Решение по делу № 2-1302/2022 от 16.05.2022

Дело № 2-1302/2022

УИД 37RS0007-01-2022-001743-72

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Заволжск Ивановской области 06 июля 2022 года

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Румянцевой Ю.А.

при секретаре Бариновой Е.П.

с участием истца Ермиловой Л.В.,

представителя ответчика ГУ ОПФ РФ по Ивановской области Лариной А.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району Куклиной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1302/2022 по исковому заявлению Ермиловой Любови Владимировны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате единовременного пособия, признании права на получение единовременного пособия,

установил:

Ермилова Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области (далее – ГУ ОПФ РФ по Ивановской области) о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью.

Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району (далее - ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району) от 16 июня 2021 года истец назначена попечителем несовершеннолетнего ФИО8, 28 февраля 2005 года рождения.

07 сентября 2021 года истец путём заполнения соответствующих бланков оформила в ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району два заявления – о назначении ежемесячного опекунского пособия и о назначении единовременного пособия, приложив соответствующие реквизиты банковского счёта. На протяжении длительного времени выплата указанных пособий не производилась. Ежемесячное пособие было назначено и выплачено лишь спустя четыре месяца с момента подачи заявления. Единовременное пособие не назначено до настоящего времени. Истец неоднократно обращалась в ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району по вопросу назначения и выплаты единовременного пособия, на что получила ответ об отсутствии в органах социальной защиты населения ранее оформленного ею заявления. Поскольку с 01 января 2022 года полномочия по назначению и выплате единовременного пособия переданы в Пенсионный фонд Российской Федерации, 14 апреля 2022 года истец обратилась с аналогичным заявлением к ответчику. 15 апреля 2022 года ей было отказано в назначении данной меры социальной поддержки ввиду пропуска установленного законом срока обращения.

При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле привлечён несовершеннолетний ФИО8

В ходе производства по делу истец изменила исковые требования, помимо восстановления пропущенного срока обращения просила также признать за собой право на получение единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью.

Определением суда, занесённым в протокол судебного заседания от 06 июня 2020 года, изменённые исковые требования Ермиловой Л.В. приняты к производству суда, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечён Департамент социальной защиты населения Ивановской области.

В судебном заседании истец Ермилова Л.В. поддержала исковые требования в полном объёме, объяснила, что распоряжением ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району от 16 июня 2021 года она назначена попечителем несовершеннолетнего ФИО8 Специалистом органа опеки и попечительства ей было разъяснено право на получение единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью и ежемесячного опекунского пособия. Получив необходимые документы, 07 сентября 2021 года она обратилась в ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району, где заполнила соответствующие бланки заявлений, в том числе заявление о назначении единовременного пособия, передала это заявление специалисту. Каких-либо уведомлений о получении заявлений ей не вручали. По истечении некоторого времени, не получив никаких сведений о назначении либо отказе в назначении пособий, она устно обратилась в ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району по данному вопросу. В ответ ей сообщили о том, что специалист, который с нею работал, отсутствует, предложили подождать. В дальнейшем она неоднократно обращалась в органы опеки с вопросом о назначении единовременного пособия, но какого либо иного ответа не получала. В декабре 2021 года ей сообщили об отсутствии в ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району заявления о назначении единовременного пособия.

Несовершеннолетний ФИО8 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представитель ответчика ГУ ОПФ РФ по Ивановской области Ларина А.В. возражала против удовлетворения искового заявления, ссылаясь на то, что действующим законодательством установлен пресекательный срок обращения за единовременным пособием при передаче ребёнка на воспитание в семью. Поскольку истцом такой срок пропущен, а законом не предусмотрено восстановление данного срока, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району Куклина А.О. выразила несогласие с исковыми требованиями, объяснила, что заявление на получение единовременной выплаты при передаче ребёнка на воспитание в семью истцом не подавалось. В противном случае данное заявление, как и обращение Ермиловой Л.В., было бы зарегистрировано в соответствующем журнале. Ермиловой Л.В. было оформлено лишь заявление о назначении ежемесячного опекунского пособия. В настоящее время специалист, которая осуществляла приём заявления, находится в отпуске по беременности и родам, получить от неё объяснения не представляется возможным.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента социальной защиты населения Ивановской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие, указал, что назначение единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью не относится к полномочиям Департамента социальной защиты населения Ивановской области.

В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности с учётом требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» одним из видов государственных пособий является единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью.

В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приёмную семью детей, оставшихся без попечения родителей) имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей.

В ст. 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства). Днём обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается день приёма (регистрации) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью, заявления о назначении единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью со всеми необходимыми документами.

В соответствии с п. 33 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждённого Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 № 668н (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2021 года), единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью назначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей (опекунов (попечителей), приёмных родителей) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

До 31 декабря 2021 года таким органом являлся орган социальной защиты населения.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью с 01 января 2022 года осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами. Средства на осуществление полномочий по выплате государственных пособий, указанных в части первой настоящей статьи, предоставляются из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что распоряжением ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району от 16 июня 2021 года истец Ермилова Л.В. назначена попечителем несовершеннолетнего ФИО8, 28 февраля 2005 года рождения.

14 апреля 2022 года Ермилова Л.В. обратилась в ГУ ОПФ РФ по Ивановской области с заявлением о назначении единовременного пособия, в чём ей было отказано решением от 15 апреля 2022 года ввиду пропуска срока обращения.

Принимая во внимание вышеприведённые нормы, поскольку истец назначена попечителем несовершеннолетнего, она имеет право на получение единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью, которое ей не выплачено, в связи с пропуском срока для обращения за назначением пособия.

Между тем, по утверждению истца, с её стороны вины в пропуске установленного ст. 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» срока обращения не имеется.

Так, 07 сентября 2021 года она обратилась в ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району, где в присутствии специалиста по опеке и попечительству оформила заявление о назначении единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью.

Однако до настоящего времени выплата единовременного пособия истцу не произведена.

Как следует из объяснений представителя ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району вышеназванное заявление Ермиловой Л.В. в органах социальной защиты населения отсутствует. Данное обстоятельство стало известно истцу лишь в декабре 2021 года.

С целью разрешения вопроса о назначении единовременного пособия Ермилова Л.В. обращалась в Департамент социальной защиты населения Ивановской области, а также в Кинешемскую городскую прокуратуру, где ей также сообщили об отсутствии в ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району заявления о назначении ей единовременного пособия.

При этом согласно информации, представленной ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району в Кинешемскую городскую прокуратуру 21 марта 2022 года, распоряжением от 16 июня 2021 года Ермилова Л.В. действительно назначена попечителем несовершеннолетнего ФИО8 Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложен на ведущего специалиста-эксперта ФИО5 В связи с увольнением данного специалиста 15 сентября 2021 года уточнить, разъяснялось ли истцу право на получение единовременной выплаты, не представляется возможным. Ермиловой Л.В. было подано заявление от 07 сентября 2021 года о назначении ежемесячного опекунского пособия, которое принято ведущим специалистом-экспертом ФИО6 Однако данный специалист с 09 ноября 2021 года находится в отпуске по беременности и родам, в связи с чем возможность получить от неё объяснения относительно изложенных истцом обстоятельств также невозможно.

Как усматривается из журнала приёма граждан и журнала регистрации заявлений о выплате единовременного пособия Ермилова Л.В. лишь единожды – 18 марта 2021 года обратилась в органы опеки и попечительства по вопросу оформления опеки. Какие-либо иные обращения истца в ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району не поступали.

Вместе с тем, объяснения представителя ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району и представленные в подтверждение доказательства не опровергают бесспорно доводы Ермиловой Л.В. о подаче 07 сентября 2021 года не только заявления о назначении ежемесячного опекунского пособия, но и заявления о назначении единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью.

Исходя из принципа добросовестности осуществления гражданских прав, суд полагает, что Ермилова Л.В. вправе была рассчитывать на эффективное исполнение специалистами органа социальной защиты населения должностных обязанностей, а потому она не может быть лишена права на назначение и выплату единовременного пособия при установлении попечительства над ребёнком.

Сам по себе формальный пропуск гражданином срока обращения за назначением государственного пособия не может являться основанием для лишения его права на получение такого пособия. При этом суд отмечает, что нормы ст. 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не содержит каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с исковым заявлением о восстановлении пропущенных сроков, предусмотренных данной нормой.

Исходя из совокупности установленных обстоятельств, учитывая закреплённый в Конституции Российской Федерации, семейном законодательстве и законодательстве о социальном обеспечении принцип приоритетности защиты прав и интересов детей, поддержки семей, суд приходит к выводу о необходимости восстановления истцу срока для обращения за получением единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ермиловой Любови Владимировны удовлетворить.

Восстановить Ермиловой Любови Владимировне (СНИЛС ) срок обращения с заявлением о назначении единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью.

Признать за Ермиловой Любовью Владимировной (СНИЛС ) право на получение единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Румянцева Ю.А.

Мотивированное решение составлено 13 июля 2022 года

Дело № 2-1302/2022

УИД 37RS0007-01-2022-001743-72

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Заволжск Ивановской области 06 июля 2022 года

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Румянцевой Ю.А.

при секретаре Бариновой Е.П.

с участием истца Ермиловой Л.В.,

представителя ответчика ГУ ОПФ РФ по Ивановской области Лариной А.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району Куклиной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1302/2022 по исковому заявлению Ермиловой Любови Владимировны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате единовременного пособия, признании права на получение единовременного пособия,

установил:

Ермилова Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области (далее – ГУ ОПФ РФ по Ивановской области) о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью.

Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району (далее - ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району) от 16 июня 2021 года истец назначена попечителем несовершеннолетнего ФИО8, 28 февраля 2005 года рождения.

07 сентября 2021 года истец путём заполнения соответствующих бланков оформила в ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району два заявления – о назначении ежемесячного опекунского пособия и о назначении единовременного пособия, приложив соответствующие реквизиты банковского счёта. На протяжении длительного времени выплата указанных пособий не производилась. Ежемесячное пособие было назначено и выплачено лишь спустя четыре месяца с момента подачи заявления. Единовременное пособие не назначено до настоящего времени. Истец неоднократно обращалась в ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району по вопросу назначения и выплаты единовременного пособия, на что получила ответ об отсутствии в органах социальной защиты населения ранее оформленного ею заявления. Поскольку с 01 января 2022 года полномочия по назначению и выплате единовременного пособия переданы в Пенсионный фонд Российской Федерации, 14 апреля 2022 года истец обратилась с аналогичным заявлением к ответчику. 15 апреля 2022 года ей было отказано в назначении данной меры социальной поддержки ввиду пропуска установленного законом срока обращения.

При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле привлечён несовершеннолетний ФИО8

В ходе производства по делу истец изменила исковые требования, помимо восстановления пропущенного срока обращения просила также признать за собой право на получение единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью.

Определением суда, занесённым в протокол судебного заседания от 06 июня 2020 года, изменённые исковые требования Ермиловой Л.В. приняты к производству суда, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечён Департамент социальной защиты населения Ивановской области.

В судебном заседании истец Ермилова Л.В. поддержала исковые требования в полном объёме, объяснила, что распоряжением ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району от 16 июня 2021 года она назначена попечителем несовершеннолетнего ФИО8 Специалистом органа опеки и попечительства ей было разъяснено право на получение единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью и ежемесячного опекунского пособия. Получив необходимые документы, 07 сентября 2021 года она обратилась в ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району, где заполнила соответствующие бланки заявлений, в том числе заявление о назначении единовременного пособия, передала это заявление специалисту. Каких-либо уведомлений о получении заявлений ей не вручали. По истечении некоторого времени, не получив никаких сведений о назначении либо отказе в назначении пособий, она устно обратилась в ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району по данному вопросу. В ответ ей сообщили о том, что специалист, который с нею работал, отсутствует, предложили подождать. В дальнейшем она неоднократно обращалась в органы опеки с вопросом о назначении единовременного пособия, но какого либо иного ответа не получала. В декабре 2021 года ей сообщили об отсутствии в ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району заявления о назначении единовременного пособия.

Несовершеннолетний ФИО8 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представитель ответчика ГУ ОПФ РФ по Ивановской области Ларина А.В. возражала против удовлетворения искового заявления, ссылаясь на то, что действующим законодательством установлен пресекательный срок обращения за единовременным пособием при передаче ребёнка на воспитание в семью. Поскольку истцом такой срок пропущен, а законом не предусмотрено восстановление данного срока, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району Куклина А.О. выразила несогласие с исковыми требованиями, объяснила, что заявление на получение единовременной выплаты при передаче ребёнка на воспитание в семью истцом не подавалось. В противном случае данное заявление, как и обращение Ермиловой Л.В., было бы зарегистрировано в соответствующем журнале. Ермиловой Л.В. было оформлено лишь заявление о назначении ежемесячного опекунского пособия. В настоящее время специалист, которая осуществляла приём заявления, находится в отпуске по беременности и родам, получить от неё объяснения не представляется возможным.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента социальной защиты населения Ивановской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие, указал, что назначение единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью не относится к полномочиям Департамента социальной защиты населения Ивановской области.

В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности с учётом требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» одним из видов государственных пособий является единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью.

В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приёмную семью детей, оставшихся без попечения родителей) имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей.

В ст. 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства). Днём обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается день приёма (регистрации) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью, заявления о назначении единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью со всеми необходимыми документами.

В соответствии с п. 33 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждённого Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 № 668н (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2021 года), единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью назначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей (опекунов (попечителей), приёмных родителей) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

До 31 декабря 2021 года таким органом являлся орган социальной защиты населения.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью с 01 января 2022 года осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами. Средства на осуществление полномочий по выплате государственных пособий, указанных в части первой настоящей статьи, предоставляются из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что распоряжением ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району от 16 июня 2021 года истец Ермилова Л.В. назначена попечителем несовершеннолетнего ФИО8, 28 февраля 2005 года рождения.

