Решение по делу № 2-410/2022 от 03.03.2022

***                              Дело № 2-410/2022

Мотивированное решение составлено 19.06.2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 июня 2022 года          город Гаджиево

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Охлопкова А.В.,

при секретаре судебного заседания Сукачевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФИО1 об обязании ограничить свободный доступ в нежилое здание,

УСТАНОВИЛ:

Администрация ЗАТО Александровск обратилась в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФИО1 об обязании ограничить свободный доступ в нежилое здание.

В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании представления №... от 23.05.2019 об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, в связи с установлением факта наличия свободного доступа на крышу заброшенного здания, расположенного по адресу: <адрес> проникновения 20.05.2019 на крышу указанного здания подростков, создавших тем самым угрозу своей безопасности, жизни и здоровью, администрации надлежало незамедлительно принять меры к ограничению свободного доступа на крышу здания.

Нежилое здание, имеет собственников, так часть здания площадью 1618,4 кв//м с кадастровым номером 51:21:0020103:17 является федеральной собственностью Российской Федерации и принадлежит ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на праве оперативного управления; другая часть здания общей площадью 1660,4 кв/м с кадастровым номером 51:21:0020103:1699 принадлежит на праве собственности ФИО1

В порядке исполнения предписания, в адрес указанных собственников были направлены уведомления о необходимости принять меры к ограничению свободного доступа на крышу здания.

ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, в ответе на уведомление истца, подтвердило принадлежность ему части здания, однако сослалось на отсутствие полномочий по принятию необходимых мер и отсутствие финансирования. На протяжении года мер к ограничению свободного доступа в здание принято не было.

От ФИО1 ответ на обращение в администрацию не поступил.

В настоящее время указанное нежилое здание находится в аварийном состоянии, имеет разрушения, длительное время по назначению не используется, при этом свободный доступ в него не ограничен, в связи с чем данный объект является потенциально опасным с точки зрения антитеррористической защищенности и общественной безопасности. Возможность свободного проникновения в здание создает условия для совершения противоправных действий, угрозу причинения вреда жизни и здоровья неопределенному кругу граждан в случае разрушения конструкций здания или использования его не по назначению лицами, не имеющими прав в отношении указанного объекта, может привести к иным чрезвычайным ситуациям. В здании собираются асоциальные группы граждан, а также несовершеннолетние для распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, что отрицательно сказывается на профилактике преступлений и правонарушений на территории муниципального образования ЗАТО Александровск.

Территория, прилегающая к зданию не ограждена, в связи с чем, у посторонних лиц, в том числе малолетних, имеется свободный доступ к зданию. Данный объект находится без надлежащего состояния и присмотра, в технически опасном состоянии, что подтверждается актом осмотра от 01.04.2021.

Указанные обстоятельства могут привести к необратимым чрезвычайным последствиям.

Собственники здания, не соблюдают требования положений ч. 1 ст. 37 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», чем существенно нарушают законные права и интересы граждан.

В порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса РФ к участию в деле, в качестве третьих лиц привлечены Министерство обороны РФ, ФГБУ «ЦЖКХ» МО РФ, АО «Мурманэнергосбыт».

Уточнив заявленные исковые требования, просит обязать ответчиков ограничить свободный доступ в здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 51:21:0010104:2 по адресу: <адрес>, путем закрытия дверных и оконных проемов в частях здания, принадлежащего каждому на праве собственности, до 4 этажа, закрытия запасных выходов, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца Администрации ЗАТО Александровск в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель ответчика ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, направил в адрес суда возражения на исковое заявление, в котором указал, что спорный объект недвижимости является собственностью РФ в лице Министерства обороны РФ и закреплен за учреждением на праве оперативного управления.

В соответствии с действующим законодательством, определен способ содержания имущества Вооруженных сил РФ, в связи с которым, право оперативного управления не может являться достаточным основанием на возложение обязанностей на учреждение обязанности по содержанию объектов Вооруженных сил РФ, в том числе на проведение работ по ограничению доступа в здание.

Министерство обороны РФ наделило ФГБУ «ЦЖКХ» МО РФ полномочиями и обязанностями по содержанию объектов недвижимости Вооружённых сил РФ. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований, заявленных к учреждению, отказать в полном объеме.

Ответчик ФИО4 и его представитель ФИО7 в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, в предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, отзыв/возражения на исковое заявление не представил, своего представителя для участия в деле не направил.

Представитель третьего лица ЖКС № 4 ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ОСК СФ в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление в котором указал, что согласно Приказа Министра обороны РФ № 155 от 02.03.2017 основной целью деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах МО РФ.

Согласно положениям Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению ВС РФ, учреждение осуществляет эксплуатационное и техническое обслуживание, текущий ремонт собственными силами в отношении объектов действующей материально-технической базы, переданных учреждению в эксплуатацию, на основании актов приема-передачи.

Объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, установленным порядком учреждению не передавался, в паспорт военного городка не включался, в связи с чем, учреждение не уполномочено на осуществление содержания данного здания, в том числе по осуществлению мероприятий по ограничению свободного доступа.

Указанное здание являлось общежитием и относилось к категории жилищного фонда, управление и обслуживание которым осуществляет ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ.

Полагал доводы искового заявления необоснованными, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.

Представитель третьего лица АО «Мурманэнергосбыт» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что арендатор не осуществляет контроль предотвращения проникновения посторонних лиц в здание в связи с отсутствием производственной необходимости, в связи с чем оставляет разрешение данного вопроса на усмотрение суда.

В соответствии с положениями ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со ст. ст. 210, 211 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что в собственности ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ находится часть

здания общежития, расположенного по адресу: <адрес>; кадастровый №..., общей площадью 1618,4 кв/м; назначение: нежилое; наименование: часть общежития; этаж 01, 02, 03, 04. Право собственности зарегистрировано с 22.09.2016.

В собственности ФИО1 находится часть здания общежития, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №..., общей площадью 1 660,4 кв/м, назначение: нежилое; наименование: часть общежития; подвал, этаж 01, 02, 03, 04.

Право собственности ФИО1 на указанную часть здания возникло на основании договора купли-продажи недвижимого имущества №... от 11.08.2015, акта приема-передачи от 15.08.2015. Право собственности зарегистрировано 17.08.2017, на основании решения Полярного районного суда от 18.05.2017 о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Согласно данным технического паспорта нежилое здание общежития имеет четыре этажа и подвальное помещение.

Земельный участок с кадастровым номером 51:21:00100104:2 находится в собственности Российской Федерации.

В силу ст. 212 Гражданского кодекса РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1).

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 2).

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом (п. 3).

В соответствии с. п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 295 Гражданского кодекса РФ).

Пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).

В силу положений ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно положениям ч. 5, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

В силу ч.1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Пунктом 1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что при необходимости прекращения работ по строительству (возведению) объекта строительства или их приостановления более чем на шесть месяцев должна быть обеспечена консервация объекта капитального строительства.

Обеспечение соответствия безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в соответствии с требованиями Федерального Закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности задний и сооружений».

В соответствии со ст. 5 ФЗ «Технический регламент о безопасности задний и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик па требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального Закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 ст. 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

В соответствии со ст. 35 ФЗ «Технический регламент о безопасности задний и сооружений» строительство и реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершены, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

Согласно ч. 1 ст. 36 ФЗ «Технический регламент о безопасности задний и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

В силу ч. 1 ст. 37 ФЗ «Технический регламент о безопасности задний и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 № 802 утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

В силу положений пункта 3 Правил проведения консервации и случае принятия решения о консервации обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

В соответствии с п. 9 Правил в состав работ по консервации объекта входят, в том числе выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных), монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов, освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горячих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий, приведение технологического оборудования в безопасное состояние, отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта), принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

Правила благоустройства территории муниципального образования установлены ст. 45.1 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск № 83 от 05.10.2017 утверждены Правила благоустройства территории ЗАТО Александровск, согласно которым эксплуатация зданий и сооружений, их ремонт должны производиться в соответствии с установленными правилами и нормами технической эксплуатации (п. 8.3.4).

К вопросам местного значения ЗАТО Александровск в том числе относится: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах ЗАТО Александровск; организация охраны общественного порядка на территории ЗАТО Александровск муниципальной милицией; утверждение правил благоустройства территории ЗАТО Александровск, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории ЗАТО Александровск в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах ЗАТО Александровск (ст. 11 Устава).

20.05.2019 в адрес администрации ЗАТО Александровск поступило Предписание об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, выданное ОМВД России по ЗАТО Александровск.

Из указанного предписания следует, что 20.05.2019 около 19 час. 20 мин. на крышу указанного нежилого здания открыто проникли подростки, создавая угрозу своей безопасности, жизни и здоровью.

В ходе исполнения предписания, 03.06.2020 администрация ЗАТО Александровск направило в адрес ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ информацию о необходимости принятия мер по ограничению свободного доступа на крышу здания.

Из ответа ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ от 05.07.2019 следует, что на техническом и бюджетном учете учреждения состоит нежилое здание с кадастровым номером 51:21:0020103:1700 общей площадью 1 618,4 кв/м. Однако, учреждение не наделено полномочиями по организации деятельности по строительству и капитальному ремонту объектов, организации и осуществлению в Вооруженных силах деятельности по эксплуатации материально-технической базы, организации деятельности по техническому содержанию и обслуживанию материально-технической базы.

В целях недопущения возникновения несчастных случаев учреждение направило обращение в адрес филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ.

Просит рассмотреть вопрос о принятии части указанного здания в муниципальную собственность.

Согласно письма администрации ЗАТО Александровск от 11.11.2019 необходимость в приеме указанного нежилого здания в муниципальную собственность, отсутствует.

19.10.2020 в адрес ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ направлено письмо об устранении причин и условий, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан; о принятии мер, направленных на обеспечение безопасности людей, предотвращения несанкционированных действий, чрезвычайных ситуаций и минимизацию их последствий.

Аналогичное письмо направлено в адрес собственника второй части нежилого здания - ФИО1

06.11.2020 от ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ поступил ответ, из которого следует, что объект не используется и не спланирован к дальнейшему использованию для нужд Вооруженных сил РФ. Поскольку учреждение не наделено полномочиями по организации деятельности по строительству и капитальному ремонту объекта недвижимости, было направлено обращение а адрес ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ об оказании содействия и ограничения доступа к указанному нежилому зданию.

Из ответа филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ от 16.08.2019 следует, что указанный объект недвижимости не передавался филиалу и не входит в паспорт обслуживаемого военного городка. Проведение работ по ограничению доступа к нежилому зданию приведет к нецелевому расходованию средств.

ФИО1 обратился в учреждение по вопросу реализации принадлежащей ему части нежилого здания.

17.12.2020 администрация ЗАТО Александровск направила сообщение о том, что решение вопроса о приеме нежилого здания в муниципальную собственность не представляется возможным ввиду отсутствия муниципальных учреждений и предприятий нуждающихся в данном объекте, а также в связи с ограниченным лимитом средств на обеспечение сохранности, содержание и обслуживание объектов муниципальной собственности.

01.04.2021 комиссией, в составе ведущего инженера по имущественным и земельным отношениям МКУ «СМИ ЗАТО Александровск», инженера 1 категории по имущественным и земельным отношениям МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» и ведущего экономиста отдела учета и контроля доходов по имущественным и земельным отношениям МКУ «СМИ ЗАТО Александровск», был произведен осмотр нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, на основании которого составлен акт.

Из акта осмотра объекта недвижимости от 01.04.2021 следует, что основная часть здания от 01.04.2021 следует, что основная часть здания (4 этажа) является заброшенной; вход в помещения в свободном доступе; окна, двери, деревянные перекрытия полов в помещениях частично отсутствуют; в наличии строительный мусор и бытовые отходы, некоторых помещениях видны следы пожара. Ограждение территории отсутствует; прилегающая территория центрального входа запущена; отсутствуют знаки, предупреждающие об опасности.

Обследуемое здание является объектом повышенной опасности ввиду отсутствия лестничных металлических ограждений внутри здания, входных дверей и остекления оконных проемов.

Во избежание ситуаций, которые могут возникнуть вследствие несанкционированного доступа в помещение здания, необходимо незамедлительно обязать собственников помещений принять меры, предупреждающие причинение вреда (угрозе жизни) населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу в здание, а так же осуществление мер по утилизации мусора.

Таким образом, в ходе осмотра здания установлено, что объект находится в аварийном состоянии; объект не эксплуатируется; остатки строительных конструкций не огорожены, находятся в свободном доступе и создают угрозу обрушения, что может привести к причинению имуществу третьих лиц и представляет угрозу жизни и здоровью граждан.

Нежилые производственные помещения, расположенные на цокольном этаже здания, общей площадью 352,75 кв/м переданы во временное владение и пользование АО «Мурманэнергосбыт» на основании договора аренды недвижимости (нежилых помещения) №... от 10.12.2021, для размещения производственного персонала и оборудования для выполнения ремонтных работ с целью обслуживания и эксплуатации объектов теплоснабжения, расположенных на территории г. Снежногорск ЗАТО Александровск. Срок действия договора с 01.12.2021 по 31.12.2026.

15.04.2022 истцом повторно произведен осмотр объекта недвижимости, в результате которого установлено, что с момента первого осмотра (01.04.2021) обследуемое здание продолжает являться объектом повышенной опасности; работы по устранению несанкционированного доступа в помещения здания не проводились.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Анализируя собранные по делу доказательства, судом бесспорно установлено, что ответчиками ненадлежащим образом исполняются обязанности по содержанию нежилого здания по адресу <адрес>, находящегося в заброшенном состоянии и к которому имеется свободный доступ, то есть до настоящего времени меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в частности по предупреждению несанкционированного доступа в нежилое здание, ответчиками не приняты.

Также, ответчиками не доказано, что объект недвижимости находится в состоянии, которое исключает несанкционированное проникновение внутрь здания, а также наличие ограждений по периметру здания.

При таких обстоятельствах, исходя из указанных выше норм права, суд приходит к выводу о том, что спорное здание находятся в заброшенном состоянии, непринятие своевременных мер по ограждению земельного участка и воспрепятствованию проникновения третьих лиц на разрушенный объект создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц.

Поскольку ответчики ненадлежащим образом исполняют свои обязанности как собственники объекта недвижимости, что может представлять угрозу для жизни и здоровья граждан.

Однако, суд принимает во внимание, что на основании договора аренды часть нежилых помещений передано в пользование АО «Мурманэнергосбыт», в связи с чем, ограничение доступа к арендованным помещениям, могло бы повлечь нарушения прав и законных интересов арендатора.

Доводы ответчика ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о том, что закрепление за учреждением спорного объекта на праве оперативного управления не возлагает на учреждение и на Министерство обороны (как собственника объекта) безусловной обязанности по содержанию объекта, поскольку такая обязанность (содержание и эксплуатация объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации) возложена Министерством обороны на государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, суд находит неосновательными в силу следующего.

Из содержания п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 (далее - Положение), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.

Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (п. 5 Положения).

Пункт 1, пп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Согласно положениям соответствующих нормативно-правовых актов в структуре Министерства обороны РФ полномочия и обязанности владельца имущества, в том числе находящегося в пользовании, возложены как на Департамент имущественных отношений, так и на иные органы военного управления в соответствии с их компетенцией, установленной правовыми актами Минобороны России. Такие органы военного управления и организации получают лимиты бюджетных обязательств и субсидии на выполнение государственного задания по соответствующим статьям расходов. При этом Департаменту имущественных отношений, территориальным управлениям имущественных отношений, такие средства не выделяются, а военным комиссариатам соответствующее финансирование может быть доведено в порядке, установленном нормативными актами Министерства обороны.

Таким образом, суд приходит к выводу от том, что ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ является надлежащим ответчиком по делу и на него возложена обязанность содержания федерального имущества по праву оперативного управления.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих исполнение требований истца, ответчиками суду не представлено.

При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Приходя к выводу об обоснованности требований истца, суд полагает, что уточненные требования о закрытии оконных и дверных проемов вплоть до четверного этажа, являются излишними. При закрытии оконных и дверных проемов первого и второго этажей, а также запасных выходов, указанные меры будут достаточны, и исключат несанкционированный доступ неограниченного круга лиц в здание.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает, что срок, установленный истцом (в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу) является разумным и справедливым, учитывая при этом объем мероприятий, необходимых для устранения допущенных нарушений. Кроме того, ответчики возражений относительно установленного срока не заявляли.

В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФИО1 об обязании ограничить свободный доступ в нежилое здание – удовлетворить частично.

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФИО1 ограничить свободный доступ в здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 51:21:0010104:2 по адресу: <адрес>, путем закрытия дверных и оконных проемов первого и второго этажа и запасных входов в здании, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФИО1 государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 150,00 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение месяца.

Председательствующий                        А.В. Охлопков

2-410/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск
Ответчики
ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Лебедь Юрий Алексеевич
Другие
Министерство обороны Российской Федерации
АО "Мурманэнергосбыт"
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление " МО РФ
Перебора Евгений Александрович
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Охлопков Андрей Владимирович
Дело на сайте суда
pol.mrm.sudrf.ru
03.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.03.2022Передача материалов судье
10.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
14.06.2022Судебное заседание
19.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее