Дело № 2-889/2024
УИД 51RS0009-01-2024-001310-74
Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2024 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2024 года город Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Рубана В.В.,
при секретаре Черепановой А.О.,
с участием помощника прокурора города Кандалакши Савиной Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кандалакши в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Управление городским хозяйством» об обязании привести детскую игровую площадку в надлежащее состояние,
третье лицо: администрация муниципального образования Кандалакшский район,
установил:
Прокурор города Кандалакши обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Управление городским хозяйством» (далее – МКУ «УГХ») об обязании привести детскую игровую площадку в надлежащее состояние.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города Кандалакша проведена проверка соблюдения прав и интересов несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, содействия их физическому и духовному развитию, по результатам которой установлены нарушения требований действующего законодательства при содержании и эксплуатации детских игровых и спортивных площадок, расположенных на территории муниципального образования городское поселения Кандалакша.
Так, в ходе проверки игровой площадки, расположенной по адресу: г. Кандалакша, ул. Новая, д. 5, был выявлен ряд нарушений требований Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», утвержденного решением Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 года № 21 (далее по тексту – Технический регламент), ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», а именно:
- не установлена табличка, содержащая информацию о наименовании изготовителя, введении игрового комплекса в эксплуатацию, правилах и возрастных требованиях при использовании оборудования, номеров телефонов для сообщения в случаях обнаружения неисправности;
- отсутствует ударопоглощающее покрытие, достаточное для предупреждения травм детей при падении;
На основании постановления администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша от 17 мая 2018 гола № 277 указанная детская игровая передана в безвозмездное пользование МКУ «УГХ». Постановление до настоящего времени не утратило силу.
В связи с выявленными нарушениями руководителю МКУ «УГХ» 15 мая 2023 года прокуратурой города Кандалакши было вынесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, ответственное за содержание детских площадок лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности. Однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
В ходе проведения повторной проверки в июне 2024 года установлено, что детская игровая площадка, расположенная по адресу: г. Кандалакша, ул. Новая, д. 5, находится в неудовлетворительном состоянии: отсутствует ударопоглащающее покрытие, достаточное для предупреждения травм детей при падении; не установлена табличка, содержащая информацию о наименовании изготовителя, введении игрового комплекса в эксплуатацию, правилах и возрастных требованиях при использовании оборудования, номеров телефонов для сообщения в случаях обнаружения неисправности.
С учетом уточнений исковых требований просит суд обязать МКУ «УГХ» привести в срок до 01 октября 2025 года детскую игровую площадку, расположенную по адресу: г. Кандалакша, ул. Новая, д. 5, содержание которой осуществляет учреждение, в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», а именно:
- оборудовать детскую игровую площадку ударопоглощающим покрытием, материал покрытия зоны приземления которого исключает травмированные ребенка, в соответствии с пунктом 4.3.26.8 ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования».
В судебном заседании помощник прокурора города Кандалакши Савина Т.М. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика МКУ «УГХ» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление о признании исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Учитывая, что ответчик о времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом, возражений относительно иска и ходатайств не заявил, о причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, суд признаёт возможным рассмотреть настоящее дело в порядке заочного судопроизводства и принять по делу заочное решение.
Представители третьего лица администрации муниципального образования Кандалакшский район в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Заслушав помощника прокурора города Кандалакши Савину Т.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации семья, материнство, детство находятся под защитой государства.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 124-ФЗ), целями государственной политики в интересах детей являются содействие их физическому, духовному развитию, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое развитие.
В силу положении части 3 статьи 12.1 Федерального закона № 124-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Судом установлено, что на основании постановления администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша от 17 мая 2018 гола № 277, обслуживание детской игровой площадки, расположенной по адресу: г. Кандалакша, ул. Новая, д. 5, осуществляется МКУ «УГХ» (л.д. 15-17).
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в частности, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Согласно решению Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 года № 21 с 17 ноября 2018 года вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017), который распространяется на оборудование и (или) покрытие для детских игровых площадок, впервые выпускаемые в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) и размещенные на открытых территориях или в закрытых помещениях, по перечню согласно приложению N 1; не распространяется на оборудование и (или) покрытие для детских игровых площадок, произведенные и введенные в эксплуатацию до вступления настоящего технического регламента в силу.
С учетом приведенных норм законодательства, обслуживание детских игровых площадок, введенных к эксплуатацию с 17 ноября 2018 года, должно осуществляться МКУ «УГХ» в соответствии с требованиями Технического регламента, содержание детских площадок, введенных в эксплуатацию до указанного времени – в соответствии с положениями национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования».
Пунктом 3.16 ГОСТ Р 52169-2012 предусмотрено, что детская игровая площадка – специально оборудованная территория, предназначенная для отдыха и игры детей, включающая в себя оборудование и покрытие детской игровой площадки, и оборудование для её благоустройства.
Из положений пункта 4.3.26.8 ГОСТ Р 52169-2012 следует, что для оборудования с высотой свободного падения свыше 600 мм или при возможности принудительного перемещения ребенка по всей зоне приземления должно быть ударопоглощающее покрытие; материал ударопоглощающего покрытия зоны приземления должен исключать травмирование ребенка.
Согласно подпунктам 4.3.3, 4.3.5 ГОСТ Р 52169-2012, элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии (или изготовлены из коррозионно-стойких материалов), элементы оборудования из древесины не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщипов, сколов и т.п.).
В силу подпунктов 4.3.7, 4.3.8, 4.3.9 ГОСТ Р 52169-2012 наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается; наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается; выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены.
Прокуратурой города в ходе проверки, проведенной в мае 2023 года проверки игровой площадки, расположенной по адресу: г. Кандалакша, ул. Новая, д. 5, был выявлен ряд нарушений требований Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», утвержденного решением Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 года № 21 (далее по тексту – Технический регламент), ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», а именно:
- отсутствует ударопоглощающее покрытие, достаточное для предупреждения травм детей при падении;
- не установлена табличка, содержащая информацию о наименовании изготовителя, введении игрового комплекса в эксплуатацию, правилах и возрастных требованиях при использовании оборудования, номеров телефонов для сообщения в случаях обнаружения неисправности.
В связи с выявленными нарушениями руководителю МКУ «УГХ» 15 мая 2023 года прокуратурой города Кандалакши было вынесено представление (л.д. 8-12). Указанное представление ответчиком признано подлежащим удовлетворению, ответственное за содержание детских площадок лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности (л.д. 13).
В соответствии с пунктами 6.1, 6.2 ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», оборудование и его элементы осматривают и обслуживают в соответствии с инструкцией изготовителя с периодичностью, установленной изготовителем. Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец).
В силу положений пунктов 6.3, 6.4, 6.4.1 ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца). Контроль технического состояния оборудования включает осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр. По результатам ежегодного основного осмотра составляется акт.
В ходе проведения повторной проверки в июне 2024 года установлено, что детская игровая площадка, расположенная по адресу: г. Кандалакша, ул. Новая, д. 5, находится в неудовлетворительном состоянии: отсутствует ударопоглащающее покрытие, достаточное для предупреждения травм детей при падении; не установлена табличка, содержащая информацию о наименовании изготовителя, введении игрового комплекса в эксплуатацию, правилах и возрастных требованиях при использовании оборудования, номеров телефонов для сообщения в случаях обнаружения неисправности (л.д. 35).
На основании изложенного, анализируя имеющиеся в деле доказательства в совокупности и по отдельности, учитывая, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой города Кандалакши, установлено наличие недостатков в состоянии детской игровой площадки, расположенной по адресу: г. Кандалакша, ул. Новая, д. 5, ненадлежащее эксплуатационное состояние указанной детской игровой площадки ответчиком не отрицается, более того ответчиком на дату рассмотрения дела частично устранены выявленные нарушения, а также принимая во внимание, что выявленные нарушения требований действующего законодательства при содержании и эксплуатации детских игровых и спортивных площадок потенциально могут угрожать их безопасной эксплуатации, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора города Кандалакши о возложении обязанности привести детскую игровую площадку в надлежащее состояние подлежат удовлетворению.
По правилам статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая решение, суд учитывает, что доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения решения суда в указанный истцом срок, ответчиком суду не представлено. При этом суд учитывает, что сроки, указанные прокурором города Кандалакши в исковых требованиях: до 01 октября 2025 года отвечают требованиям разумности, справедливости и выполнимости, обеспечивает необходимый баланс прав и законных интересов граждан, организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Согласно пункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что исковые требования Кандалакшского транспортного прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобождён, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Кандалакши в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Управление городским хозяйством» об обязании привести детскую игровую площадку в надлежащее состояние удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление городским хозяйством» (ИНН 5102000697, ОГРН 1155190015738) привести в срок до 01 октября 2025 года детскую игровую площадку, расположенную по адресу: г. Кандалакша, ул. Новая, д. 5, содержание которой осуществляет учреждение, в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», а именно:
- оборудовать детскую игровую площадку ударопоглощающим покрытием, материал покрытия зоны приземления которого исключает травмированные ребенка, в соответствии с пунктом 4.3.26.8 ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования».
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Управление городским хозяйством» (ИНН 5102000697, ОГРН 1155190015738) в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Кандалакшский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.В. Рубан