Судья Жидких Н.А. Дело № 33а-272/2022
УИД 22RS0065-02-2021-003973-26
2а-3630/2021 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2022 года г.Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Пасынковой О.М.,
судей Скляр А.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре Нечай А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края на решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 13 сентября 2021 года по административному делу по административному иску З к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании решений незаконными.
Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
З относится к категории граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
1 февраля 2021 года З обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края (далее - Алтайкрайимущество) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, общей площадью 1500 кв.м, кадастровый квартал ***, расположенного по адресу: <адрес>, участок 66, согласно приложенной схеме для индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением Алтайкрайимущества от 1 марта 2021 года *** З предварительно согласовано предоставление в собственность без торгов названного земельного участка, на заявителя возложена обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ и осуществить государственный кадастровый учет образуемого земельного участка.
18 марта 2021 года земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера ***.
22 марта 2021 года З обратилась в Алтайкрайимущество с заявлением о предоставлении в собственность без торгов указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением Алтайкрайимущества от 1 апреля 2021 года № 425 распоряжение от 1 марта 2021 года № 257 отменено.
Решением Алтайкрайимущества от 20 апреля 2021 года № 48/4035 заявителю в предоставлении в собственность без торгов испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства отказано со ссылками на то, что по информации Комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула красные линии в районе расположения образуемого земельного участка не установлены, определить границы территории общего пользования не представляется возможным, к земельному участку отсутствует доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования), что влечет в соответствии с положениями пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 14 части 11 статьи 7 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (далее - Закон Алтайского края № 98-ЗС) отказ в предоставлении в собственность без торгов земельного участка.
З 26 июня 2021 года обратилась в суд с административным иском к Алтайкрайимуществу о признании незаконными вышеназванных распоряжения от 1 апреля 2021 года *** и решения от 20 апреля 2021 года ***, возложении обязанности повторно рассмотреть ее заявление от 22 марта 2021 года.
В обоснование требований указала на незаконность и немотивированность оспариваемых решений, отсутствие у Алтайкрайимущества права на отмену ранее принятого решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, несоответствие действительности вывода ответчика об отсутствии доступа к участку. Спорный участок располагается среди земельных участков, в отношении которых уже осуществлен государственный кадастровый учет, какие-либо ограничения по его использованию отсутствуют. Сам по себе факт неустановления красных линий в районе расположения образованного земельного участка не является препятствием для предоставления его в собственность. В этой связи нарушено право административного истца на бесплатное получение в собственность земельного участка.
В ходе рассмотрения административного дела судом к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула, администрация г.Барнаула, Власихинская сельская администрация Индустриального района г.Барнаула.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от 13 сентября 2021 года административный иск удовлетворен. Признаны незаконными решение Алтайкрайимущества от 20 апреля 2021 года *** об отказе в предоставлении в собственность без торгов испрашиваемого земельного участка, распоряжение Алтайкрайимущества от 1 апреля 2021 года *** об отмене распоряжения от 1 марта 2021 года ***. На административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца от 22 марта 2021 года. С Алтайкрайимущества в пользу З взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе Алтайкрайимущество просит отменить решение суда с принятием нового об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на невозможность формирования земельного участка ввиду неустановления красных линий, иное приведет к хаотичной застройке и созданию рисков пожарных ситуаций по причине несоблюдения требований к противопожарным разрывам, что будет препятствовать рациональному использованию земель. Наличие неспроектированных в установленном порядке дорог не свидетельствует о доступе к участку с территории общего пользования. Кроме того, судом необоснованно отклонено ходатайство ответчика о приостановлении рассмотрения дела до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Алтайского края.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Алтайкрайимущества – П поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель административного истца – Ш возражала против удовлетворения апелляционной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, об отложении разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в их отсутствие.
Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителей истца и ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, оспорены распоряжение от 1 апреля 2021 года и решение от 20 апреля 2021 года, а потому районный суд пришел к верному выводу о предъявлении административного иска 26 июня 2021 года в пределах установленного срока.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводам о том, что оспариваемые решения действующему законодательству не соответствуют и нарушают права административного истца, поскольку выводы административного ответчика об отсутствии доступа к испрашиваемому земельному участку не нашли подтверждения, кроме того, З пройдены все стадии, необходимые для предоставления участка в собственность, и лишь на заключительном этапе уполномоченным органом не было оформлено соответствующее решение.
С данными выводами следует согласиться.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 23 декабря 2014 года № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края», пунктом 1.1 Положения об управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 3 ноября 2016 года ***, принятие оспариваемого постановления относится к компетенции административного ответчика.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края № 98-ЗС граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края, в том числе на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, за исключением территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - город Барнаул). Гражданам, состоящим на учете на территории города Барнаула, земельные участки в соответствии с настоящей частью могут быть предоставлены на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, а также в следующих населенных пунктах, входящих в состав территории города Барнаула: селах Власиха, Гоньба, Лебяжье, станциях Власиха, Железнодорожная Казарма 242 км, Железнодорожная Казарма 250 км, Железнодорожная Казарма 253 км, Ползуново, поселках Бельмесево, Березовка, Борзовая Заимка, Землянуха, Казенная Заимка, Конюхи, Лесной, Мохнатушка, Научный Городок, Новомихайловка, Плодопитомник, Пригородный, Садоводов, Центральный, Черницк, Ягодное.
Предоставление земельного участка в случае, указанном в части 3.3 настоящей статьи, осуществляется без учета очередности в порядке, предусмотренном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (часть 3.4 статьи 3 Закона Алтайского края № 98-ЗС).
В силу пункта 16 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 названного кодекса.
Статья 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определяет порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Указанный порядок состоит из подготовки схемы расположения земельного участка, принятия по заявлению гражданина уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечения заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования данного участка, его государственный кадастровый учет (подпункты 1 - 5 пункта 1 названной статьи). После выполнения перечисленных требований на основании заявления заинтересованного гражданина уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность (подпункты 6, 7 упомянутого пункта).
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что административным истцом пройдены все стадии, необходимые для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность: утверждена схема расположения данного объекта на кадастровом плане территории; предварительно согласовано его предоставление без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства; земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.
Вместе с тем на заключительном этапе уполномоченным органом не оформлено соответствующее решение о предоставлении З испрашиваемого участка в собственность, более того, отменено ранее вынесенное распоряжение о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка со ссылкой на неустановление красных линий в районе расположения образуемого земельного участка и отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к нему.
Между тем указанные выводы с учетом вышеприведенных обстоятельств не могли повлиять на решение вопроса о предоставлении в собственность спорного земельного участка, принимая во внимание общеправовой принцип поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающий из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве и предполагающий, что участники правоотношений должны в разумных пределах иметь возможность предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в устойчивости своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доступа к участку с территории общего пользования не свидетельствуют о незаконности решения суда по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу подпункта 14 части 11 статьи 7 Закона Алтайского края № 98-ЗС помимо оснований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, принимается в случае отсутствия доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку.
По смыслу приведенных норм при формировании земельного участка для цели его предоставления бесплатно без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства обязательным условием является наличие доступа к нему (прохода, проезда), который бы обеспечивал возможность использования участка для цели индивидуального жилищного строительства (последующего проживания в возведенном жилом доме).
Как следует из материалов дела, согласно Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года ***, спорный земельный участок расположен в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года ***, испрашиваемый участок относится к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4).
Согласно актам визуального осмотра испрашиваемого земельного участка от 28 августа 2021 года, от 8 сентября 2021 года, составленным соответственно кадастровым инженером ООО «Алтайская геодезическая компания», заместителем главы Власихинской сельской администрации Индустриального района г.Барнаула, по результатам обследования земельного участка установлено, что участок расположен на ровном земельном участке с низкой травяной растительностью, при визуальном осмотре на близлежащей территории не выявлено оврагов, рвов либо иных неровностей земной поверхности, которые бы препятствовали использованию земельного участка для индивидуального жилищного строительства, к указанному земельному участку имеется фактический доступ по проложенной специальной техникой накатанной дороге в виде проезда/прохода шириной 20 метров по <адрес> того, к земельному участку имеется фактический доступ со всех сторон через свободные территории общего пользования по самостоятельно накатанным дорогам.
Постановлением администрации г.Барнаула от 3 декабря 2021 года *** утвержден проект межевания части территории кадастрового квартала 22:61:021002 в границах <адрес>, согласно графической части которого к спорному земельному участку имеется доступ с территории общего пользования со стороны <адрес>.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика подтвердил, что в настоящее время красные линии на указанной территории установлены, к испрашиваемом участку имеется доступ с территории общего пользования со стороны <адрес>, что подтверждается также представленными Комитетом по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула схемами с нанесением границ земельного участка и красных линий.
Таким образом, по делу установлено наличие реального доступа к испрашиваемому земельному участку со стороны земель общего пользования, позволяющего использовать таковой для индивидуального жилищного строительства.
Иных оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка в решении Управлением имущественных отношений Алтайского края от 20 апреля 2021 года не приведено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконными оспариваемых решений административного ответчика.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на иной оценке обстоятельств и документов, оснований к которой не усматривается.
Ссылка административного ответчика на необоснованное отклонение судом его ходатайства о приостановлении рассмотрения дела до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Алтайского края является несостоятельной, поскольку протокольным определением суда в удовлетворении указанного ходатайства было отказано ввиду отсутствия правовых оснований для приостановления дела.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку невозможность рассмотрения настоящего административного дела до разрешения другого дела не установлена.
С учетом изложенного оснований к отмене либо изменению решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 13 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Алтайского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Судья Жидких Н.А. Дело № 33а-272/2022
УИД 22RS0065-02-2021-003973-26
2а-3630/2021 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
18 января 2022 года г.Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Пасынковой О.М.,
судей Скляр А.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре Нечай А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края на решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 13 сентября 2021 года по административному делу по административному иску З к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании решений незаконными.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 13 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Алтайского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи