Решение по делу № 2-24/2024 (2-858/2023;) от 21.12.2023

Дело № 2-24/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 февраля 2024 года                                               пгт Эгвекинот

Иультинский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Пеннер И.А., при секретаре судебного заседания Карьялайнен В.Ю., с участием: прокурора Иультинского района Чукотского автономного округа Калиниченко К.С., представителя ответчика Демидовой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иультинского района Чукотского автономного округа к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Иультинское» о возложении обязанности передать отходы I класса опасности федеральному оператору,

у с т а н о в и л:

прокурор Иультинского района Чукотского автономного округа в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Иультинское» (далее - МУП ЖКХ «Иультинское») с вышеуказанным иском, в обоснование которого указано, что в ходе прокурорской проверки выявлен факт накопления свыше 11 месяцев по состоянию на 30 ноября 2023 года на предприятии по адресу: пгт Эгвекинот, ул. Ленина, д. 16 (складское помещение) отходов I и II классов опасности: лампы ртутные в количестве 2691 штук (код 4 71 101 01 52 1). Между тем, лицензия на осуществление сбора и размещения отходов I класса опасности у МУП ЖКХ «Иультинское» отсутствует, деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I класса опасности ответчик самостоятельно не осуществляет, в собственности или на ином законном основании объекты обезвреживания и (или) размещения отходов I класса опасности у него отсутствуют, что исключает самостоятельное обращение с опасными отходами. При этом, в нарушение части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) накопленные отходы I класса опасности не переданы федеральному оператору, которым в соответствии с положениями статьи 14.1 указанного Федерального закона является Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (далее -ФГУП «ФЭО»), договор на оказание услуг по обращению с упомянутыми отходами не заключен. По указанным обстоятельствам руководителю предприятия 30 сентября 2023 года внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое признано ответчиком обоснованным, но выявленные нарушения до настоящего времени не устранены. Указанное бездействие ответчика нарушает права жителей п. Эгвекинот городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа на благоприятную среду проживания и экологическую обстановку в пределах населенного пункта. На основании изложенного, прокурор просит возложить на МУП ЖКХ «Иультинское» обязанность в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу передать отходы I класса опасности в виде ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших свои потребительские свойства (код 4 71 101 01 52 1 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242) из п. Эгвекинот городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа в количестве 2691 штук, путем заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I класса опасности с ФГУП «ФЭО».

Прокурор Иультинского района Калиниченко К.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика МУП ЖКХ «Иультинское» Демидова А.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, указав, что МУП ЖКХ «Иультинское» получены паспорта отходов I класса опасности для дальнейшего заключения договора для передачи отходов федеральному оператору. Последствия признания иска ответчиком, предусмотренные статьями 39, 68, 173, 198 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны. Указанный в исковом заявлении срок для исполнения решения суда считают достаточным.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФГУП «ФЭО», уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о причинах неявки суд не известило. В представленных суду пояснениях возражений относительно удовлетворения искового требования не выразили.

Суд на основании части 3 статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело при имеющейся явке и, выяснив требования истца, мнение представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, частью 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

    Согласно части 1 статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. По смыслу части 2 названной статьи суд может принять признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В силу части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании абзаца 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Ответчики в представленных суду и приобщенных к материалам дела письменных отзывах, а также представители ответчиков в судебном заседании, заявленные прокурором исковые требования признали в полном объеме. Последствия признания иска ответчиком, предусмотренные частью 3 статьи 173 ГПК РФ, представителям ответчиков в судебном заседании разъяснены и понятны.

По делу установлено, что прокуратурой Иультинского района во исполнение пункта 3.2 приказа Генпрокуратуры России от 15 апреля 2021 года № <...> «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» на основании решения о проведении проверки № 112 от 29 июня 2023 года проведена проверка соблюдения МУП ЖКХ «Иультинское» законов при размещении отходов I -II классов опасности, в ходе которой установлены нарушения МУП ЖКХ «Иультинское» требований части 1 статьи 3, части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 11, 12, 14, 14.1, 14.4 Федерального закона № 89-ФЗ.

В частности, МУП ЖКХ «Иультинское» приняло от учреждений и хранит отработанные ртутьсодержащие лампы в количестве 2961 штуки, которые хранятся в складском помещении, расположенном по адресу: пгт Эгвекинот, ул. Ленина, д. 16 (код 4 71 101 01 52 1 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242). При этом, лицензия на осуществление сбора и размещения отходов I класса опасности у МУП ЖКХ «Иультинское» отсутствует, деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I класса опасности ответчик не осуществляет, в собственности или на ином законном основании объекты обезвреживания и (или) размещения отходов I класса опасности у него не имеется, что исключает самостоятельное обращение с опасными отходами. Вместе с тем, МУП ЖКХ «Иультинское» накопленные отходы I класса опасности федеральному оператору не переданы, договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II класса опасности не заключен. Накопленные опасные отходы размещаются в месте, не являющимся специализированным объектом для размещения отходов и, как следствие, не включен в государственный реестр объектов размещения отходов. Таким образом, МУП ЖКХ «Иультинское» не приняты меры к размещению опасных отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства. Невыполнение ответчиком обязанности по передаче федеральному оператору отходов I класса опасности в виде ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших свои потребительские свойства, создает угрозу неблагоприятного воздействия на окружающую среду и экологическую обстановку в пределах населенного пункта, в связи с чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, что создает угрозу безопасности для здоровья населения и загрязнения окружающей среды. По состоянию на 9 февраля 2024 года обязанность, установленная законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, ответчиком не выполнена.

С учетом вышеизложенного, суд не усматривает нарушения закона, прав и законных интересов других лиц при признании ответчиком заявленных требований, в связи с чем, суд принимает признание иска ответчиком МУП ЖКХ «Иультинское» и приходит к выводу об удовлетворении искового требования о возложении обязанности передать отходы I класса опасности федеральному оператору путем заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I класса опасности.

В силу требований статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Устанавливая срок исполнения ответчиком решения суда, обязывающего его совершить определенные действия, суд исходит из требований разумности и объективной возможности исполнения решения суда, и считает возможным установить ответчику срок десять месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

        Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истцом в силу статьи 45 ГПК РФ иск предъявлен в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга физических лиц, то размер государственной пошлины определяется исходя из размера государственной пошлины, которую должны были уплатить лица, в интересах которого заявлен данный иск.

В силу пункта 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц уплачивается в размере 300 рублей.

Учитывая, что прокурор, обратившийся в суд с настоящим иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ, то с ответчика в силу требований части 1 статьи 103 ГПК РФ в доход бюджета муниципального образования городского округа Эгвекинот подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 103, 194-198, 206 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковое требование прокурора Иультинского района Чукотского автономного округа к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Иультинское» о возложении обязанности передать отходы I класса опасности федеральному оператору удовлетворить.

Возложить на Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Иультинское», ИНН 8704004736, обязанность в течение 10 (десяти) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда передать отходы I класса опасности в виде ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших свои потребительские свойства (код 4 71 101 01 52 1 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242), в количестве 2691 (две тысячи шестьсот девяносто одна) штука Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный экологический оператор», ИНН 4714004270, путем заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I класса опасности.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Иультинское» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городского округа Эгвекинот в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Иультинский районный суд Чукотского автономного округа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                         И.А. Пеннер

2-24/2024 (2-858/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Иультинского района
Ответчики
МУП ЖКХ "Иультинское"
Другие
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный экологический оператор"
Суд
Иультинский районный суд Чукотского автономного округа
Судья
Пеннер Ирина Андреевна
Дело на сайте суда
iultinsky.chao.sudrf.ru
21.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2023Передача материалов судье
25.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее