Дело №2а-1783/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кабанск 23 ноября 2021 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Баторовой Т.В., при секретаре Кадыровой Н.Н., рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия к СалиховуРаефуГабдурахмановичу о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №8 по РБ обратилась в суд к Салихову Р.Г. с административным иском о взыскании задолженности по налогам в сумме 17654,57 руб. Свои требования мотивируют тем, что ответчику были направлены требования №, которые до настоящего времени ответчиком не исполнены. На основании п. 2 ст. 48 НК РФ просят восстановить пропущенный срок для обращения в суд, поскольку факт не направления заявления о взыскании недоимки был выявлен в результате инвентаризации.
Определением суда от 29 октября 2021 года произведена замена административного истца с Межрайонной ИФНС России №8 по РБ на Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежаще. На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ его неявка не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Административный ответчик не явился. В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ был извещен надлежаще.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
На основании ч. 6 ст. 289 КАС РФ, суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 48 НК РФ внесены изменения, с 23 декабря 2020 года общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица увеличена с 3 000 рублей до 10000 руб.
Административному ответчику направлено в том числе требование № об уплате страховых вносов в общей сумме 32385 руб., пени 552,16 руб., в срок до 9 апреля 2019 года. Следовательно налоговый орган вправе был обратиться в суд в течении 6 месяцев со дня истечения срока исполнения данного требования, то есть в срок до 9 октября 2019 года.
Кроме того, направлено требование № об уплате налогов в общей сумме 11478 руб., пени 22,76 руб. в срок до 19 января 2021 года. Следовательно срок обращения по этому требованию истек 19 июня 2021 года.
Кроме того, направлено требование № об уплате пени в общей сумме 8813,20 руб., в срок до 24 ноября 2020 года. Следовательно срок обращения по этому требованию истек 24 мая 2021 года.
Срок обращения по требованию №178 об уплате налога в сумме 268 руб., пени 5,63 руб. в срок до 15 марта 2017 года также истек в силу пункта 2 ст. 48 НК РФ.
Таким образом, учитывая, что налоговый орган к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа обращался за истечением срока обращения в суд 19 июля 2021 года, в выдаче которого мировым судьей 6 августа 2021 года отказано, с административным исковым заявлением обратился в суд 26 октября 2021 года, срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании налога, пени, установленныйабз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ истек.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В своем ходатайстве о восстановлении пропущенного срока административный истец в качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд ссылается на загруженность, в связи с огромным количеством налогоплательщиков, на проведение объемной работы по устранению расхождений, выявленных в тестовых выгрузках, данных в централизованные компоненты программного обеспечения, а также ссылается на невозможность подготовки и формирования заявлений сотрудниками инспекции в дистанционном режиме в нерабочие дни, объявленными Указами Президента РФ от 25 марта 2020 год №206, от 2 апреля 2020 года №239, от 28 апреля 2020 года №294. Вместе с тем, Указами Президента РФ нерабочие дни были объявлены с 30 марта 2021 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Указанные налоговым органом причины пропуска срока не могут признаваться уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с иском, учитывая, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе, по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
Таким образом, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, суд, установив факт пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением без уважительной причины, отказывает в удовлетворении административного искового заявления без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия к Салихову РаефуГабдурахмановичу о взыскании задолженности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Кабанский районный суд РБ в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Баторова