дело № 2а-165/2022
УИД 02RS0010-01-2022-000502-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2022 года с. Чоя
Чойский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Романовой В.Н.,
при секретаре Казаниной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай к Казанцеву А.А. о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пени за просрочку их уплаты,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (далее также – УФНС России по Республике Алтай) обратилось в суд с административным иском к Казанцеву А.А. о восстановлении срока для взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (налог - 8 091 рубль 23 копейки; пени – 2 539 рублей 03 копейки), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС (налог - 1 881 рубль 90 копеек; пени – 590 рублей 24 копейки), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС (налог - 4 890 рублей 68 копеек; пени – 3 036 рублей 61 копейка). Административный иск мотивирован тем, что Казанцев А.А. состоит на налоговом учете в УФНС России по Республике Алтай в качестве налогоплательщика. В карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика до настоящего времени числится задолженность по налогам и пеням в сумме 21029 рублей 69 копеек по следующим налоговым обязательствам: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) 8 091 рубль 23 копейки, пени – 2 539 рублей 03 копейки; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, налог - 1 881 рубль 90 копеек; пени – 590 рублей 24 копейки; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, налог - 4 890 рублей 68 копеек; пени – 3 036 рублей 61 копейка. Точную дату образования задолженности и сроки принятия мер по ее взысканию в автоматизированной информационной системе Налог 3 ПРОМ определить не представляется возможным. Взыскание в порядке, предусмотренным ст.ст. 69, 46, 47, 48 Налогового кодекса РФ, не производилось. Документы по принятым мерам взыскания задолженности представить также невозможно, так как оригиналы документов, подтверждающие образование недоимки отсутствуют. Указанная сумма не признана в порядке ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежной к взысканию, в связи с чем не может быть списана налоговым органом и числится за налогоплательщиком как задолженность. Требования об уплате задолженности налоговым органом налогоплательщику не направлялись.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в административном исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Казанцев А.А. в судебное заседание не явился, просил административное дело рассмотреть в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
П. 1 ч. 1, ч. 5 ст. 23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога; в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
В силу положений ст. 48 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент правоотношений между сторонами, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим п. 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.Из ст. 72 Налогового кодекса РФ следует, что исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться, в том числе пеней.
Согласно ч. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Ч. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
В определении Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 года № 422-О указано, что положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Как следует из материалов дела, административный ответчик до 28.05.2015 года являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения.
Согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням штрафам, процентам налогоплательщика Казанцева А.А. по состоянию на 23.06.2022 года числится задолженность по налогам и пеням в сумме 21029 рублей 69 копеек по следующим налоговым обязательствам: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) 8 091 рубль 23 копейки, пени – 2 539 рублей 03 копейки; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, налог - 1 881 рубль 90 копеек; пени – 590 рублей 24 копейки; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, налог - 4 890 рублей 68 копеек; пени – 3 036 рублей 61 копейка.
Как следует из административного иска, требования об уплате задолженности налоговым органом Казанцеву А.А. не направлялись. Точную дату образования задолженности и сроки принятия мер по ее взысканию в автоматизированной информационной системе Налог 3 ПРОМ определить не представляется возможным. Оригиналы документов, подтверждающие образование недоимки в УФНС России по Республике Алтай отсутствуют.
Из определения мирового судьи от 13.07.2022 года усматривается, что административному истцу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении должника Казанцева А.А. в связи с тем, что требование не является бесспорным.
В административном исковом заявлении налоговым органом не указано, какие уважительные причины привели к пропуску срока подачи административного искового заявления, не представлены доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока для подачи административного иска.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для восстановления срока для подачи административного искового заявления не имеется.
Поскольку срок обращения в суд административным истцом пропущен без уважительных причин, отсутствуют основания для его восстановления, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного к Казанцеву А.А. административного искового требования УФНС России по Республике Алтай.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 291 - 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай к Казанцеву А.А. о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (налог - 8 091 рубль 23 копейки; пени – 2 539 рублей 03 копейки), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (налог - 1 881 рубль 90 копеек; пени – 590 рублей 24 копейки), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (налог - 4 890 рублей 68 копеек; пени – 3 036 рублей 61 копейка) отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Чойский районный суд Республики Алтай.
Судья В.Н. Романова