Дело №2а-520/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Дзюба Н.Д.,
при секретаре Чадаевой А.Л.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Куртамышского района Курганской области Переваловой Н.В.,
представителя административного ответчика Администрации Песьянского сельсовета Куртамышского района Курганской области Дюрягиной С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 02 июля 2020 года
административное дело по административному исковому заявлению прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Песьянского сельсовета Куртамышского района Курганской области о признании незаконным бездействия, обязанности обустроить подъезд с твердым покрытием и площадку для установки пожарных автомобилей и забора воды,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куртамышского района Курганской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Песьянского сельсовета Куртамышского района Курганской области о признании незаконным бездействия, обязанности обустроить подъезд с твердым покрытием и площадку для установки пожарных автомобилей и забора воды. Свои требования мотивирует тем, что проведена проверка исполнения законодательства органами местного самоуправления и подразделениями МЧС по профилактике, предупреждению, пресечению нарушений требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что у водоисточников в д. Лебяжье (озеро), д.Ключики (р.Куртамыш), д.Степное (р.Куртамыш) ответчиком не оборудованы подъезды с твердым покрытием и площадкой размером не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, в соответствии с требованиями ч.2 ст.1, ч.1 ст.6, ст.63, 68 ФЗ от 22.08.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст. 19 Закона, п.16, 80 Правил; п.9.4 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности». Просит признать незаконным бездействие Администрации Песьянского сельсовета Куртамышского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности на территории д. Лебяжье (озеро), д.Ключики (р.Куртамыш), д.Степное (р.Куртамыш) Куртамышского района Курганской области. Обязать Администрацию Песьянского сельсовета Куртамышского района Курганской области обустроить подъезд с твердым покрытием и площадкой размером не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года у водоисточников, расположенных в д. Лебяжье (озеро), д.Ключики (р.Куртамыш), д.Степное (р.Куртамыш).
Представитель административного истца помощник прокурора Куртамышского района Курганской области Перевалова Н.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Администрации Песьянского сельсовета Куртамышского района Курганской области Дюрягина С.Н. административные исковые требования признала.
Представитель заинтересованного лица Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства и документы, приходит к следующему.
Право каждого гражданина на благоприятную среду закреплено ст. 42 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 3, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В силу ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 80 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением правительства от 25.04.2012 № 390 установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории Администрации Песьянского сельсовета были установлены нарушения требований пожарной безопасности.
Согласно заключению специалиста по вопросам пожарной безопасности отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Звериноголовскому и Куртамышскому районам, выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: У водоисточников в д.Лебежье (озеро), в д. Ключики (река), в д. Степное (река Куртамыш) не выполнены подъезды с твердым покрытием и площадкой размером не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (л.д. 7).
06.04.2018, 08.04.2019 прокурором Куртамышского района в адрес администрации Песьянского сельсовета Куртамышского района Курганской области выносились представления об устранении аналогичных нарушений по несоблюдению противопожарной безопасности (л.д. 8-10, 13-14).
В силу ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с п.4 ст. 6 Устава Песьянского сельсовета Куртамышского района, к вопросам местного значения Песьянского сельсовета относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (л.д.27-65).
Доказательств, свидетельствующих о принятии мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, ответчиком не предоставлены.
Учитывая, что бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности на территории водоисточников в д.Лебяжье, д. Ключики, д. Степное создает угрозу нарушения прав неопределенного круга граждан, может повлечь причинение вреда здоровью, а также причинение материального ущерба неопределенному кругу лиц, суд находит административные исковые требования прокурора Куртамышского района подлежащими удовлетворению.
Согласно с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, имеются основания для удовлетворения административного искового заявления прокурора Куртамышского района Курганской области в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Песьянского сельсовета Куртамышского района Курганской области о признании незаконным бездействия, обязанности обустроить подъезд с твердым покрытием и площадку для установки пожарных автомобилей и забора воды, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Песьянского сельсовета Курганской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности на территории д. Лебяжье (озеро), д. Ключики (река Куртамыш), д.Степное (река Куртамыш).
Обязать Администрацию Песьянского сельсовета Курганской области обустроить подъезд с твердым покрытием и площадкой размером не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года у водоисточников, расположенных в д. Лебяжье (озеро) Куртамышского района Курганской области, д. Ключики (река Куртамыш) Куртамышского района Курганской области, д. Степное (река Куртамыш) Куртамышского района Курганской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Куртамышский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 06.07.2020.
Судья Н.Д. Дзюба