Дело № 2-1721/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2021 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Романова С.А.,
секретарь судебного заседания – Пержинской К.Д.,
в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Глущенко ..., третье лицо Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании права отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился к Глущенко ... о признании права отсутствующим.
В обоснование иска указано, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, ..., в районе СТ «...» ранее присвоенный кадастровый номер земельного участка: ....
Целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка – для индивидуального дачного строительства; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов.
Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя считает, что правовые основания для передачи земельного участка в собственность ответчика на момент принятия решения отсутствовали, а земельный участок передан незаконно и подлежит возврату в государственную собственность.в связи со следующим.
Согласно решению Севастопольского городского Совета от ... ... (далее – Решение ...) дано согласие гражданам – членам общественной организации «Дачное товарищество «Планета Плюс» на передачу в собственность земельных участков для индивидуального дачного строительства и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 2,5 га в районе СТ «Чайка» для данного целевого назначения.
Согласно приложению к Решению ..., земельный участок ориентировочной площадью 0,1000 га предоставлен Глущенко ....
На основании Решения Севастопольского городского Совета от ... ... земельный участок по ... передан в собственность для индивидуального дачного строительства.
... получен государственный акт на право собственности на земельный участок серия ЯЖ ..., площадью 0,1000 га, зарегистрированный в Главном управлении Госкомзема в г. Севастополе под ....
Право собственности на указанный земельный участок приобретено не законно, исходя из следующего.
Распоряжением Правительства Севастополя от 28.10.2014 № 367 в соответствии с Законом «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации и распоряжения собственностью города Севастополя», Законом города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Уставом города Севастополя, распоряжением Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 360, рассмотрев обращение Президента ВОО «Русское географическое сообщество» от 26.08.2014, с целью проведения реконструкции здания Константиновской казематированной батареи и обустройства прилегающей территории, предоставлено в безвозмездное пользование Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» на срок 49 лет было представлено недвижимое имущество - комплекс зданий и сооружений с мощением и ограждением, расположенный по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район в районе Радиогорки (ул. Загордянского), в пределах земельного участка, определенного материалами предварительного согласования места размещения объекта строительства и акта о выборе земельного участка ориентировочной площадью 11,6 га, в том числе здание Константиновской казематированной батареи (Равелин), общей площадью 818 кв.м. и другие объекты недвижимости.
Распоряжением Правительства Севастополя №17-РП от 23.01.2015 и №67-РП от 19.02.2015 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район в районе Радиогорки, площадью 85 630,77 кв.м., согласно приложению. Установлена категория земель - «земли населенных пунктов», установлен вид разрешенного использования «культурное развитие» (код 3.6) «гостиничное обслуживание» (код 4.7).
Согласно пояснительной записке Севастопольского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральной БТИ к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, схема расположения земельного участка выполнена на основании базы сведений государственного кадастра недвижимости: кадастровый план территории ..., сведений картографо-геодезического фонда г. Севастополя: топографо-геодезическая съемка выполнена в 2014 года, сведения о земельном участке: территориальная зона - согласно Генерального плана 2005 года, зона общественной застройки, зона рекреации, земельный участок расположен в кадастровом квартале ... на ситуационном плане земельные участки не отображены.
Постановлением Правительства Севастополя от 16.03.2015 №168-ПП предоставлен Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» в аренду земельный участок, с кадастровым номером ... расположенный по адресу: г. Севастополь, в районе Радиогорки, в квартале ... с разрешенным видом использования - "культурное развитие" (код 3.6) и "гостиничное обслуживание" (код 4.7) на 49 лет.
Постановлением Правительства Севастополя от ... ...-ПП внесены изменения в пункт 1 постановления Правительства Севастополя от ... N 168-ПП, согласно которых ВОО «Русское географическое общество» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 91:04:000000:6 общей площадью 85 631+/-102 кв.м., расположенный в районе Радиогорки, в квартале 91:04:000000 с разрешенным видом использования - "культурное развитие" (код 3.6) и "гостиничное обслуживание" (код 4.7) на 49 лет.
... издано Распоряжение Правительства Севастополя ..., в соответствии с которым земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, в районе Радиогорки, площадью 85 631 кв.м., кадастровый ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - "культурное развитие" (код 3.6) и "гостиничное обслуживание" (код 4.7), включен в Реестр собственности города Севастополя и Главному управлению имущественных и земельных отношений поручено зарегистрировать право собственности города Севастополя на указанный земельный участок.
На основании межевого плана, каталога координат характерных точек границ земельного участка, указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 91:04:000000:6, правообладатель субъект Российской Федерации город федерального значения Севастополь, указанный участок включен в реестр собственности города Севастополя, в ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлена регистрация права аренды на основании договора аренды.
Согласно договору аренды, заключенного между Главным Управлением имущественных и земельных отношений г. Севастополя и ВОО «Русское географическое общество» ..., арендатору передан во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 91:04:000000:6, общей площадью 85 631 кв.м, расположенный по адресу г. Севастополь в районе Радиогорки, в квартале ... на 49 лет.
Согласно заключению ... от ... Главного Управления земельных ресурсов г. Севастополя, по данным сектора автоматизированного государственного земельного кадастра и мониторинга земель главного управления земельных ресурсов в г. Севастополе, в соответствии с материалами инвентаризации 2007 года, земельный участок на мысе Северная коса числится за в/ч 53158 Черноморского флота РФ, но данный участок не вошел в Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского Флота от ....
Пунктом 1 Распоряжения Кабинета Министров Украины от ... ...-р «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР», полномочия по управлению государственным имуществом, которое не вошло в Соглашение между Украиной и Российской Федерацией о параметрах раздела Черноморского флота от ..., но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации возложены на Фонд государственного имущества Украины.
Пунктом 3 данного Распоряжения Министерству иностранных дел, Фонду государственного имущества, Минобороны и Госкомзему при участии заинтересованных центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления поручено образовать комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от ..., а также государственного имущества, которое не вошло в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации. Срок проведения указанной инвентаризации установлен до ....
Учитывая, что работа по инвентаризации имущества органами государственной власти проведена не была, правовой статус спорного земельного участка подпадает под действие статьи 77 Земельного Кодекса Украины, которой установлено, что землями обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности военных частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законодательством Украины.
Поскольку Распоряжением Кабинета Министров Украины от ... полномочия по управлению государственным имуществом, которое не вошло в соглашение между Российской ... и ... о параметрах раздела Черноморского флота от ..., но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации, переданы Фонду государственного имущества ... и в отношении спорного земельного участка действовал особый правовой режим, полномочия у Севастопольского городского Совета, как органа местного самоуправления города Севастополя по распоряжению указанным имуществом отсутствовали.
Также, согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденного ... спорный земельный участок по своему функциональному назначению расположен в проектируемой зоне общественной застройки общегородского и районного назначения, проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования, проектируемой зоне кратковременной рекреации, в зоне водных пространств Черного моря, бухт, в границах красных линий проектируемой дороги, в связи с чем индивидуальное жилищное строительство на данной территории не предусмотрено. Изменение целевого назначения земельного участка в соответствии с установленным законом порядком не производилось.
Согласно ч. 5 ст. 116, ч. 1 ст. 149 ЗК Украины, нормы которого действовали в момент предоставления земельных участков в собственность Ответчику, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или пользовании, производится лишь после их изъятия в порядке, предусмотренном настоящим кодексом.
Кроме того, в силу части 2 ст. 117 ЗК Украины, действовавшей в период передачи в собственность гражданину спорного земельного участка, было предусмотрено, что к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в коммунальную собственность, относятся земельные участки, которые используются Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины на основании международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества государственной собственности, а также земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании органов государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций, кроме случаев передачи таких объектов в коммунальную собственность.
Статьей 77 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что землями обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Украины. Земли обороны могут находиться только в государственной собственности. Вокруг военных и других оборонных объектов в случае необходимости создаются защитные, охранные и другие зоны с особыми условиями пользования.
Таким образом, спорный земельный участок предоставлен Ответчику в собственность в нарушение требований и ст. ст. 116, 118, ст. 149 ЗК Украины.
Спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешёл в собственность ответчика вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, государственный акт о праве собственности на земельный участок был выдан в отсутствие законных оснований.
Просит признать право собственности Глущенко ... на земельный участок с кадастровым номером ... площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ..., в районе ...» – отсутствующим. Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (...) в течении 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, ..., в районе СТ «... и исключить сведения о его границах из государственного кадастра недвижимости.
Стороны и третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
От представителя истца поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, иск поддерживает.
От истца поступило заявление о признании иска в полном объеме.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд заключил о следующем.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик является собственником спорного земельного участка с кадастровым номером ... площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ..., в районе СТ «...».
Ответчик подал письменное заявление о признании иска.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с. ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
По смыслу вышеизложенных положений закона суд продолжает рассмотрение дела по существу только в том случае, когда не принимает признание ответчиком иска; при принятии же признания ответчиком иска суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Предусмотренное ч. 1 ст. 39 ГПК РФ право ответчика признать иск вытекает из принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
Исходя из изложенного, право на совершение распорядительных действий принадлежит исключительно сторонам.
Поскольку признание иска ответчиком является добровольным, не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, суд с учетом характера спорных правоотношений, принимает признание ответчиком иска.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.
Оснований для сохранения обеспечительных мер отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковое заявление Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить.
Признать право собственности Глущенко ... на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ..., в районе СТ «...» – отсутствующим.
Обеспечительные меры в виде запрета на совершение регистрационных действий, а также запретить отчуждать (продавать, менять, дарить и т.п.), передавать в аренду, вносить в качестве вклада в уставные фонды, вносить в залог земельный участок по адресу: г.Севастополь, ..., в районе СТ «...», с кадастровым номером ... наложенные определением Нахимовского районного суда города Севастополя от ... - снять.
Данное решение является основанием для Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в течении 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ... площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, ..., в районе СТ «...» и исключить сведения о его границах из государственного кадастра недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Романов С.А.