УИД - 03RS0005-01-2024-001969-91
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 мая 2024 года город Уфа РБ
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гибадатова У.И.,
при секретаре Камаловой Д.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГКУ Республиканский центр занятости населения к Гарееву А.Ф. о взыскании пособия по безработице,
у с т а н о в и л:
ГКУ Республиканский центр занятости населения обратилось в суд с иском к Гарееву А.Ф. о взыскании пособия по безработице, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ года Гареев А.Ф. (далее «Ответчик») обратился в Филиал государственного казенного учреждения Республиканский центр занятости населения по Октябрьскому району города Уфы (далее именуемый «Филиал») в целях содействия в поиске работы.
При регистрации (признании) гражданина в качестве безработного ему назначаются выплаты в виде пособия по безработице.
В ноября ДД.ММ.ГГГГ года во время очередной перерегистрации назначенной Гареев А.Ф. поступили сведения по СМЭВ из ПФР о факте трудовой деятельности, а именно во время получения пособия по безработице он являлся учредителем в <данные изъяты>.
За период нахождения Гареев А.Ф. на учете в Филиале в статусе безработного гражданина ему было выплачено пособие на сумму 70 473, 33 рублей, в том числе неправомерно полученных:70 473,33 рублей.
Ответчик не мог состоять на учете в качестве безработного, так как являлся занятым. Невозможность быть безработным исключает Ответчика в получении им пособия по безработице. Получение пособия по безработице законодательство связывает с признанием гражданина безработным путем регистрации его в центрах занятости в качестве безработного.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"- пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Законодательство предусматривает выплаты пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными. В случае с Ответчиком выплаты пособий по безработице не должны были производиться в силу того, что Ответчик не мог быть признан и зарегистрирован в качестве безработного.
Гареев А.Ф. в период получения пособия по безработице, скрыл факт своей занятости, продолжая получать пособие по безработице г. по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 70 473,33 рублей.
Гареевым А.Ф. было получено пособие по безработице, начисленное ему в связи с постановкой в качестве безработного, которое было произведено неправомерно.
Выплаты производились с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Общий размер выплат составил 70473,33 рублей.
Филиалом Гарееву А.Ф. почтовой корреспонденцией направлена претензия о возврате необоснованно полученного пособия по безработице и предложено добровольно вернуть необоснованно полученное пособие по безработице в размере 70 473,33 рублей в федеральный бюджет.
Гареев А.Ф. неоднократно проинформирован в ходе телефонного разговора, что в случае невозврата необоснованно полученного пособия по безработице, Филиал оставляет за собой право взыскивать задолженность в судебном порядке.
Полагают, что незаконно полученные пособия должны быть возвращены в федеральный бюджет. Сумма возврата составляет 70 473,33 рублей.
На основании изложенного просит взыскать с ответчика неосновательно обогащение в размере 70473,33 руб.
стороны на судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель третьего лица – отделения по Октябрьскому району отдела по вопросам миграции Управления МВД РФ по г. Уфе, третьи лица, будучи надлежаще извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причины своей неявки в суд своевременно документов не представил.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса и с учетом требований статьи 154 названного Закона – сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Учитывая, что ответчики в судебное заседание не явились, не сообщили об уважительных причинах неявки, не просили об отложении рассмотрения дела, ходатайств о предоставлении доказательств по иску не заявляли, рассмотрением дела не интересуются, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке заочного производства.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Конституцией Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека (пункт 1 статьи 7); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (пункт 2 статьи 7).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о занятости населения).
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона о занятости населения).
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона о занятости населения).
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем. Порядок и условия признания граждан безработными установлены в статье 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (пункт 2).
Пунктом 3 статьи 3 Закона о занятости населения установлено, что безработными не могут быть признаны граждане, представившие недостоверные данные для признания их безработными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее по тексту - Временные правила), в соответствии с пунктом 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункту 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (пункт 3 Временных правил).
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (пункт 9 Временных правил).
Исходя из пункта 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В силу подпункта "д" пункта 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 N 891, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ года Гареев А.Ф. (далее «Ответчик») обратился в Филиал государственного казенного учреждения Республиканский центр занятости населения по Октябрьскому району города Уфы (далее именуемый «Филиал») в целях содействия в поиске работы.
При регистрации (признании) гражданина в качестве безработного ему назначаются выплаты в виде пособия по безработице.
В ноября ДД.ММ.ГГГГ года во время очередной перерегистрации назначенной Гареев А.Ф. поступили сведения по СМЭВ из ПФР о факте трудовой деятельности, а именно во время получения пособия по безработице он являлся учредителем в ООО Лидерстрой.
За период нахождения Гареев А.Ф. на учете в Филиале в статусе безработного гражданина ему было выплачено пособие на сумму 70 473, 33 рублей, в том числе неправомерно полученных:70 473,33 рублей.
Ответчик не мог состоять на учете в качестве безработного, так как являлся занятым. Невозможность быть безработным исключает Ответчика в получении им пособия по безработице. Получение пособия по безработице законодательство связывает с признанием гражданина безработным путем регистрации его в центрах занятости в качестве безработного.
Всоответствии с п. 1 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"- пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Законодательство предусматривает выплаты пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными. В случае с Ответчиком выплаты пособий по безработице не должны были производиться в силу того, что Ответчик не мог быть признан и зарегистрирован в качестве безработного.
При постановке на учёт ответчика была нарушена норма Закона РФ от 19.04.1991N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", не допускающая регистрацию ответчика в качестве безработного. Данное обстоятельство стало возможным в виду сокрытия ответчиком от Филиала факта своей занятости.
Гареев А.Ф. в период получения пособия по безработице, скрыл факт своей занятости, продолжая получать пособие по безработице г. по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 70 473,33 рублей.
Гареевым А.Ф. было получено пособие по безработице, начисленное ему в связи с постановкой в качестве безработного, которое было произведено неправомерно.
Выплаты производились с ДД.ММ.ГГГГ года по «ДД.ММ.ГГГГ года. Общий размер выплат составил 70473,33 рублей.
Филиалом Гарееву А.Ф. почтовой корреспонденцией направлена претензия о возврате необоснованно полученного пособия по безработице и предложено добровольно вернуть необоснованно полученное пособие по безработице в размере 70 473,33 рублей в федеральный бюджет.
Гареев А.Ф. неоднократно проинформирован в ходе телефонного разговора, что в случае невозврата необоснованно полученного пособия по безработице, Филиал оставляет за собой право взыскивать задолженность в судебном порядке.
Разрешая спор, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета госпошлины в размере 2314,20 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 193, 194 – 199, 233-237 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
удовлетворить исковые требования ГКУ Республиканский центр занятости населения к Гарееву А.Ф. о взыскании пособия по безработице.
Взыскать с Гареева А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в пользу Государственного казенного учреждения Республиканский центр занятости (ИНН №, КПП №) населения неосновательное обогащение в размере 70473,33 руб.
Взыскать с Гареева А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в доход местного бюджета госпошлину в размере 2314,20 руб.
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд города Уфы РБ заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Гибадатов У.И.