Решение изготовлено в окончательной форме 28.06.2023 г.
Дело № 2 – 2461/2024
УИД: 76RS0016-01-2024-002446-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июня 2024 года г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего судьи Лебедевой О.И.,
при помощнике Хомовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Дзержинского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г.Ярославля об обязании осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного имущества участок сети,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Дзержинского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г.Ярославля, просил обязать КУМИ мэрии г.Ярославля осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества участок сети водоснабжения по адресу: ул. Громова, 5 в г.Ярославле, инвентарный номер 000000000245 в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу; обязать департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля осуществить передачу указанного участка сети организации, осуществляющей водоотведение, на эксплуатацию до признания права собственности на указанный объект, в течение 3 месяцев с момента постановки объекта на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества.
Истцом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Ярославльводоканал».
В судебном заседании помощник прокурора Дзержинского района г.Ярославля Сененко Е.Б. исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчики, третье лицо в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы, суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой Дзержинского района г. Ярославля в марте 2023 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов. Установлено, что участок сети водоснабжения по ул. Громова, 5 г. Ярославля (инвентарный номер 000000000245), является бесхозяйным имуществом, в реестре муниципального имущества города Ярославля не значится, не стоит на балансе АО «Ярославльводоканал». Инженерная сеть расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3 (далее - Федеральный закон №131-Ф3) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона №131-Ф3 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется, в том числе, на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городского округа в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этого муниципального образования.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления с учетом предоставленных ему законом полномочий.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу п. 2.4. Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 07.06.2007 № 1805, комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля обеспечивает постановку бесхозяйных сетей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью последующего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно информации Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля на указанный объект инициирована процедура постановки на учет как бесхозяйного имущества, вместе с тем, кадастровые работы будут проведены лишь при наличии финансирования.
Согласно п. 1.6. Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети, утвержденного постановлением мэра города Ярославля от 07.06.2007 № 1805, департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных сетей на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством.
Износ инженерных сетей увеличивается, что преумножает риски аварийности участков данных сетей, кроме того, устранение аварийных ситуаций является затруднительным в связи с отсутствием установленного в соответствии с законом собственника, который несет бремя содержания данной сети. Указанные обстоятельства нарушают права граждан близлежащих домов на благоприятные и безопасные условия проживания.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема необходимых мероприятий, их социальной значимости, срок, предложенный истцом, в течение которого ответчиком должно быть исполнено решение суда, принимается судом как разумный и достаточный. Требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Дзержинского района г.Ярославля (ИНН 7604008189) к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля (ИНН 7601000992), Департаменту городского хозяйства мэрии г.Ярославля (ИНН 7601001097) удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества участок сети водоснабжения по адресу: г.Ярославль, ул. Громова, 5, инвентарный номер 000000000245 в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля осуществить передачу участка сети водоснабжения по адресу: г.Ярославль, ул. Громова, 5, инвентарный номер 000000000245, организации, осуществляющей водоотведение, на эксплуатацию до признания права собственности на указанный объект, в течение 3 месяцев с момента постановки объекта на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества.
Решение может быть обжаловано всеми участниками процесса в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца.
Судья О.И. Лебедева