№2-8/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Суровикинский районный суд Волгоградской области
В составе председательствующего судьи Беляевсковой Е.В.,
при секретаре Азбаевой И.С.,
с участием истца Аблязова Ю.Н.,
представителя истца Беловой Т.А.,
представителей ответчика Степановой Н.Н., Васильевой О.С.,
06 марта 2018 года в г. Суровикино Волгоградской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аблязова Ю.Н. к государственному бюджетному специализированному стационарному учреждению социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Суровикинский психоневрологический интернат» о возложении обязанности, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Аблязов Ю.Н. обратился в суд с иском к государственному бюджетному специализированному стационарному учреждению социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Суровикинский психоневрологический интернат» (далее ГБССУ СО ГПВИ «Суровикинский ПНИ») о возложении обязанности, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, мотивируя свои требования следующим. В соответствии с трудовым договором № 7 от 22 марта 2001 года истец работает в должности санитара в государственном бюджетном специализированном стационарном учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Суровикинский психоневрологический интернат». Согласно справкам ответчика его среднемесячная заработная плата за 2014 год составила 13896 рублей, за 2015 год - 15166 рублей, за 2016 год - 16695 рублей. Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики предписано принять до 01 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая младший медицинский персонал до 100 % от заработной платы в соответствующем регионе. В связи с чем Правительством РФ принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 г.г., которым утверждена Динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента РФ №597. Согласно п. 5 Динамики примерных (индикативных) значений соотношение средней заработной платы работников и средней заработной платы в субъектах РФ у младшего медицинского персонала за 2013 года составит 50, 1%, за 2014 год – 51 %, за 2015 год – 52, 4 %, за 2016 год – 70,5 %, за 2017 год - 100 %, за 2018 год – 100 %. Постановлением Правительства Волгоградской области №128-П от 26 марта 2013 года утвержден план мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Волгоградской области на 2013-2018 годы». 27 марта 2013 года Губернатором Волгоградской области принято постановление №261 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Волгоградской области». Данными нормативными актами установлены примерные (индикативные) значения соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждений здравоохранения к средней заработной платы по региону на период 2013-2018 г.г. Работодателем не выполняются требования о приведении начисляемой и выплачиваемой истцу средней заработной платы как работнику из состава младшего медицинского персонала на период с 2014 года по 2017 год в соответствии с «дорожной картой».
Выполнение должностных обязанностей санитара предусматривает посменную работу, график смен: 1 смена в день, 1 смена в ночь, 2 выходных. При этом до санитаров учреждения не доводятся заблаговременно графики смен, в установленные для отдыха между сменами дни, работодателем назначается «отработка» недоработок норм рабочего времени, при этом оплата за работу в указанные дни, являющиеся для истца выходными, производится в одинарном размере. Трудовым законодательством и положением об оплате труда ответчика предусмотрена доплата за совмещение профессий, за расширение зон обслуживания, за увеличение объема работы. Нормой обслуживания клиентов в соответствии с Нормативами численности работников в государственных и муниципальных психоневрологических интернатах, утверждённых Постановлением Минтруда РФ от 22 декабря 2003 года №86 на одного сотрудника - санитарку (санитара) палатную является 25 клиентов, санитарку (санитара) сопровождающего – 30 клиентов. При этом в отделении, являющемся местом работы истца, отделении медико-педагогической коррекции постоянно находится не менее 60 клиентов, что является увеличением объема работы в два раза по сравнению с нормативными показателями, в связи с чем за указанную работу должна производиться доплата.
При начислении заработной платы ответчиком применяются выплаты стимулирующего характера, в том числе балльные выплаты. Согласно сведениям работодателям в отношении истца с января 2014 года не принималось никаких решений о лишении премий, снижении компенсационных и стимулирующих выплат, но размер балльных выплат ежемесячно меняется работодателем без каких-либо объяснении, проведения служебных проверок. В связи с чем установить реальность замечаний, послуживших основанием для снижения размера балльных выплат, а соответственно и заработной платы невозможно. Нарушение работодателем норм трудового законодательства ведет к снижению размера начисляемой и выплачиваемой заработной платы. Истец просит обязать государственное бюджетное специализированное стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Суровикинский психоневрологический интернат» производить начисление и выплату заработной платы истцу не ниже нормативов, указанных в Указе Президента РФ от 07 мая 2012 года №597, взыскать сумму недоплаты по заработной плате с 01 января 2015 года по день подачи иска, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании истец Аблязов Ю.Н. и его представитель Белова Т.А. исковые требования поддержали в полном объеме, возражали против применения срока исковой давности, пояснили, что Аблязов Ю.Н. работает санитаром в Суровикинском ПНИ, при начислении заработной платы не достигались показатели, утвержденные Указом Президента РФ. В настоящее время размер заработной платы соответствует указанным показателям. Кроме этого работодателем не производится оплата за работу в выходные дни, а именно при дополнительной отработке до нормы рабочего времени, также нарушаются нормы обслуживания клиентов.
Представители ответчика Степанова Н.Н., Васильева О.С. исковые требования в судебном заседании не признали, просили отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы с 01 января 2015 года по день подачи иска в связи с тем, что срок обращения за защитой нарушенного права, установленный ст. 392 ТК РФ, пропущен, уважительных причин его пропуска не приведено, оснований для восстановления срока не имеется. В судебном заседании пояснили, что в соответствии с п. 1.4 Положения об оплате труда работников государственных организаций социального обслуживания подведомственных комитету социальной защиты населения Волгоградской области, утверждённого приказом Комитета от 19 апреля 2016 года №399, оплата труда работников учреждения осуществляется в пределах фонда оплаты труда, сформированного на календарный год исходя из объема средств областного бюджета и средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Комитет социальной защиты населения Волгоградской области является учредителем интерната, который в силу требований п. 2 ст. 14 ФЗ №7-ФЗ0 от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» обязан руководствоваться приказами и распоряжениями учредителя. Постановлением Правительства Волгоградской области от 26 марта 2013 года №128-п утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Волгоградской области на 2013-2018 г.г.», разработанный во исполнение Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года №597. На основании «дорожной карты» учредителем до учреждения доведены следующие целевые показатели по категории «младший медицинский персонал»: на 2014 год – 11 699 рублей, 2015 год - 13 126 рублей, на 2016 год – 12 993 рубля, фактически размер средней заработной платы истца составляет за 2014 год – 13 896 рублей, за 2015 год – 15 166 рублей, за 2016 год – 16695 рублей. Что свидетельствует о том, что среднемесячная заработная плата Аблязова Ю.Н. превышает целевой показатель «дорожной карты». При этом целевой показатель «дорожной карты» - это среднемесячная заработная плата по категории работников, а не конкретного работника в отдельности. График сменности в учреждении утверждается истцом и доводится до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения его в действие. При этом сотрудник, которому установлен суммированный учет рабочего времени, должен полностью отработать норму рабочего времени за учетный период. Для этого разрабатывается график сменности на учетный период. Продолжительность работы по которому не может превышать норму рабочего времени в учетном периоде, недоработка рабочего времени до нормы также недопустима. Таким образом, отработка до нормы рабочего времени не является для Аблязова Ю.Н. работой в выходные дни и не должна оплачиваться в двойном размере. Утверждения Аблязова Ю.Н. о необходимости доплаты в двойном размере в связи с увеличением работы в два раза по сравнению нормативными, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, так как в стационарном отделении на посту медико-педагогической коррекции, являющемся место постоянной работы Аблязова Ю.Н., проживает 60 получателей социальных услуг. На основании Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 22 декабря 2003 года № 86 и в соответствии с графиком сменности в каждую смену на работу выходят один санитар и две санитарки, должностные обязанности которых различны лишь в том, что в обязанности санитарки дополнительно входит мытье полов, наблюдение за получателями социальных услуг обязаны производить и санитары и санитарки. В связи с чем в соответствии с нормативами численности работников, занятых медицинским обслуживанием, и фактически на истца приходится 20 коек. Приказом Комитета социальной защиты населения Волгоградской области №1884 от 30 декабря 2016 года утвержден Порядок определения размеров выплат стимулирующего характера на основании достижений значений критериев и (или) целевых показателей для оценки эффективности (качества) работы работниками государственных организаций социального обслуживания, подведомственных Комитету, определяет порядок применения балльной системы эффективности работы работников при определении размеров выплат стимулирующего характера. Решение об установлении данных выплат и их размере принимается руководителем организации персонально в отношении конкретного работника. Процент оплаты за качество выполняемых работ (стимулирующие выплаты) зависит от суммы, выделенной за счет экономии фонда для достижения целевого показателя средней заработной платы определенной категории работников, после начисления всех гарантированных выплат. Сумма распределяется пропорционально между работниками данной категории, ежемесячно утверждается стоимость одного балла с учетом мнения профсоюзного комитета и оформляется приказом, с которым все работники знакомятся под роспись. Правомерность начисления стимулирующих выплат в июле 2017 года была проверена в ходе внеплановой документарной проверки Государственной инспекцией труда Волгоградской области, по результатам которой фактов нарушения со сторону истца не было выявлено. В январе 2017 года контрольно-ревизионным отделом финансового управления Комитета социальной защиты населения Волгоградской области была проведена внеплановая документарная проверка для выявления соблюдения истцом трудового законодательства, при проверке ревизорами проведен выборочный расчёт среднемесячной заработной платы санитаров, в том числе и Аблязова Ю.Н, который показал, что среднемесячная заработная плата указанных работников превышает показатель на 17, 7- 32 %%. Просят в иске Аблязову Ю.Н. отказать в полном объеме.
Третье лицо Комитет социальной защиты населения Волгоградской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил отзыв, из которого следует, что во исполнение Указов Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Правительства Волгоградской области от 26 марта 2013 г. № 128-п утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Волгоградской области на 2013-2018 годы», Постановлением Губернатора Волгоградской области от 27 марта 2013 года № 261 утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Волгоградской области» и Постановлением Правительства Волгоградской области от 23 апреля 2013 года №203-п утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Волгоградской области», предусматривающие повышение заработной платы отдельным категориям работников.
Анализ среднемесячной заработной платы ГБССУ СО ГПВИ "Суровикинский психоневрологический интернат" по категории работников «младший медицинский персонал» показал следующее: целевой показатель на 2015 год - 13126,00 рублей, среднемесячная заработная плата за 2015 год - 14585, 54 рублей, достижение целевого показателя 2015 года – 111, 12%; целевой показатель на 2016 год - 12993,00 рублей, среднемесячная заработная плата за 2015 год - 15578,76 рублей, достижение целевого показателя 2015 год – 119,90 12%; целевой показатель на 2017 год - 15354,50 рублей, среднемесячная заработная плата за 2015 года 15403,3 рублей, достижение целевого показателя 2015 года – 100, 32 %.
Целевые показатели по отдельным категориям работников установлены «дорожной картой» на год, их достижение оценивается по итогам года. Оценке подлежит среднемесячная заработная плата по категории работников, то есть среднемесячная заработная плата не конкретного работника, а группы работников по конкретной категории данного учреждения. При этом внутри группы работников заработная плата может отличаться от установленного показателя как в большую, так и в меньшую сторону.
В соответствии с вышеуказанным и приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 29 мая 2017 года №857 «О внесении изменений в приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 19.04.2016 №399 «Об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных комитету социальной защиты населения Волгоградской области» произошло увеличение должностных окладов работников, так должностной оклад санитара изменился с 5040 рублей на 6048 рублей.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Аблязов Ю.Н. с 22 марта 2001 года принят на должность санитара палатного ГСУСОССЗН «Суровикинский психоневрологический интернат» (впоследствии переименованный в ГБССУ СО ГПВИ «Суровикинский психоневрологический интернат»), с 11 января 2009 года должность истца переименована на санитара. Данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой истца, трудовым контрактом, копиями приказов.
Рассматривая исковые требования Аблязова Ю.Н. о возложении обязанности на истца производить начисление и выплату заработной платы не ниже нормативов, приведенных в Указе Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597, суд исходит из следующего.
В силу ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу требований ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительству РФ в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики предписано принять до 01 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Во исполнение Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года N 597 Правительством РФ была принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 года N 2190-р). В приложении N 4 к указанной Программе утверждена Динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 597, и средней заработной платы в субъектах РФ в 2012-2018 годах. Указанные значения носят индикативный характер и могут быть уточнены в "дорожных картах" по мере реализации Программы. Согласно п. 4 и п. 5 Динамики примерных (индикативных) значений - соотношение средней зарплаты работников и средней зарплаты в субъектах РФ за 2013 год у среднего медицинского (фармацевтического) персонала составит 75,6%, за 2014 год - 76,2%, у младшего медицинского персонала за 2013 год составит 50,1%, за 2014 год - 51%, за 2015 год – 52, 4 %, за 2016 год – 70, 5%, за 2017 и за 2018 год – 100 %.
Постановлением Правительства Волгоградской области № 128-П о 26 марта 2013 года утвержден план мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Волгоградской области на 2013-2018 г.г.», согласно которому соотношение средней заработной платы социальных работников со средней заработной платой в субъекте РФ в 2013 году – 49, 6%, в 2014 году – 59, 6%, в 2015 году – 67, 3 %, в 2016 году -64, 8% в 2017 году – 80 %, в 2018 году -100 %.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 27 марта 2013 года №261 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Волгоградской области» Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Волгоградской области 2013 году – 48, 1 %, в 2014 году – 51 %, в 2015 году – 52,4 %, в 2016 году -56,2 % в 2017 году – 80 %, в 2018 году -100 %.
Согласно уставу ГБССУ СОГПВИ «Суровикинский психоневрологический интернат» Комитет социальной защиты населения Волгоградской области является учредителем ответчика.
Как следует из Положения об оплате труда работников учреждения, оплата труда работников осуществляется в пределах фонда оплаты труда, сформированного на календарный год исходя из объема средств областного бюджета и средств, поступающих от приносящей доход деятельности, в соответствии с порядком формирования фонда оплаты труда организации, утверждённым приказом Комитета социальной защиты населения Волгоградской области (п. 1.5).
Целевые показатели по категории «младший медицинский персонал» составили: на 2014 год – 11 699 рублей, 2015 года 13 126 рублей, на 2016 года – 12 993 рубля, на декабрь 2017 года - 15 354 рубля 50 копеек, что подтверждается материалами дела и истцом не отрицалось.
Как следует из представленных Аблязовым Ю.Н. справок 2-НДФЛ, размер его средней заработной платы составил: за 2014 год – 13 896 рублей, за 2015 год – 15 166 рублей, за 2016 год – 16695 рублей.
Судом установлено, что за оспариваемый период размер средней заработной платы истца превышал целевые показатели, установленные для категории «младший медицинский персонал», к которой относится Аблязов Ю.Н.
В судебном заседании Аблязовым Ю.Н. не оспаривалось, что в настоящее время размер его заработной платы превышает среднемесячную заработную плату по Волгоградской области.
Согласно справкам о проверке и рассмотрении годового отчета об исполнении бюджета учреждения на 01 января 2016 года, 01 января 2017 года, 01 января 2018 года отчеты ответчика об исполнении бюджета за указанные периоды были приняты учредителем без замечаний, что свидетельствует о том, что нарушений при использовании денежных средств, выделенных учреждению на выплату заработной платы, допущено не было.
Исходя из того, что заработная плата истца соответствует индикативным значениям, установленным «дорожной картой», утвержденной Постановлением Правительства Волгоградской области №128-п от 26 марта 2013 года, которое принято в целях реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года №597, который в свою очередь предоставляет возможность уточнения индикативных значений соотношения заработной платы по региону с заработной платой отдельной категории работников, то следует признать, что начисление заработной платы Аблязову Ю.Н. производилось в соответствии с требованиями Указа Президента РФ № 597 от 07 мая 2012 года.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Аблязова Ю.Н. о возложении на ответчика обязанности производить начисление и выплату заработной платы истцу не ниже нормативов, указанных в Указе Президента РФ от 07 мая 2012 года №597, следует отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании заявил ходатайство о применении срока давности по трудовому спору, указывая, что Аблязовым Ю.Н. пропущен трехмесячный срок на обращение работника за защитой нарушенного права, а именно на взыскание заработной платы, в связи с чем просил отказать в исковых требованиях о взыскании с истца суммы недоплаты по заработной плате за период с 01 января 2015 года по день подачи иска.
В силу ст. 392 Трудового Кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Ходатайств о восстановлении срока обращения в связи с наличием уважительных причин Аблязовым Ю.Н. не заявлено.
Положением об оплате труда работников ответчика (п. 1.9) и коллективным договором учреждения установлены сроки выплаты заработной платы сотрудникам учреждения: 4-го числа заработная плата за вторую половину месяца и 19-го числа заработная плата за 1-ю половину месяца.
Аблязов Ю.Н. обратился в суд с исковыми требованиями о взыскании заработной платы 05 октября 2017 года.
Судом установлено, что истец в течение спорного периода ежемесячно получал заработную плату в установленные сроки, на нарушение сроков выплаты заработной платы не указывал, о размере и структуре заработной платы был извещен надлежащим образом.
В связи с чем о предполагаемом нарушении своего права в связи с недоплатой заработной платы истец мог и должен был знать с момента получения заработной платы за каждый месяц спорного периода.
Исходя из того, что предметом спора являются периодические платежи, с учетом установленных сроков выплаты заработной платы и даты обращения Аблязова Ю.Н. в суд с настоящим иском, следует признать, что срок обращения о взыскании заработной платы за период с 01 января 2015 года по август 2016 года включительно истцом пропущен.
В силу абз. 3 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда может указываться только на установление судом данных обстоятельств.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Аблязова Ю.Н. о взыскании заработной платы за период с 01 января 2015 года по август 2016 года включительно следует отказать в связи с пропуском срока давности обращения в суд.
Как следует из заключения судебно-бухгалтерской экспертизы №2250/06-2, проведенной ФБУ Волгоградская лаборатория судебной экспертизы Минюста РФ, с учетом пояснений эксперта ФИО15., задолженность ответчика перед истцом за период с сентября 2016 года по октябрь 2017 года составила 1474 рубля 30 копеек.
В связи с чем исковые требования Аблязова Ю.Н. о взыскании заработной платы в указанном размере подлежат удовлетворению.
В обоснование доводов о неправильном начислении истцу заработной платы Аблязов Ю.Н. ссылается на то, что работодателем не производится оплата за работу в выходные дни.
В соответствии с ч. 1 ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
В силу ч. 3 ст. 91 ТК РФ порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ч. 4 ст. 91 ТК РФ).
В силу ст. 103 Трудового Кодекса РФ сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
График сменности в учреждении утверждается истцом и доводится до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
Из правил внутреннего трудового распорядка ГБССУ СО ГПВИ «Суровикинский психоневрологический интернат» следует, что в связи с круглосуточным режимом работы учреждения, необходимостью оказания социальных услуг получателям социальных услуг, с учетом их круглосуточного пребывания, а также с учетом особенностей режима работы некоторых работников, установлены сменный режим работ санитарам с суммированным учетом рабочего времени за месяц (п. 7.17), продолжительность работы определяется графиками сменности (7.11), установлением продолжительности еженедельного отдыха не менее 42 часов (п. 7.13).
Согласно коллективному договору учреждения, утвержденному 20 мая 2016 года, сменная работа каждой группы работников должна выполняться в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
Доводы истца о том, что в учреждении установлен график сменности: 1 смена в день, 1 смена в ночь, 2 выходных ничем в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не подтверждено.
Данных о том, что в оспариваемый период истцом было отработано свыше установленной нормы не имеется.
Из заключения судебно-бухгалтерской экспертизы №2250/06-2, проведенной ФБУ Волгоградская лаборатория судебной экспертизы Минюста РФ следует, что количество фактически отработанного истцом времени в спорный период совпадает с графиком работы, утвержденным работодателем.
Выполнение истцом работы в целях выработки нормы рабочего времени за учетный период не может быть расценено как работа в выходные дни.
Рассматривая доводы истца о том, что работодателем нарушены нормы обслуживания клиентов, что влечет за собой дополнительную оплату за расширение зоны обслуживания суд исходит из следующего.
Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 22 декабря 2003 года № 86 утверждены нормативы численности работников, занятых медицинским обслуживанием в Учреждении, составляю: санитарка палатная 1 круглосуточный пост на 25 коек, санитарка сопровождающая 1 на 30 коек.
Как следует из дополнительного соглашения к трудовому договору, положению о структурном подразделении «стационарное отделение», пояснений сторон и свидетелей, в стационарном отделении на посту медико-педагогической коррекции, являющемся местом постоянной работы Аблязова Ю.Н., проживает 60 получателей социальных услуг.
На основании и в соответствии с графиком сменности в каждую смену на работу выходит один санитар и две санитарки, что подтверждается графиками сменности, пояснениями свидетелей ФИО16., ФИО17., ФИО18 и истцом не оспаривается.
Доводы истца о том, что фактически санитарки, работающие с санитаром в одну смену, осуществляют только санитарно-гигиенические мероприятия не могут быть приняты судом, поскольку из представленных должностных обязанностей санитара №23/2 от 01 июня 2016 года и должностных обязанностей санитарки №23/1 от 01 ноября 2016 года в обязанности каждого из них входит наблюдение за поведением получателей социальных услуг (п.2.2).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что нормативы численности работников, занятых медицинским обслуживанием, предусмотренные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22 декабря 2003 года № 86, не нарушены.
Доводы Аблязова Ю.Н. о том, что работодателем допускаются нарушения выплат стимулирующего характера являются несостоятельными в силу следующего.
Приказом Комитета социальной защиты населения Волгоградской области №1884 от 30 декабря 2016 года утвержден Порядок определения размеров выплат стимулирующего характера на основании достижений значений критериев и (или) целевых показателей для оценки эффективности (качества) работы работниками государственных организаций социального обслуживания, подведомственных Комитету» определяет порядок применения балльной системы эффективности работы работников при определении размеров выплат стимулирующего характера. Решение об установлении данных выплат и их размере принимается руководителем организации персонально в отношении конкретного работника. Процент оплаты за качество выполняемых работ (стимулирующие выплаты) зависит от суммы, выделенной за счет экономии фонда для достижения целевого показателя средней заработной платы определенной категории работников, после начисления всех гарантированных выплат. Сумма распределяется пропорционально между работниками данной категории, ежемесячно утверждается стоимостью одного балла с учетом мнения профсоюзного комитета и оформляется приказом, с которым все работники знакомятся под роспись.
Приказами учреждения ежегодно утверждается перечень целевых показателей для оценки эффективности работы работников организации, Порядок определения размеров стимулирующих выплат работникам ГБССУ СО ГПВИ «Суровикинский психоневрологический интернат».
В соответствии с приказами работодателя утверждается размер стимулирующей надбавки за качество выполненной работы с учетом мнения профсоюзного комитета.
Как следует из заключения судебно-бухгалтерской экспертизы №2250/06-2, проведенной ФБУ Волгоградская лаборатория судебной экспертизы Минюста РФ, в период с декабря 2015 года по сентябрь 2017 года Аблязову Ю.Н. ежемесячно начислялись выплаты стимулирующего характера за своевременное и качественное выполнение работ в процентах балльных выплат от должностного оклада, ежеквартально устанавливался размер выплат стимулирующего характера из интенсивности и качества выполняемых работ, также устанавливалась стоимость одного балла. Расчеты по выплатам стимулирующего характера выполнены в соответствии с представленными положениями об оплата труда работников ГБССУ СО ГПВИ «Суровикинский ПНИ», приказами об утверждении показателей оценки эффективности деятельности работников учреждения, порядку определения размеров стимулирующих выплат работников государственных учреждений социального обслуживания населения Волгоградской области на основании оценки достижения значений показателей эффективности их деятельности, утверждённому приказом Комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 31 декабря 2015 года № 1951, порядку определения размеров выплат стимулирующего характера на основании достижения значений критериев и (или) целевых показателей для оценки эффективности (качества) работы работниками государственных организаций социального обслуживаниях, подведомственных комитету социальной защиты населения волгоградской области, утверждённым приказом Комитета от 30 декабря 2016 года №1884. Расчет стоимости балла производился на основании выделенного фонда оплаты труда, среднего процента для выплаты надбавок, а расчет балльных выплат в процентном выражении производился Аблязову Ю.Н. за период с января 2015 года по январь 2017 года исходя из максимально возможного и фактического количества баллов по должности в размере 50 баллов, с февраля по сентябрь 2017 года исходя из фактического размера баллов – 45.
Кроме этого при проведении учредителем внеплановой проверки полноты начисления ответчиком заработной платы младшему медицинскому персоналу с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года была подтверждена правомерность начисления стимулирующих выплат указанной категории работников.
В силу ст. 237 Трудового Кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Исходя из того, что неправомерными действиями ответчика нарушены трудовые права Аблязова Ю.Н., связанные с нарушениями при начислении и выплате заработной платы, то с учетом степени вины работодателя, характера допущенного им нарушения прав истца, а также разумности и справедливости, суд считает возможным определить ко взысканию компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, отказав в удовлетворении исковых требований сверх указанной суммы.
На основании ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать сумму госпошлины в размере, предусмотренном ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, в сумме 400 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Аблязова Ю.Н. к государственному бюджетному специализированному стационарному учреждению социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Суровикинский психоневрологический интернат» о возложении обязанности, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Отказать в удовлетворении исковых требований Аблязова Ю.Н. о возложении на государственное бюджетное специализированное стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Суровикинский психоневрологический интернат» обязанности производить начисление и выплату заработной платы истцу не ниже нормативов, установленных Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года №597.
Отказать в удовлетворении исковых требований Аблязова Ю.Н. о взыскании с государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Суровикинский психоневрологический интернат» суммы недоплаты по заработной плате с 01 января 2015 года по август 2016 года включительно в связи с пропуском срока исковой давности.
Взыскать с государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Суровикинский психоневрологический интернат» в пользу Аблязова Ю.Н. недоплату заработный платы в размере 1474 (одна тысяча четыреста семьдесят четыре) рубля 30 копеек и компенсацию морального вреда в размере 500 (пятьсот) рублей.
Отказать в удовлетворении исковых требований Аблязова Ю.Н. к государственному бюджетному специализированному стационарному учреждению социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Суровикинский психоневрологический интернат» о взыскании компенсации морального вреда в размере 99 500 рублей.
Взыскать с государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Суровикинский психоневрологический интернат» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2018 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы в Волгоградский областной суд через Суровикинский районный суд Волгоградской области.
Судья Е.В. Беляевскова