Дело №2-3128/2024
25RS0002-01-2024-005362-94
Решение
Именем Российской Федерации
12 сентября 2024 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Богут Е.Б., при ведении протокола помощником Руренко Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Владивостока в интересах Землянко Тимура Сергеевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю о взыскании невозмещенных расходов на приобретение технического средства реабилитации,
установил:
Прокурор Советского района в интересах Землянко Т.С. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю, в обоснование указав, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Землянко Т.С., являющегося инвалидом 3 группы. В результате проверки установлено, что согласно заключению профильных специалистов организации ООО «Орто-Инновации Владивосток» № от дата Землянко Т.С. рекомендовано: протез бедра модульный для купания Aqualine с силиконовым чехлом. Приемная гильза индивидуальная (одна пробная гильза из термолина), материал индивидуальной постоянной гильзы: литьевой слоистый пластик на основе акриловых смол, с применением силиконового лайнера на бедро, имеющего высокую эластичность в поперечном направлении, с текстильной матрицей, устраняющей продольное напряжение, крепление при помощи замка для полимерных чехлов. Регулировочно-соединительное устройства: водостойкие изделия, соответствующие весу инвалида. Стопа водостойкая, имеющая решетчатый профиль, обладающая хорошей сцепляемостью с поверхностью. Без косметической облицовки. Тип протеза: специальный. Стоимость работ по протезированию согласно договору от дата №, заключенному с ООО «Орто-Инновации Владивосток» и платежному документу от дата составляет 462 960 руб. Землянко Т.С. обратился в филиал № Государственного учреждения – Приморского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о выплате стоимости протезирования на сумму 462 960 руб. с учетом стоимости технического средства реабилитации с аналогичными характеристиками. На основании решения ГУ – Приморского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Земляенко Т.С. выплачена компенсация за оплату работ протезирования в размере 200 070,23 руб. С возмещенным размером Землянко Т.С. не согласен, невозмещенная сумма за приобретенное ТСР составляет 262 890 руб. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № от дата в качестве мероприятий по социальной реабилитации и услуг по реабилитации предусмотрено его обеспечение исполнителем ГУ – Приморское региональное отделение ФСС РФ техническими средствами реабилитации, в том числе протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии – 1 шт., чехол на культю бедра хлопчатобумажный – 2 шт., чехол на культю бедра шерстяной – 2 шт., чехол на культю бедра из полимерного материала (силиконовый) – 2 шт., косметическая оболочка на протез нижней конечности – 2 шт. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации с дата – бессрочно. Оригиналы платежных документов направлены в адрес ответчика с заявлением о возмещении расходов на приобретение ТСР, однако в выплате стоимости приобретенного ТСР с учетом стоимости однородного технического средства реабилитации отказано.
Просит взыскать с ответчика в пользу Землянко Т.С. невозмещенные расходы на приобретение ТСР в размере 262 890 руб.
Землянко Т.С. в судебное заседания не явился, извещался надлежащим образом, от получения судебной корреспонденции уклонился.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Владивостока заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Синеокая О.В. требования не признала по доводам возражений.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующим в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Землянко Т.С. является инвалидом третьей группы, инвалидность установлена повторно бессрочно с дата.
Из индивидуальной программы реабилитации или абилитации № от дата следует, что Землянко Т.С. нуждается в техническом средстве индивидуальной реабилитации в том числе протез бедра для купания – 1 шт., протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии – 1 шт., чехол на культю бедра хлопчатобумажный – 1 шт., чехол на культю бедра шерстяной – 1 шт., чехол на культю бедра из полимерного материала (силиконовый) – 1 шт., косметическую оболочку на протез нижней конечности – 1 шт.
Срок проведения реабилитации с дата - бессрочно.
Землянко Т.С. заявление о предоставлении предусмотренного указанной индивидуальной программой технического средства реабилитации не подавал, а непосредственно обратился в ООО «Орто-Инновации Владивосток» - организацию, специализирующуюся на изготовлении и обеспечении инвалидов различными техническими средствами.
Согласно заключения медико-технической комиссии по оказанию протезно-ортопедической помощи № от дата для реализации жизненных интересов и сохранения уровня активности рекомендовано получение протеза бедра для купания с хорошими динамическими характеристиками: протез бедра модульный для купания Aqualine с силиконовым чехлом. Приемная гильза индивидуальная (одна пробная гильза из термолина), материал индивидуальной постоянной гильзы: литьевой слоистый пластик на основе акриловых смол, с применением силиконового лайнера на бедро, имеющего высокую эластичность в поперечном направлении, с текстильной матрицей, устраняющей продольное напряжение, крепление при помощи замка для полимерных чехлов. Регулировочно-соединительное устройства: водостойкие изделия, соответствующие весу инвалида. Стопа водостойкая, имеющая решетчатый профиль, обладающая хорошей сцепляемостью с поверхностью. Без косметической облицовки. Тип протеза: специальный.
дата Землянко Т.С. заключил с ООО «Орто-Инновации Владивосток» договор № на изготовление протезно-ортопедического изделия (протезированию/ортезтированию) и последующему гарантийному обслуживанию работ.
В соответствии с п. 1.2 Договора ООО «Орто-Инновации Владивосток» обязалось изготовить Землянко Т.С. ПОИ 8-07-05 протез бедра для купания. Цена изделия составляет 462 960 руб. (п. 2.1 Договора).
В соответствии с п. 2.2 Договора оплата стоимости работ по договору полностью или частично осуществляется пациентом за счет Кредита Банка по партнерской программе.
Оплата по договору произведена в полном объеме.
дата по Акту приема-передачи ПОИ, Землянко Т.С. приобретен протез бедра для купания ПН6-М-К-1.
Землянко Т.С. дата обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР (протез бедра для купания 8-07-05) в количестве 1 шт.
Уведомлением № от дата принято решение о выплате компенсации в сумме 200 070,23 руб.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов).
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
К техническим средствам реабилитации инвалидов в силу статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).
Согласно части 14 статьи 11.1 Закона о социальной помощи инвалидов технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Пунктом 3.1 названных Правил предусмотрено в целях информирования инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, о размере компенсации, предусмотренной пунктом 15(1) настоящих Правил, и предельной стоимости технического средства (изделия) и услуги по его ремонту в случае их оплаты с использованием электронного сертификата, предусмотренного пунктом 15(2) настоящих Правил, предоставление информации о технических средствах и изделиях, рекомендуемых в программе реабилитации (заключении), посредством электронного каталога технических средств (изделий).
Функции по формированию и ведению каталога осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации посредством размещения сведений о технических средствах (изделиях), предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, а также об организациях, предоставляющих указанные технические средства (изделия), в том числе с использованием электронного сертификата, предусмотренного пунктом 15(2) настоящих Правил.
Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Последним исполненным государственным контрактом на выполнение работ по обеспечению инвалида протезом бедра для купания являлся государственный контракт от дата №.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован, что позволяет обеспечивать равенство возможностей для данной категории лиц и не может ставить интересы отдельного гражданина в более выгодное положение по сравнению с другими этой категории при реализации ими своих прав на обеспечение техническими средствами реабилитации.
Таким образом, предоставление технических средств реабилитации инвалидам должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений и не должно снижать установленный федеральными нормами уровень правовых гарантий указанной категории граждан, а также ограничивать реализацию ими своих прав на охрану здоровья и социальную защиту, что в свою очередь не предполагает возможность для отдельного лица по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру реализации принадлежащего ему права на обеспечение вышеозначенным средством реабилитации.
Приказом Минтруда России от 26.07.2023 N 603н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее Порядок), в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду (ветерану) в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (заключением врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями) (далее - заключение) техническое средство реабилитации (изделие) и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) или инвалид (ветеран) самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации (изделие) и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 N 86н.
Пунктом 3 Порядка, утвержденного Приказом Минтруда России от 26.07.2023 N 603н, вступившего в силу 16 октября 2023 установлено, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом (ветераном) техническое средство реабилитации (изделие) и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации (изделия) определяется путем сопоставления характеристик, указанных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (заключении), а в случае отсутствия таких характеристик в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (заключении), путем сопоставления наименования технического средства реабилитации (изделия), самостоятельно приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет, и вида технического средства реабилитации (изделия), предусмотренных Классификацией.
В классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, в разделе "Технические средства реабилитации" перечислены протезы и ортезы с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий): протез бедра для купания (8-07-05).
В действующей ИПРА Землянко Т.С. от дата №, разработанной Бюро медико-социальной экспертизы № ФГУ «Главное бюро МСЭ по Приморскому краю» Землянко Т.С. рекомендован протез бедра для купания в количестве 1 шт. Иных характеристик и требований к рекомендованному Землянко Т.С. средству реабилитации в ИПРА не содержится.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенный Землянко Т.С. протез бедра для купания по заявлению от дата определен без учета чехлов на культю бедра, так как согласно действующей ИПРА Землянко Т.С. рекомендованы: чехол на культю бедра хлопчатобумажный – 1 шт., чехол на культю бедра шерстяной – 1 шт., чехол на культю бедра из полимерного материала (силиконовый) – 1 шт.
В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что сроки пользования чехлами предписанными ИПРА Землянко Т.С. к моменту обращения с заявлением о возмещении стоимости самостоятельно приобретенного протеза бедра для купания не истекли.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что индивидуальной программой реабилитации Земляенко Т.С. установлена нуждаемость в таком техническом средстве реабилитации, как протез бедра для купания, ответчиком произведена выплата Землянко Т.С. компенсации с учетом стоимости протеза бедра для купания, предусмотренного Классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, определенной в соответствии с государственным контрактом № от дата являющимся последним по времени осуществления закупки технических средств реабилитации, суд приходит к вывод об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика разницы между стоимостью самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации и выплаченной ответчиком компенсации.
Доводы о том, что технические характеристики и функциональные особенности ТСР по государственному контракту № от дата стоимостью 200 070,23 руб. являются «наихудшими» по отношению к характеристикам ТСР приобретенными Землянко Т.С. самостоятельно, что приходит к отсутствию у инвалида возможности выбора протеза с «улучшенными» характеристиками по своему желанию, поскольку техническое средство реабилитации было определено с учетом его индивидуальных потребностей в реабилитации и состояния здоровья, судом не принимаются, поскольку действующее законодательство не ограничивает право инвалида на выбор рекомендованного ему средства технической реабилитации конкретной модели с улучшенными техническими характеристиками при его самостоятельном приобретении, однако в соответствии с действующим порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации размер этой компенсации не может быть более стоимости соответствующего (по виду и наименованию) технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и которое предоставляется уполномоченным органом.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Советского района г. Владивостока в интересах Землянко Тимура Сергеевича (<...>) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (№) о взыскании невозмещенных расходов на приобретение технического средства реабилитации, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 26.09.2024.
Судья Е.Б. Богут