14 апреля 2022 года Ермилова Л.В. обратилась в ГУ ОПФ РФ по Ивановской области с заявлением о назначении единовременного пособия, в чём ей было отказано решением от 15 апреля 2022 года ввиду пропуска срока обращения.

Принимая во внимание вышеприведённые нормы, поскольку истец назначена попечителем несовершеннолетнего, она имеет право на получение единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью, которое ей не выплачено, в связи с пропуском срока для обращения за назначением пособия.

Между тем, по утверждению истца, с её стороны вины в пропуске установленного ст. 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» срока обращения не имеется.

Так, 07 сентября 2021 года она обратилась в ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району, где в присутствии специалиста по опеке и попечительству оформила заявление о назначении единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью.

Однако до настоящего времени выплата единовременного пособия истцу не произведена.

Как следует из объяснений представителя ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району вышеназванное заявление Ермиловой Л.В. в органах социальной защиты населения отсутствует. Данное обстоятельство стало известно истцу лишь в декабре 2021 года.

С целью разрешения вопроса о назначении единовременного пособия Ермилова Л.В. обращалась в Департамент социальной защиты населения Ивановской области, а также в Кинешемскую городскую прокуратуру, где ей также сообщили об отсутствии в ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району заявления о назначении ей единовременного пособия.

При этом согласно информации, представленной ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району в Кинешемскую городскую прокуратуру 21 марта 2022 года, распоряжением от 16 июня 2021 года Ермилова Л.В. действительно назначена попечителем несовершеннолетнего ФИО8 Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложен на ведущего специалиста-эксперта ФИО5 В связи с увольнением данного специалиста 15 сентября 2021 года уточнить, разъяснялось ли истцу право на получение единовременной выплаты, не представляется возможным. Ермиловой Л.В. было подано заявление от 07 сентября 2021 года о назначении ежемесячного опекунского пособия, которое принято ведущим специалистом-экспертом ФИО6 Однако данный специалист с 09 ноября 2021 года находится в отпуске по беременности и родам, в связи с чем возможность получить от неё объяснения относительно изложенных истцом обстоятельств также невозможно.

Как усматривается из журнала приёма граждан и журнала регистрации заявлений о выплате единовременного пособия Ермилова Л.В. лишь единожды – 18 марта 2021 года обратилась в органы опеки и попечительства по вопросу оформления опеки. Какие-либо иные обращения истца в ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району не поступали.

Вместе с тем, объяснения представителя ТУСЗН по г.о. Кинешма и Кинешемскому муниципальному району и представленные в подтверждение доказательства не опровергают бесспорно доводы Ермиловой Л.В. о подаче 07 сентября 2021 года не только заявления о назначении ежемесячного опекунского пособия, но и заявления о назначении единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью.

Исходя из принципа добросовестности осуществления гражданских прав, суд полагает, что Ермилова Л.В. вправе была рассчитывать на эффективное исполнение специалистами органа социальной защиты населения должностных обязанностей, а потому она не может быть лишена права на назначение и выплату единовременного пособия при установлении попечительства над ребёнком.

Сам по себе формальный пропуск гражданином срока обращения за назначением государственного пособия не может являться основанием для лишения его права на получение такого пособия. При этом суд отмечает, что нормы ст. 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не содержит каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с исковым заявлением о восстановлении пропущенных сроков, предусмотренных данной нормой.

Исходя из совокупности установленных обстоятельств, учитывая закреплённый в Конституции Российской Федерации, семейном законодательстве и законодательстве о социальном обеспечении принцип приоритетности защиты прав и интересов детей, поддержки семей, суд приходит к выводу о необходимости восстановления истцу срока для обращения за получением единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ермиловой Любови Владимировны удовлетворить.

Восстановить Ермиловой Любови Владимировне (СНИЛС ) срок обращения с заявлением о назначении единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью.

Признать за Ермиловой Любовью Владимировной (СНИЛС ) право на получение единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Румянцева Ю.А.

Мотивированное решение составлено 13 июля 2022 года

2-1302/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ермилова Любовь Владимировна
Ответчики
Государственноле учрежденгие- Отделение Пенсионного фонда РФ по Ивановской области
Другие
Территориальное управление социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
Информация скрыта
Суд
Кинешемский городской суд Ивановской области
Судья
Румянцева Юлия Александровна
Дело на странице суда
kineshemsky.iwn.sudrf.ru
16.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2022Передача материалов судье
19.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Судебное заседание
06.07.2022Судебное заседание
13.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2022Дело оформлено
06.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее