ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Атрашкевич В.В. дело № 33-184
поступило ...
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
8 февраля 2017 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Ихисеевой М.В.,
судей коллегии Захарова Е.И., Гончиковой И.Ч.,
с участием прокурора Дмитриевой Ю.А.,
при секретаре Зарбаевой В.А.,
рассмотревв открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бойко С.А. к МО МВД России «Северобайкальский», Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе в прежней должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, денежной компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца Бойко С.А., апелляционному представлению помощника Северобайкальского межрайонного прокурора Бочаровой Е.Н.,
на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 25 октября 2016 года,
которым исковые требования оставлены без удовлетворения,
Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч., выслушав пояснения истца Бойко С.А., представителей ответчика Балсахаеву С.Г., Щетинина М.В., заключение прокурора Дмитриевой Ю.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представления, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд, истец Бойко С.А. просил признать незаконным приказ от ... ... Министерства внутренних дел по РБ об увольнении, восстановить в прежней должности- инспектора группы дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения МО России «Северобайкальский», взыскать заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
Требования мотивированы тем, что ... на основании приказа МВД по РБ ... истец был уволен с занимаемой должности по п. 13 ч. 3 (в связи с утратой доверия, в случаях, предусмотренных ст. 82.1 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»). Основанием к увольнению послужил рапорт начальника МО МВД России «Северобайкальский» о том, что по состоянию на ... Бойко не представил сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ... На основании данного приказа проведена проверка, по результатам которой издан приказ МВД по Республике Бурятия от ... ... «О применении дисциплинарного взыскания» и приказ от ... ... «О наложении дисциплинарного взыскания». Полагал, что приказ об увольнении является незаконным, в связи с нарушением процедуры увольнения, отсутствием оснований для увольнения.
В судебном заседании истец Бойко С.А. поддержал исковые требования.
Представитель МО МВД России «Северобайкальский» Брянская Е.А. исковые требования не признала, полагала, что Бойко был уволен на законных основаниях в связи с утратой доверия.
Представитель МВД по РБ Щербатюк П.А. исковые требования не признал.
Прокурор в своем заключении полагал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора Бочарова Е.Н. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что в судебном заседании подтвердился факт передачи справок-сведений о доходах за ... на электронном носителе сотрудников группы ДПС ГИБДД, в том числе сотрудником Бойко С.А. в установленный законом срок. Указывает, что в отделе полиции <...> существовал определенный порядок предоставления деклараций именно на электронном носителе. Рапорт о не предоставлении сведений о доходах Бойко был подготовлен и направлен ... (суббота) в нерабочий день, тогда как срок истекал в первый рабочий день после выходных, в связи с чем, считает, что со стороны руководства полиции в отношении истца прослеживается злонамеренность с целью применения к нему дисциплинарного взыскания.
В апелляционной жалобе истец Бойко С.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что судом были неполно исследованы доказательства по делу, не дана оценка показаниям опрошенных свидетелей и материалов, полученных в ходе судебного заседания, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
На заседание судебной коллегии истец Бойко С.А. доводы жалобы поддержал.
Прокурор Дмитриева Ю.А. поддержала доводы представления в полном объеме.
Представители ответчика МВД по РБ Щетинин М.В. и Балсахаева С.Г. возражали против доводов жалобы и представления.
Проверив законность вынесенного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы и представления по правилам ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представления и возражений на них, судебная коллегия по гражданским делам приходит к следующим выводам.
Согласно п.2 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закона № 342-ФЗ) на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Часть 1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" обязывает граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы, включенных в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Лицо, замещающее государственную должность представляет ежегодно сведения о своих доходах, о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период от всех источников (включая денежные содержания, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Таким образом, приведенными нормами установлен конкретный срок предоставления таких сведений - 30 апреля следующего за отчетным годом. При этом, указанные правовые акты не предусматривают возможность переноса срока, устанавливая императивную ответственность за не предоставление сведений в срок, определенный конкретной датой. Следовательно, в случае нарушения установленного законом срока, такие сведения считаются не представленными.
В целях противодействия коррупции Федеральный закон от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в п.1 и п.4 ч.1 ст. 8 установил для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы запреты и обязанности, в том числе обязанность предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В силу ч.7 ст. 8 указанного Федерального закона проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно - розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.
В силу ч. 9 ст. 8 данного Федерального закона невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы.
В соответствии с приказом МВД России от 16.12.2016 г. № 848 "О перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве Внутренних Дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством Внутренних Дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством Внутренних Дел Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» инспекторы всех наименований, в служебные обязанности которых входит осуществление регистрационно-экзаменационных функций, а также функций дорожного надзора, технического надзора, розыска автомототранспортных средств, дорожно-патрульной службы, обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения, обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруга и несовершеннолетних детей.
Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 13.1 указанного ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Обязанность предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника полиции в силу п.10 ч.1 ст. 27 Федерального закона "О полиции".
Согласно ст. 30.1 ФЗ "О полиции" за несоблюдение сотрудником полиции ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные федеральным законом, определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.
Федеральным законом от 22.12.2014 года N 431-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" нарушение в виде непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений исключено из понятия грубого нарушения служебной дисциплины и расценивается не как дисциплинарный проступок, а как коррупционное правонарушение.
Коррупционное правонарушение определяется как противоправное деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
В силу требований ст. 50.1. Федерального закона N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (введенной в действие Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ) за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Увольнение со службы в органах внутренних дел является одним из видов дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 50 вышеназванного Федерального закона № 342-ФЗ.
В соответствии с п. 13 ст. 82 Федерального закона N 342-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 82.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 82 указанного Закона сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Законом установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, предусмотрены особенности исчисления сроков применения дисциплинарного взыскания в случае совершения таких нарушений.
Согласно ст. 51.1 Федерального закона N 342-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.
При наложении взысканий, предусмотренных статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть наложено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Бойко С.А. не представил в установленный срок сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ....
О наличии каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших работнику исполнить возложенную на него обязанность по представлению соответствующих сведений в установленный срок, истцом ни в ходе проведения проверки работодателем, ни в суде заявлено не было.
Доводы апелляционной жалобы истца и апелляционного представления прокурора о предоставлении сведений о доходах в электронном виде, подлежат отклонению.
В соответствии с Письмом № 18-2/В-873 от 20.11.2014 г. Министерства труда и социальной защиты РФ, справка, утвержденная Указом Президента от 02.04.2013 г. № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле» за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», заполняется собственноручно или с использованием специализированного программного обеспечения в порядке, установленном нормативными правовыми актам Российской Федерации. Учитывая уровень развития информационных технологий, собственноручное заполнение не исключает возможности самостоятельного заполнения формы справки с использованием персонального компьютера (иных печатных устройств) с последующим заверением личной подписью на титульной стороне каждого листа.
Таким образом, законодателем предусмотрен порядок предоставления справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в письменном виде с удостоверением сведений личной подписью лица, предоставляющего справку.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось истцом, справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период ... сведения которой были бы заверены личной подписью Бойко, в установленный законом срок не была представлена работодателю. Доказательства, свидетельствующие о том, что Бойко предпринимал меры подать в установленном порядке соответствующие сведения, заверенные личной подписью, суду представлены не были.
При этом, из дела видно, что в ходе прохождения службы в системе в органах внутренних дел Бойко С.А. представлял справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за соответствующие отчетные периоды ... по формам, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559 и от 23.06.2014 N 460. Таким образом, обязанность предоставления сведений, заверенных личной подписью работнику была известна. Кроме того, работник обязан был знать об установленном порядке предоставления сведений о доходах.
По истечении срока подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период ... ... в Управление по работе с личным составом МВД по РБ рапортом начальника МО МВД России «Северобайкальский» было доложено о не предоставлении справки по состоянию на ... инспектором дорожно-патрульной службы ГИБДД МО МВД России «Северобайкальский» (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории <...>) подчиненного МВД по Республике Бурятия Бойко С.А.
По факту неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отношении Бойко С.А. проведена соответствующая проверка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Бойко С.А. в установленный законом срок не представил справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов семьи, при этом, указал, что предоставление данных сведений в электронном виде не освобождало Бойко от выполнения обязанности по их предоставлению письменном виде путем заполнения справки собственноручно либо с использованием персонального компьютера с последующим заверением документа личной подписью.
Свои выводы в обоснование принятого решения суд подробно мотивировал со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы материального права.
Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам.
В отсутствие каких-либо уважительных причин, препятствовавших работнику надлежащим образом исполнить возложенную на него обязанность по предоставлению сведений о доходах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований признать состоявшееся увольнение незаконным. Оснований полагать о несоответствии примененного работодателем взыскания тяжести дисциплинарного проступка, не имеется. Доводы апелляционного представления об отсутствии у работника умысла на сокрытие сведений о доходах, об имуществе, также подлежат отклонению, поскольку наличие или отсутствие умысла на непредставление таких сведений не имеет значения, так как сам по себе установленный факт непредоставления сведений, неисполнения установленной федеральным законом обязанности свидетельствует о совершении истцом коррупционного правонарушения, являющегося основанием к увольнению с занимаемой должности.
Оценка доказательствам дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения и не дают оснований для его отмены, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
Руководствуясь ст.ст. 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 25 октября 2016 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу, апелляционное представление – без удовлетворения.
Председательствующий Ихисеева М.В.
Судьи коллегии Гончикова И.Ч.
Захаров Е.И.