Дело № 2-3105/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2016 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Патрушевой А.Г.,
при секретаре Бабиковой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жигарь В.А. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья,
у с т а н о в и л :
Жигарь В.А. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
В судебном заседании Жигарь В.А. на иске настаивал.
Представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласилась.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержал позицию ответчика.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Жигарь В.А. родился ** ** **. в г...., и является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В период с ** ** **. по ** ** **. Жигарь В.А. находился на воспитании в ГУ Республики Коми «....
В период с ** ** **. по ** ** **. Жигарь В.А. проходил обучение в ....
В период с ** ** **. по ** ** **. Жигарь В.А. проходил обучение в ....
Жигарь В.А. достиг совершеннолетия -** ** **.
На учет лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении Жигарь В.А. не встал.
Жигарь В.А. неоднократно отбывал наказание в виде лишения свободы (с ** ** **.).
На период с ** ** **. Жигарь В.А. поставлен на учет по месту пребывания в ГБУ Республики Коми «...) по адресу: ....
Регистрации по месту жительства Жигарь В.А. не имеет.
Право пользования жилым помещением за Жигарь В.А. не сохранялось.
** ** **. Жигарь В.А. вступил в брак.
Адрес места жительства семьи Жигарь В.А. не указал.
Согласно п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005г. предусматривалось обеспечение сирот вне очереди благоустроенным жилым помещением на условиях социального найма.
В последующем с 01.03.2005г. действовал пп.2 п. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, также предусматривающий право сирот на внеочередное обеспечение благоустроенным жилым помещением на условиях социального найма.
Норма пп.2 п. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусматривала обязательства обеспечения сирот жилым помещением по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С 01.01.2013г. утратил силу пп.2 п. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ согласно которого сироты обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма во внеочередном порядке, и введена в действие ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, согласно которой сиротам предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Между тем, суд приходит к выводу об утрате Жигарь В.А. права на обеспечение за счет Администрации МО ГО «Сыктывкар» жилым помещением по заявленной льготе, учитывая следующее.
С 01.01.2013г. базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2013г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма содержалась и в п. 2 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ.
В силу пунктов 1 и 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. 15-ФЗ) благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат обеспечению дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, что не предусматривалось ранее действовавшим законодательством; право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, относящихся к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении.
Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вопрос о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилой площадью, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на соответствующий учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, может быть разрешен при наличии к тому уважительных причин, к которым относятся неправомерные либо ненадлежащие действия органов опеки и попечительства, опекунами, попечителями своих обязанностей по защите прав этих детей, незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
С момента достижения совершеннолетия ** ** **. до момента осуждения к лишению свободы ** ** **. исключительных причин, препятствующих обращению Жигарь В.А. с заявлением о постановке на учет по заявленной льготе, не имелось.
Таким образом, Жигарь В.А. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не состоящий на учете для получения жилого помещения и достигший 23-х летнего возраста, утратил право на жилищное обеспечение по заявленной льготе.
В связи с чем, не имеется законных оснований для удовлетворения исковых требований Жигарь В.А. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Отказать в удовлетворении исковых требований Жигарь В.А. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Патрушева А.Г.