданскому делу № 2-4369/2023 признано право муниципальной собственности Петрозаводского городского округа на бесхозяйное имущество - сооружение «Газоснабжение жилых домов в районе ул. Сегежской жилого района «Ключевая» в г. Петрозаводске (2-ая очередь строительства)» протяженностью 431 метр, с кадастровым номером 10:01:0170101:342.
Право собственности Петрозаводского городского округа на вышеуказанный объект недвижимости с кадастровым номером 10:01:0170101:342 зарегистрировано 20.09.2023, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 07.06.2024, представленной по запросу суда.
Договор на выполнение работ по аварийно-диспетчерскому обеспечению и техническому обслуживанию газораспределительных сетей в отношении указанного сооружения не заключен.
По факту выявленных нарушений прокуратурой города Петрозаводска 25.01.2024 в адрес главы Петрозаводского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства. Меры, направленные на устранение нарушений федерального законодательства не приняты до настоящего времени.
Согласно письму заместителя главы Администрации Петрозаводского городского округа от 26.02.2024, адресованному в прокуратуру города Петрозаводска, в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия 29.11.2023 направлено Решение Петрозаводского городского Совета от 24.11.2023 № 29/22-334 «О передаче из муниципальной собственности Петрозаводского городского округа имущества в муниципальную собственность Республики Карелия». Письмом от 01.02.2024 №648/7.2-06/КЭР-и в целях обеспечения требований промышленной безопасности администрация Петрозаводского городского округа обратилась к Первому заместителю Главы Республики Карелия Премьер-министру Правительства Республики Карелия Чепику А.Е. с просьбой ускорить рассмотрение вопроса о принятии сетей газоснабжения в казну Республики Карелия. Однако до настоящего времени соответствующее распоряжение Правительства Республики Карелия не издано, передача сетей газоснабжения не состоялась.
Из представленных ответчиком документов следует, что с просьбой оказания содействия в ускорении рассмотрения вопроса глава Петрозаводского городского округа также обращалась в адрес Первого заместителя Главы Республики Карелия Премьер-министра Правительства Республики Карелия Чепика ИО 05.03.2024, 07.05.2024 (№ 1337/7.2-06КЭР-и от 05.03.2024; № 2689/7.2-06КЭР-и), Министра имущественных и земельных отношений Республики Карелия Седлецкого ИО 21.03.2024
(№ 1649/7.2-06КЭР-и от 21.03.2024), главы Республики Карелия
Парфенчикова А.О. 06.06.2024 (№ 248/5.5-06/КГЭР-ОРУАМИ-и от 06.06.2024). Вместе с тем до настоящего времени процедура передачи имущества в государственную собственность Республики Карелия не завершена, доказательств обратного не представлено.
При этом отсутствие договора на выполнение работ по аварийно-диспетчерскому обеспечению и техническому обслуживанию газораспределительных сетей сооружения может стать причиной возникновения аварийных ситуаций на газопроводах, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан.
Администрация Петрозаводского городского округа ссылается на отсутствие возможности обеспечения своими силами безопасного функционирования и надлежащего технического обслуживания сетей газоснабжения, полагая необходимым для решения вопроса организации содержания спорного сооружения проведение мероприятий по передаче в государственную собственность Республики Карелия.
Вместе с тем, поскольку передача в государственную собственность Республики Карелия спорного объекта до настоящего времени не завершена, принимая во внимание, что собственником имущества является ответчик, который в силу закона обязан содержать принадлежащее ему имущество, обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Принимая во внимание то обстоятельство, что указанные прокурором в иске газораспределительные сети относятся в силу закона к опасным производственным объектам, собственником недвижимого имущества до настоящего времени не заключен договор со специализированной организацией на выполнение работ по аварийно-диспетчерскому обеспечению и техническому обслуживанию, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в связи с чем возлагает на ответчика обязанность по заключению такого договора со специализированной организацией.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Прокурора города Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петрозаводского городского округа удовлетворить.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа (ИНН 1001040505) заключить договор на выполнение работ по аварийно-диспетчерскому обеспечению и техническому обслуживанию газораспределительных сетей – сооружения «Газоснабжение жилых домов в районе ул. Сегежской жилого района «Ключевая» в г. Петрозаводске (2-ая очередь строительства) протяженностью 431 метр с кадастровым номером 10:01:0170101:342.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Андронова
Мотивированное решение изготовлено 22.07.2024.