Решение по делу № 2-636/2021 (2-7146/2020;) от 13.10.2020

Копия

2-636/2021 (2-7146/2020)

56RS0018-01-2020-008395-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 марта 2021 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи Чадова А.А.,

при секретаре Елизаровой А.А.,

с участием:

представителя истца Сомовой А.В.,

представителя ответчика Журавлевой Н.А. - Хопренинова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Оренбургской области» к Журавлевой Н.А., Журавлеву А.Д. о взыскании ежемесячной денежной компенсации,

    УСТАНОВИЛ:

ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» (истец) обратился в суд к ответчику с вышеуказанным исковым заявлением указав, что Журавлев Д.В. проходил военную службу в Вооруженных силах РФ.

Выпиской из приказа командующего 58 общевойсковой армии № ... от ... исключен из списков личного состава Вооруженных Сил РФ с ... в связи со смертью.

В соответствии с Законом РФ№ 4468-1 от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." военным комиссариатом Оренбургской области на сына ... - Журавлева А.Д., ... года рождения, назначена пенсия по случаю потери кормильца с 01 сентября 2014 г. Получателем пенсии являлась мать - Журавлева Наталья Анатольевна.

13 апреля 2015 года Журавлева Н.А. обратилась в военный комиссариат по месту жительства с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации по ч. 9 ст. 3 ФЗ от 07.11.2011 г. № 306- ФЗ в возмещение вреда. К заявлению приложены необходимые для назначения компенсации документы, в том числе справка Министерства социального развития Оренбургской области Центра социальной поддержки населения в Центральном районе г. Оренбурга о том, что Журавлеву А.Д. ежемесячная денежная компенсация по ФЗ от 07.11.2011 г. № З06-ФЗ в возмещение вреда не назначалась.

... центром социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области составлен расчет на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01 сентября 2014г. Данная компенсация выплачивалась ежемесячно к назначенной Журавлеву А.Д. пенсии по случаю потери кормильца, получателем которой являлась его мать - Журавлева Н.А. Ежемесячная компенсация была назначена на срок до достижения ребенком возраста 18 лет.

Впоследствии, по представлению Журавлевой Н.А. повторного заявления в военный комиссариат по месту жительства о назначении ежемесячной денежной компенсации в октябре 2018 г. выплата компенсации была продлена на срок до достижения ребенком возраста 23 лет.

... центру социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области стало известно, что решением Центрального районного суда г. Оренбурга от ... года удовлетворены исковые требования Журавлевой Н.А. к Жмурко Ф.Г., Министерству обороны РФ о возмещении ущерба, компенсации морального вреда, причиненного смертью кормильца

В связи с чем, с 01 февраля 2020 года центром социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области прекращена выплата ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленная частью 9 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации № ЗОб-ФЗ от 21 октября 2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

... г. исх. № ... Журавлевой Н.А. и Журавлеву А.Д. направлено письменное извещение о прекращении ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, а ... г. исх. № ЦСО/3201 извещение об образовавшейся переплате ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в общей сумме 258 346 руб. 78 коп., в котором просили добровольно определить порядок возмещения излишне выплаченной ежемесячной денежной компенсации и сообщить письменно о своем решении.

... Вх. № ... в адрес военного комиссариата Оренбургской области поступил ответ Журавлевой Н.А. на исх. № ... от ... в котором выразила свое несогласие с возмещением переплаты.

Считают, что в действиях Журавлевой Н.А имеется недобросовестность, поскольку после при вступлении в законную силу ... решения Центрального районного суда г. Оренбурга от ... года не сообщила в военный комиссариат по месту жительства о наступлении обстоятельств, лишающих права на дальнейшее получение компенсации.

В ходе судебного разбирательства представитель истца уточнила заявленные требования и окончательно просила взыскать с Журавлевой Н.А. излишне полученную ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью, установленную частью 9 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации № З06-ФЗ от 21 октября 2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» за период с 12.08.2014 г. по 31.08.2019 г. в сумме 234 964 рубля 28 копеек (Двести тридцать четыре тысячи девятьсот шестьдесят четыре рубля 28 копеек) в пользу Министерства обороны РФ в лице Федерального казённого учреждения «военный комиссариат Оренбургской области»; Взыскать с Журавлева А.Д. излишне полученную ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью, установленную частью 9 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации № З06-ФЗ от 21 октября 2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» за период с 01.09.2019 г. по 31.01.2020 г. в сумме 23 382 рубля 50 копеек (Двадцать три тысячи триста восемьдесят два рубля 50 копеек) в пользу Министерства обороны РФ в лице Федерального казённого учреждения «военный комиссариат Оренбургской области». Денежные средства перечислять в доход федерального бюджета на счет «ВВЗ членам семьи погибшего при исполнении обязанностей в/службы (п.9)»     Код бюджетной классификации 187.10.03.0311630.240.313: Получатель - Поволжский банк ПАО Сбербанк Банк Получателя - Поволжский банк ПАО Сбербанк, ИНН 7707083893, КПП 631602001

БИК N, р/с N, к/с N

Представитель истца Сомова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Заявила ходатайство о восстановлении срока исковой давности.

Ответчики Журавлева Н.А. и Журавлев А.Д. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В представленном заявлении просили рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленных возражениях на заявленные требования просили применить пропуск срока исковой давности? в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Журавлевой Н.А. - Хопренинов В.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, просил в их удовлетворении отказать, применить срок исковой давности.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном отзыве, просили заявленные требования удовлетворить в полнм объеме, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и иных категорий лиц регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (название закона приводится в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела судом) (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Частью 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 предусмотрено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных этим законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Исходя из содержания статьи 50 и части 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I работа по пенсионному обеспечению лиц, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и членов их семей осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения. Названные лица обращаются с заявлениями о назначении пенсий в пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

В силу части 12 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что ... проходил военную службу в Вооруженных силах РФ.

Согласно свидетельству о смерти ... от .... ... умер ...

Выпиской из приказа командующего 58 общевойсковой армии № ... от ... подполковник ... исключен из списков личного состава Вооруженных Сил РФ с 12.08.2014 г. в связи со смертью.

.... Журавлева Н.А. обратилась с заявлением к начальнику отдела ВКОО по Южному округу г. Оренбурга о назначении пенсии по случаю потери кормильца, умершего ... на сына Журавлева А.Д.

В соответствии с Законом РФ№ 4468-1 от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семей" военной травмой признается ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы» Военным комиссариатом Оренбургской области Журавлеву А.Д., 31.10.2000 года рождения, назначена пенсия по случаю потери кормильца ... с 01 сентября 2014 г. Получателем пенсии являлась мать - Журавлева Н.А.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Указанная компенсация выплачивается также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими. При этом категории военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы, члены семей которых имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 11 статьи 3 указанного Федерального закона членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 142 были утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 142 утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным Фондом Российской Федерации.

Подпунктом "б" пункта 2 указанных Правил устанавливается, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается, в том числе, членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.

В соответствии с пунктом 3 Правил назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 указанных Правил для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, и документы перечисленные в указанном пункте.

Согласно пункту 18 указанных Правил выплаты ежемесячной денежной кпенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее.

Согласно заключению военно-врачебной комиссии Отдела (ВВЭ, г.Самара) филиала № ... ... МО РФ от .... причиной смерти ... является военная травма.

... года Журавлева Н.А. обратилась в Военный комиссариат Оренбургской области по Южному округу г. Оренбурга с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации по ч. 9 ст. 3 ФЗ от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ в возмещение вреда. К заявлению приложены необходимые для назначения компенсации документы, в том числе справка Министерства социального развития ... Центра социальной поддержки населения в Центральном районе г. Оренбурга о том, что Журавлеву А.Д. ежемесячная денежная компенсация по ФЗ от 07.11.2011 г. № З06-ФЗ в возмещение вреда не назначалась.

Как следует, из материалов дела .... Центром социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области составлен расчет на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01 сентября 2014г. Данная компенсация выплачивалась ежемесячно к назначенной Журавлеву А.Д. пенсии по случаю потери кормильца, получателем которой являлась его мать - Журавлева Н.А. Ежемесячная компенсация была назначена на срок до достижения ребенком возраста 18 лет.

Впоследствии, по представлению Журавлевой Н.А. повторного заявления в военный комиссариат по месту жительства о назначении ежемесячной денежной компенсации в октябре 2018 г. выплата компенсации была продлена на срок до достижения ребенком возраста 23 лет.

С .... получателем выплаты – пособия является Журавлев А.Д., на основании распоряжения № ...

Как следует, из пояснений представителя истца и материалов дела 15 января 2020г. центру социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области стало известно, что решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 15 июня 2015 года удовлетворены исковые требования Журавлевой Н.А. к Жмурко Ф.Г., Министерству обороны РФ о возмещении ущерба, компенсации морального вреда, причиненного смертью кормильца.

Так решением, Центрального районного суда г. Оренбурга от 15 июня 2015 года Жмурко Ф.Г., Министерства обороны РФ в пользу Журавлевой Н.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего солидарно взыскана компенсация морального вреда в размере 1 000 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, компенсация вреда, причиненного смертью кормильца по состоянию на 11.04.2015 г. в размере 157 887 рублей 76 копеек и далее подлежит взысканию в пользу Журавлева А.Д. ежемесячно по 36 610 рублей 97 копеек до достижения совершеннолетия и в последующем до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет. Компенсация вреда, причиненного смертью кормильца, подлежит последующей индексации при увеличении стоимости жизни. В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение Центрального районного суда г.Оренбурга вступило в законную силу ...

.... ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» в адрес Журавлевой Н.А. и Журавлева А.Д. направлено письменное извещение №... о прекращении ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью с ... года, в связи с тем, что имеется вступившее в законную силу решение суда о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленная ч. 9 ст. 3 ФЗ РФ № 306-ФЗ от 21.10.2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в сумме 4 676 руб.

... ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области в адрес Журавлевой Н.А. и Журавлева А.Д. направлено извещение № ... об образовавшейся переплате ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в общей сумме 258 346 руб. 78 коп., в котором просили добровольно определить порядок возмещения излишне выплаченной ежемесячной денежной компенсации и сообщить письменно о своем решении.

... в адрес военного комиссариата Оренбургской области поступил ответ Журавлевой Н.А., в котором она выразила свое несогласие с возмещением переплаты.

Обращаясь с настоящим заявлением в суд, истец ссылается на п. 15 ст. 3 ФЗ от 07.11.2011г. №306-ФЗ согласно которой единовременные пособия и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10, 12 и 13 настоящей статьи, не производятся лицам, получившим такие пособия или компенсации по тем же основаниям в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом, считают, что в действиях Журавлевой Н.А имеется недобросовестность, поскольку в нарушение п. 12 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 142 после вступления в законную силу 21 июля 2015 г. решения Центрального районного суда г. Оренбурга от ... года не сообщила в военный комиссариат по месту жительства о наступлении обстоятельств, лишающих права на дальнейшее получение компенсации.

Следовательно, считают, что в соответствии со ст. 1102 ГК РФ выплаченные денежные средства является неосновательным обогащением, а излишне выплаченная сумма ежемесячной денежной компенсации подлежит возмещению

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе Российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением мер социальной поддержки отдельными категориями граждан, установленных законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (части 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 г. N 258-О).

Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления (абзац второй пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П).

В соответствии с частью 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах предписаний, устанавливающих указанное право.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что меры социальной поддержки соответствующих категорий граждан являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных им полномочий принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие условия и порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации ежемесячные компенсационные выплаты, являясь мерой социальной поддержки такой категории граждан как члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в мирное время, входят в систему мер социальной защиты, направленную на создание гражданам, потерявшим кормильца, наиболее льготных (благоприятных) условий реализации их прав и доступа к социально значимым благам и услугам, с тем, чтобы сделать для них, нуждающихся в этих мерах социальной поддержки в силу возраста, по состоянию здоровья, имущественного положения, менее ощутимыми последствия утраты кормильца, и предназначены в числе иных мер социальной поддержки и льгот обеспечить им надлежащий уровень жизни и необходимый достаток, в связи с чем по своей правовой природе относятся к средствам существования гражданина.

Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной гражданину меры социальной поддержки в виде ежемесячной компенсационной выплаты, назначаемой членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в мирное время, подлежат применению положения подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании ежемесячной денежной выплаты презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Журавлевой Н.А. и Журавлева А.Д. при получении им сумм ежемесячной денежной выплаты лежит на органе, требующем их возврата, то есть на истце.

Между тем, каких либо доказательств недобросовестности ответчика истцом не представлено.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что за выплатой, взысканной вышеуказанным решением Центрального районного суда г. Оренбурга Журавлева Н.А. обратилась в феврале 2015г, т.е до назначения выплаты по п.9 ст.3 ФЗ №306-Ф3. Указанное решение вступило в силу ...

В рамках рассмотрения вышеуказанного дела Центральным районным судом г. Оренбурга представители МО РФ являлись стороной по делу и своевременно извещались о судебных заседаниях.

Более того, как следует, из пояснений представителя ответчика, и что не оспаривалось представителем истца, исполнительный лист направлялся на исполнение в Межрегиональное управление Федерального Казначейства по месту открытия лицевого счета Министерству обороны, которое в свою очередь поручило осуществлять оплату присужденных сумм ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области». В последующем УФК по Оренбургской     области обращалось с разъяснением решения суда, а определением суда от 20.10.2015 решение суда было разъяснено. В 2018 году выплата, присужденная решением суда, была проиндексирована.

Таким образом, поскольку истец при установлении Журавлеву А.Д. ежемесячной компенсационной выплаты не проявил должной осторожности и осмотрительности, не воспользовавшись имеющейся в их распоряжении информацией, оснований для взыскания с ответчика заявленной в исковом заявлении денежной суммы в качестве неосновательного обогащения не имеется.

Более того, решением Центрального районного суда г.Оренбурга в соответствии со ст. 1080 ГК РФ установлена солидарная ответственность ответчиков Жмурко Ф.Г. и Министерства обороны РФ.

В соответствии с п. п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", при причинении вреда третьим лицам владельцы источников повышенной опасности, совместно причинившие вред, в соответствии с пунктом 3 статьи 1079 ГК РФ несут перед потерпевшими солидарную ответственность по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ. Солидарный должник, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения. Поскольку должник, исполнивший солидарное обязательство, становится кредитором по регрессному обязательству к остальным должникам, распределение ответственности солидарных должников друг перед другом (определение долей) по регрессному обязательству производится с учетом требований абзаца второго пункта 3 статьи 1079 ГК РФ по правилам пункта 2 статьи 1081 ГК РФ, то есть в размере, соответствующем степени вины каждого из должников. Если определить степень вины не представляется возможным, доли признаются равными.

Из приведенных правовых норм следует, сторона, исполнившая обязательство, вправе требовать с другого причинителя вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения.

Таким образом, в случае исполнения решения Центрального районного суда г. Оренбурга Министерство обороны РФ имеет право предъявления регрессного иска ко второму ответчику Жмурко Ф.Г.

Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, а представителем истца заявлено ходатайство о восстановлении пропуска срока исковой давности.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу п. 1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Согласно изложенным в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности" разъяснениям, в силу п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Согласно абзацу 5 пункта 3 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 мая 2013, при исчислении сроков исковой давности по требованиям о взыскании просроченной задолженности по кредитному обязательству, предусматривающему исполнение в виде периодических платежей, суды применяют общий срок исковой давности (статья 196 ГК РФ), который подлежит исчислению отдельно по каждому платежу со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Согласно статье 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.

Как разъяснено в абзаце втором пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N... "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в соответствии со статьей 205 Гражданского кодекса Российской Федерации в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца - физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства.

Представитель истца, обратилась в суд с ходатайством о восстановлении срока исковой давности, указав, что о нарушении своего права они узнали только в январе 2015 года в связи с чем, срок ими не пропущен.

Как следует, из материалов дела ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» обратился в суд с настоящим исковым заявлением 12.10.2020 года (согласно отметки почтового отделения на конверте), следовательно, общий срок исковой давности по требованиям с 12 октября 2017 года заявителем не пропущен и не подлежит восстановлению.

Между тем, истцом пропущен срок исковой давности по требования с 12.08.2014г. по 11.10.2017 года.

Однако доказательств уважительности причин пропуска срока, материалы дела не содержат.

Довод истца о восстановлении срока исковой давности судом не принимается, поскольку основан на неверном понимании норм права. Как уже отмечено судом, о нарушении своего прав истец должен был узнать с момента рассмотрения в Центральном районном суде г.Оренбурга гражданского дела по иску Журавлевой Н.А. к Жмурко Ф.Г., Министерству обороны РФ о возмещении ущерба, компенсации морального вреда и поступление на исполнение в ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» исполнительного листа о взыскании присужденных сумм в 2015 году.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец пропустил установленный законом срок обращения в суд без уважительных причин, в связи с чем, восстановлению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Оренбургской области» к Журавлевой Н.А., Журавлеву А.Д. о взыскании ежемесячной денежной компенсации - оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 02 апреля 2021 года

Судья: /подпись/

Подлинник решения хранится

в Ленинском районном суде г.Оренбурга

при гражданском деле № 2-636/2021

2-636/2021 (2-7146/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ФКУ " "Военный комиссариат Оренбургской области"
Ответчики
Журавлев Андрей Дмитриевич
Журавлева Наталья Анатольевна
Другие
Министерство Обороны РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Чадов Алексей Анатольевич
Дело на сайте суда
leninsky.orb.sudrf.ru
13.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2020Передача материалов судье
16.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2020Подготовка дела (собеседование)
10.12.2020Подготовка дела (собеседование)
10.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.12.2020Предварительное судебное заседание
20.01.2021Предварительное судебное заседание
03.02.2021Судебное заседание
26.03.2021Судебное заседание
02.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее